Интернет-площадка розничной торговли AliExpress, принадлежащая китайскому гиганту Alibaba Group, пытается увеличить число российских покупателей за счет новой услуги — оплаты покупок с помощью мобильного телефона.
Новый способ оплаты станет доступен на следующей неделе, сообщил во вторник представитель AliExpress в России Марк Завадский. По его словам, AliExpress станет первой интернет-площадкой из тех, что продают товары из-за рубежа, которая введет возможность оплаты со счета мобильного телефона для абонентов МТС, «МегаФона», «Билайна» и Tele2 в России. Для вывода услуги на рынок AliExpress заключила партнерство с процессинговой компанией «Союзтелеком» и платежной системой НКО «Рапида», которые отвечают за техническое обеспечение расчетов. Все операторы подтвердили РБК сотрудничество с китайской площадкой.
Новый способ оплаты позволит привлечь к площадке дополнительных пользователей, говорит Богдан Задорожный, представитель компании Alipay (также входит в Alibaba Group и предоставляет платежные решения для AliExpress и других компаний холдинга). Сейчас, по данным AliExpress, число ее пользователей в России и СНГ составляет около 9 млн человек.
По словам Задорожного, при оплате покупок с мобильного телефона комиссия пользователя оператору составит около 1-3% от суммы покупки. Комиссию будет платить и AliExpress, но ее размер не разглашается.
«В России услуга мобильной коммерции появилась одной из первых в мире 7-8 лет назад. Первый проект запустил «Билайн», потом присоединялись другие операторы», — рассказал директор по продажам «Союзтелекома» Евгений Карпов. «Союзтелеком», по его словам, 15 лет занимается развитием мобильных платежей в различных сегментах, больше 10 лет компания обслуживает СМС-голосование на конкурсе «Евровидение».
По данным «Союзтелекома», в 2013 году рынок мобильной коммерции составил 50 млрд руб. В эту категорию входит оплата товаров и услуг со счета мобильного телефона и премиум-СМС (отправка сообщений на короткие номера).
Оплата со счета мобильного телефона популярна не только в Москве, утверждает Евгений Карпов. По его данным, только 35% пользователей этого сегмента живут в столице, а 65% — в других городах России. Средний чек при этом способе оплаты составляет около 2 тыс. руб., говорит он. Доля пользователей AliExpress за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и их областей составляет более 80%, свидетельствуют данные самой компании.
Мобильные операторы говорят о росте оборота мобильных платежей. В МТС этот сегмент в четвертом квартале 2014 года вырос к тому же периоду 2013 года на 23%, до 5,3 млрд руб., количество пользователей мобильных платежей увеличилось на 38%, до 3,6 млн, рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. По его словам, сейчас со счета мобильного телефона МТС можно оплатить услуги и товары десятков тысяч контрагентов, в том числе Ozon.ru, крупных магазинов цветов, косметики и других. Представитель «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Анна Айбашева говорит, что в четвертом квартале база пользователей мобильной коммерции увеличилась более чем на 6%, а выручка мобильной коммерции выросла на 26% год к году (абсолютных цифр она не раскрыла). В «МегаФоне» число пользователей, которые оплачивают покупки с мобильного счета, выросло в 2014 году на 20%, говорит пресс-секретарь компании Алия Бекетова.
В Ozon.ru оплатить покупки со счета мобильного телефона можно с 2013 года, говорит представитель компании Мария Назамутдинова. Только 0,6% покупок оплачивается этим способом, но при покупке цифровых товаров — игр, софта — этот тип платежа используют в 12,5% случаев. Но пик популярности оплаты покупок со счета мобильного телефона миновал, считает она.
Помимо Ozon на российском рынке такую возможность предоставляют американский агрегатор интернет-скидок Groupon и российский продавец лицензионного программного обеспечения Softkey. У конкурентов AliExpress на международном рынке — площадок Amazon и eBay — нет опции оплаты с мобильного телефона, так же как и у онлайн-ретейлеров Lamoda, «М.Видео», «Связной», «Эльдорадо». Российская Avito позволяет пополнять таким способом виртуальный кошелек и заплатить, к примеру, за премиум-объявление, но не купить у продавца товар.