По традиции одна из главных тем Международного инвестиционного форума в Сочи — государственные меры поддержки наиболее перспективных проектов. В условиях кризиса и оттока зарубежного капитала именно они выходят на первый план. Но эти меры могут дать эффект лишь при наличии четких правил определения точек роста и отбора инвестпроектов.
Фото: Олег Яковлев для РБК
Введение западных санкций иотток зарубежных частных инвестиций привели куменьшению долгосрочных инвестиций вроссийскую экономику примерно на200 млрдруб., полагает партнер McKinsey & Company Елена Кузнецова. Причем восполнить эти потери засчет частного сектора невозможно— уроссийских инвесторов нет длинных идешевых денег надолгосрочные проекты.
Вэтих условиях ключевую роль начинают играть проекты сучастием государства. Деньги наэто пока удается изыскать.Так, в2015 году суммарный объем госинвестиций вроссийскую экономику вырос на5%, с13,9 трлн до14,5 трлнруб. Государство вкладывает деньги через несколько каналов: это Банк развития (ВЭБ), Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, фонды развития регионов,— атакже создает концессии. При этом вопрос, как именно государство должно отбирать инвестиционные проекты, досих пор остается открытым— окончательных точных критериев пока невыработано.
Между бизнесом исоциалкой
Государство— непростой инвестор. Содной стороны, оно должно выполнять социальные функции, сдругой— неможет заниматься благотворительностью идолжно вкладываться вокупаемые проекты; окупаемость при этом может быть обеспечена нетолько непосредственной отдачей, нои общим экономическим эффектом отреализации проекта.
Важно грамотно балансировать между экономической исоциальной составляющими, говорит заместитель министра промышленности иторговли Василий Осьмаков. Поего словам, государство нив коем случае недолжно замещать частные инвестиции; ему следует идти туда, куда частный сектор идти неготов. При этом оно должно мыслить как собственник: неинвестировать себе вубыток.
«Госинвестиции должны направляться вте проекты, которые либо формируют бизнес-возможности напрямую, либо создают инфраструктуру для бизнеса, это один изосновополагающих принципов,— считает Елена Кузнецова.— Они должны быть сфокусированы винфраструктурных отраслях».
«Качественные дороги сокращают транспортные издержки, азначит, цены, которые население платит затовары иуслуги, будут ниже»,— отмечает недостатки такого подхода профессор РЭШ Константин Старин.
Водном эксперты сходятся: общие принципы государственной инвестиционной политики должны быть ориентированы наэффективность работы инвестиционного капитала, прозрачность проектов.
«Пользоваться инструментами безвозвратного финансового стимулирования стоит предельно аккуратно ивыборочно— для развития уникальных бизнесов или приоритетных направлений, которые необходимы для решения актуальных государственных задач»,— считает Михаил Макаров, заместитель директора Фонда развития промышленности.
Нишевые продукты
Второй важный вопрос— как определять перспективные ниши для инвестирования. Опрошенные РБК+ эксперты предложили два варианта. Первый— искать ихвнутри страны, чтобы дать толчок развитию секторов, ориентированных навнутренний спрос ив перспективе наэкспорт. Второй— изначально анализировать глобальный рынок иискать ниши именнотам.
«Нужны направления, вкоторых унас есть компетенции: военно-техническая сфера, агрорынок, переработка ихранение сельхозпродукции, космос, радиоэлектроника, авиастроение»,— перечисляет советник ректора Университета ИТМО поразвитию Олег Мальсагов.
Минпромторгже, напротив, предлагает отталкиваться оттого, какую нишу Россия может занять намеждународном рынке. При этом горизонт планирования должен быть неменее 10–15 лет сдетальным планированием ближайших двух-трехлет, считают вминистерстве. «Точками роста должны стать инвестиции восновной капитал высокотехнологичных проектов, занятых всфере микроэлектроники, инноваций пообмену информацией икоммуникациям, атакже инвестиции винфраструктурные проекты»,— дополняет эти требования доцент Института бизнеса иделового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян.
