По данным «Анализа рынка ювелирных изделий в России», подготовленного BusinesStat в 2016 году, в 2014 году в стране произошел резкий рост объема их продаж – на 42%. По итогам года объем рынка достиг пятилетнего максимума и составил 49,6 млн шт. Такой рост обусловлен психологией потребления предметов роскоши в кризисные периоды: на фоне начавшейся стагнации в экономике, серьезного ослабления рубля по отношению к другим мировым валютам и в ожидании резкого роста цен население старалось вложить сбережения в более стабильные активы. Поскольку доверие к банковской системе в стране остается достаточно низким, то традиционными вариантами вложения средств (в зависимости от их объема) остаются, в числе прочих, ювелирные изделия.
Негативная экономическая ситуация также подстегнула отложенные покупки: граждане тратили деньги на давно планировавшиеся покупки для того, чтобы избежать более значительных трат в будущем. В 2015 году продажи ювелирных изделий все еще оставались на достаточно высоком уровне – 43 млн шт. Однако этот показатель оказался ниже аналогичного годом ранее на 13%.
Ожидается, что наиболее заметное падение рынка будет наблюдаться в 2016 году – почти на 30%. На ситуацию повлияет продолжающееся пике российской экономики, вызвавшее существенное сокращение реальных располагаемых доходов населения на фоне высокой инфляции. Кроме того, спрос на ювелирные изделия обладает высокой эластичностью: снижение уровня жизни сильно коррелирует с падением объемов продаж. В этот период ювелирные изделия будут испытывать серьезную конкуренцию со стороны более дешевых товаров − ювелирной галантереи и бижутерии. Небольшое снижение продаж будет наблюдаться и в 2017 году. Однако в 2018-2020 гг. объем рынка ювелирных изделий в России начнет восстанавливаться, а в 2020 году показатель, по нашим оценкам, достигнет 33,9 млн шт.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.