Российской вертолетостроительной отрасли прочат рост за счет повышения спроса на машины специального назначения.
Финансовые показатели отечественной вертолетостроительной отрасли, консолидированной вхолдинге «Вертолеты России» в2016 году ипервом квартале текущего года, вполне врусле тенденции последних лет продолжали ухудшаться.
Причины отчасти носят макроэкономический характер. Произошедшее впрошлом году укрепление курса рубля неблагоприятствует экспорту, накоторый взначительной степени ориентировано вертолетостроение. Однако ифизические объемы производства вертолетов вРоссии сократились, что говорит уже очисто внутриотраслевых проблемах. «Вертолеты России» пока несмогли решить задачи, которые сами перед собой ставят: перейти свыпуска хорошо проверенных, ноустаревающих моделей нановые, перспективные, атакже завоевать рыночные ниши, вкоторых наша вертолетная промышленность досих пор представлена слабо,— речь прежде всего олегких машинах гражданского назначения.
Впрочем, зарубежные аналитики предсказывают, что нынешний мировой спад спроса навертолеты вскоре сменится ростом, причем именно втом сегменте, где Россия традиционно сильна: впроизводстве тяжелых моделей военного, спасательного ипрочего специального назначения. Если этотак, возможно, стратегией успеха для «Вертолетов России» окажется просто перетерпеть «тощие» годы, сохранив обкатанные модели.
Африканская выручка
Как свидетельствует консолидированная финансовая отчетность АО«Вертолеты России» за2016 год поМСФО, прибыль холдинга сократилась почти втрое посравнению спредыдущим годом: до16,204 млрд против42,198 млрдруб. в2015 году. Для компании, вкоторой значительная часть контрактов— экспортные, это отчасти можно объяснить колебаниями валютных курсов. Наконец 2016 года курс был60,66руб. задоллар, а2015-й «Вертолеты России» закрывали при72,88руб. задоллар. Стоит, однако, обратить внимание, что выручка холдинга вэти два года почти неизменилась:214,36 млрд (2016 год) и219,972 млрдруб. (2015 год). Очевидно, что кпадению прибыли привел рост себестоимости техники ипрочих расходов.
Впервом квартале 2017 года холдинг сообщил очистом убытке (отчетность поРСБУ) —1,58 млрдруб.,что, впрочем, в2,5 раза меньше, чем всоответствующий период 2015 года.
Директор департамента авиапромышленности Минпромторга РФСергей Емельянов рассказывалСМИ, что в2016 году компания выпустила 189 вертолетов ив 2017 году собирается сохранить примерно такойже объем производства: «порядка 200 вертолетов», сказал Емельянов. В2015 году холдинг поставил заказчикам 212 машин.
Портфель заказов «Вертолетов России» наконец 2016 года, пословам Емельянова, насчитывает 396 вертолетов общей стоимостью 466 млрдруб. Тоесть при сохранении нынешних темпов производства онедва обеспечивает загрузку предприятий холдинга надва года.
Самыми выгодными клиентами российских вертолетостроителей впрошлом году оказались заказчики сАфриканского континента. Они компенсировали падение доходов изАзии иАмерики, связанное сзавершением ранее заключенных контрактов состранами изэтих регионов. Неисключено, что ив 2017 году Африка будет играть вформировании финансовых показателей «Вертолетов России» заметную роль: холдинг рассчитывает назаключение крупных контрактов сЕгиптом.
В2016 году «Вертолеты России» поставили машины в13 стран, помимо России: наКубу, вКитай, Таджикистан, Индию, Белоруссию, Сербию, Бангладеш, Казахстан, Перу, Анголу, Ирак, Алжир, Нигерию. Послепродажное обслуживание вертолетной техники российского исоветского производства было предоставлено заказчикам из21 страны.
Прогноз нев пользу гражданских
Основной продукт «Вертолетов России»— это машины семейства Ми-8/17. Оно выпускается уже более 50лет, насчитывает порядка сотни модификаций, пользуется заслуженной известностью вомножестве стран иобладает разными почетными званиями (в частности, «самый массовый двухдвигательный вертолет вмире»). Недостатки этого продукта являются продолжением его достоинств: потенциал его модернизации взначительной степени исчерпан.
Попытки «Вертолетов России» разработать новый продукт внише Ми-8, атакже отвоевать себе место нарынках вертолетов других весовых категорий иназначений, пока неувенчались успехом. Вертолет Ми-38, спроектированный насмену Ми-8, еще вдекабре 2015 года получил сертификат смногочисленными ограничениями: помаксимальной скорости ивысоте полета, температуре окружающей среды при эксплуатации ивысоте базирования, асамое главное— без права перевозки пассажиров. Сертификация пассажирской версии, которая откроет возможность коммерческого использования Ми-38, ожидается вэтом году, начало еевыпуска— вследующем. Пока единственный заказчик существующей версии новой машины— Министерство обороны России, которое итак является одним изосновных клиентов «Вертолетов России».
Таким образом, для завоевания гражданского рынка у«Вертолетов России» пока просто нет адекватного продукта. Нодаже еслибы онбыл, конъюнктуру благоприятной неназовешь: этот рынок сокращается. Поразным причинам: вчастности, общемировая потребность вгражданских вертолетах падает из-за снижения спроса наобслуживание морских нефтедобывающих платформ.И, как прогнозируют аналитики, вближайшие годы она сократится еще сильнее.
Вмарте 2017 года международная корпорация Honeywell издала свежую версию своего традиционного пятилетнего прогноза мирового рынка вертолетов стурбовинтовыми двигателями. Компания ожидает, что в2017–2021 годах будет продано 3900–4400 таких вертолетов гражданского назначения, тоесть на400 штук (примерно 10%) меньше, чем таже Honeywell предсказывала годом раньше. Внекоторых регионах мира закупки, как ожидается, упадут еще сильнее: вЛатинской Америке, например, на13%,а, вчастности, вБразилии, переживающей экономический кризис,— даже на20%. Пробиться наэти сужающиеся рынки станет сложнее, ацены нановые вертолеты, вероятно, упадут.
Ксчастью для «Вертолетов России», ввоенном сегменте рынка царят противоположные ожидания. Аналитическое агентство Forecast International всвоем прогнозе на2017–2031 годы оценивает мировые продажи военных вертолетов среднего итяжелого класса вэтот период в6175 штук наобщую сумму $158,4 млрд. Именно вэтом классе позиции «Вертолетов России» традиционно сильны. Forecast International предсказывает, что большая часть вышеупомянутых расходов будет американской иавиастроительные компании изСША станут главными финансовыми бенефициарами. Тем неменее и«Вертолеты России», помнению агентства, займут почти треть мирового рынка продаж средних итяжелых военных вертолетов сосвоим проверенным семейством Ми-8/17. Если события иправда будут развиваться поэтому сценарию, задача диверсифицировать продуктовый ряд российских вертолетов, возможно, перестанет казаться первоочередной.