Выборные технологии
Еще один вызов государству— отбор конкретных проектов. Причем речь нетолько опроектах, которые будут напрямую поддерживаться деньгами или субсидиями, ноитех, для которых власти могут устранить административные барьеры, смягчить воздействие внешних факторов, помочь выйти навнешние рынки или получить госзаказы. Кто должен заниматься подробным анализом иоценкой проектов, которые получат господдержку?
«В идеале должен происходить прежде всего самоотбор, когда государство поддерживаеттех, кто заявился исоответствует установленным критериям. Жизнь накладывает свои коррективы, поэтому приходится вводить инструменты коллегиального оценивания»,— говорит Василий Осьмаков. Поего мнению, это должны быть технологичные проекты среднего бизнеса, ине важно, изкаких отраслей, хотя приоритет можно отдать композитам, химии инефтехимииили, например, некоторым направлениям машиностроения. Сейчасже поддержку получают восновном предприятия сдлительными производственными циклами. Прежде всего винвестиционном комплексе: энергетическое машиностроение, производство транспортной, дорожной истроительной техники, сельскохозяйственное машиностроение.
«Отбирать проекты исходя изэкономической целесообразности могут, например, эксперты изинститутов развития:ВЭБ,ФРП. Это могут быть профильные министерства— например, Минпромторг разработал программы развития поряду отраслей, определив перспективные проекты, иобеспечивает поним субсидирование процентных ставок. Итам итам есть очень квалифицированные люди. Отбором проектов моглибы заниматься икоммерческие банки, которые оценивают бизнес-план, ноони сейчас немогут предложить компаниям долгосрочное финансирование»,— считает Елена Кузнецова.
Отбирать проекты могутте, кто сейчас руководит предприятиями конкретной отрасли иочень хорошо понимает рынок иперспективы, полагает Олег Мальсагов.
«Даже если увласти нет собственных ресурсов для проведения адекватного анализа ситуации, томожно обратиться запомощью кнезависимым экономистам или вконсалтинговые центры»,— предлагает вариант директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Впереди паровоза
России нужно искать свое место намировом рынке, искать перспективные направления исвободные ниши, смотреть надинамику отраслей, регионов иотдельных проектов, вкоторые вкладывались частные инвесторы или которые росли сами, нодля масштабирования бизнеса имнужны длинные деньги. Это может быть как трансфер технологий, так ипрорывные разработки, отмечают эксперты.
Помнению Эмиля Мартиросяна, локомотивами роста ВВП должны стать инвестиции ввысокотехнологичные отрасли иинфраструктурные проекты: «Эти индустрии создают добавленную стоимость вгеометрической прогрессии, при этом возникают предпосылки роста нетолько прибыльности инвестпроектов, нои ихпоследующей независимой акционерной стоимости».
Поддержка необходима проектам крупного производственного бизнеса, считает Михаил Макаров: «Такие компании хотя иизвестны рынку ипоэтому импроще договариваться сбанками, нозаемные средства для них сейчас доступны под 15–20% годовых. Такие ставки делают большинство проектов просто нерентабельными».
Лучше всего сейчас вкладываться вбизнес-инфраструктуру— например, очень интересен проект транспортных коридоров исоздание инфраструктуры для территорий опережающего развития, говорит Елена Кузнецова. Очень перспективны, поее мнению, отдельные сегменты машиностроения, ине только из-за девальвации: играют роль также низкие тарифы наэлектричество, относительно невысокая стоимость идостаточное количество квалифицированных кадров. «Мы недавно просчитывали экономические показатели для нескольких реальных машиностроительных проектов врегионах, поним ясно видно: сточки зрения затрат Россия сейчас интереснее Китая»,— делится эксперт.
«Инвестируя вмикроэлектронику, мыможем переманить изАзии производителей массовой потребительской электроники. Предпосылки для этого есть: дешевый рубль, дешевая энергия иудобное расположение между Европой иАзией»,— продолжает эту мысль Никита Исаев.