По данным «Анализа рынка этилового спирта в России», подготовленного BusinesStat в 2016 году, за период с 2011 г. по 2015 г. его натуральный объем продаж вырос на 7,9% — с 913,6 млн до 985,7 млн л. Снижение показателя относительно предыдущих лет наблюдалось только в 2014 году – на 2,4%. Основной объем продаж в 2011-2015 гг. приходился на неденатурированный этиловый спирт. Его доля в структуре продаж этилового спирта в стране колебалась от 91,0% до 94,2% за период.
На рынке этилового спирта существенную долю занимает теневое производство. Теневым производством считается любое производство этилового спирта для продажи, не учитываемое государственными органами учета. В 2011-2015 гг. доля теневого производства этилового спирта в России колебалась от 33,5% до 39,9%. Мощным стимулом к развитию «подпольных» производств послужил существенный рост акцизов в 2013-2015 гг.
Предполагается, что в 2016 году продажи этилового спирта возрастут на 1,7%, что будет вызвано ростом спроса на недорогой крепкий алкоголь в условиях кризиса. В 2017-2020 гг. показатель будет сокращаться в среднем на 0,9% ежегодно. Причиной снижения продаж станет, прежде всего, снижение объемов теневого производства этилового спирта благодаря действию мер, предпринимаемых правительством. Кроме того, на рынок пищевого этилового спирта существенное влияние будет оказывать политика российских властей, направленная на снижение объемов потребления населением спиртных напитков и профилактику алкоголизма. В 2020 году продажи этилового спирта составят 965,6 млн л, что меньше значения показателя в 2015 году на 2%.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.