Фото: Павел Лисицын/РИА Новости
В кризис работники на 8% чаще обращаются за медпомощью, а работодатели вынуждены экономить на полисах добровольного медстрахования (ДМС).
В 2016 году медицинская инфляция, пооценкам страховых компаний, составила 10–15%. Еще один фактор роста цены намедуслуги— ежегодное увеличение числа обращений вмедучреждения всреднем на3%, отмечает партнер компании FinAssist Александр Волобуев, добавляя, что кризисные годы стимулируют повышение обращаемости замедпомощью. В2015 году она выросла на8%, аналогичный показатель ожидается ив этом году.
Цены наполисы ДМС вМоскве загод выросли на10%, врегионах— менее чем на5%, подсчитали в«АльфаСтраховании». Всреднем цена полиса ДМС наодного сотрудника составляет 30–40тыс.руб. вгод, для топ-менеджеров— от80тыс.руб. Стоимость полиса зависит отего наполнения, числа застрахованных, набора клиник, ихпрофиля иуровня, атакже объема включенных услуг исервисных опций. «Стоимость одной итойже услуги вклиниках разного уровня вМоскве или Санкт-Петербурге может отличаться вдва—четыре раза.Или, скажем, стоимость услуги врамках одной клиники, нопри разном числе застрахованных может меняться вдва—три раза»,— приводит пример первый заместитель гендиректора компании «ВТБ Страхование» Олег Меркулов.
Компании, которые являются основными потребителями ДМС (доля корпоративного сегмента— порядка 87%), неотказываются отэтого вида страхования полностью. Согласно опросу, проведенному компанией Kelly Services, 67% россиян считают ДМС самым важным фактором для работника после зарплаты. Экономят компании насмене страховщика, поскольку пролонгация договора увеличивает стоимость страховки загод примерно на10%.
Пересмотр списка медицинских учреждений впользу более бюджетных экономит еще до20% бюджета наДМС, хотя ивызывает недовольство сотрудников. Другая уже доказавшая свою эффективность мера— альтернативная стоматология. Страховщикам удается заметно снизить стоимость страховки, если работники получают услуги стоматологии нев комплексе совсеми услугамиДМС, ав специализированных стоматологических клиниках.
Еще один способ экономии— изменение доступа пациента кклинике. Например, самым дорогостоящим способом является прямой доступ, когда сотрудник самостоятельно выбирает медучреждение изсписка клиник, указанных вего полисеДМС, изаписывается кврачу, неуведомляя при этом страховщика. Непрямой доступ, когда попасть кврачу можно, только получив направление уврача офиса или сотрудника медицинского пульта страховой компании, экономит дотрети отсуммы страховки.
Кардинальный способ экономии, который наиболее негативно воспринимают сотрудники,— уменьшение размера покрытия страховых программ. Оно приводит ксокращению количества медицинских услуг. Самый распространенный способ такой экономии— отказ отплановой госпитализации ивыбор услуги экстренной госпитализации. Впрочем, страховые компании отмечают, что экономия даже при серьезном сужении объема впрограмме составляет около 5%. Популярен иотказ отстрахования родственников сотрудников.
Работодатели также предлагают сотрудникам доплатить засвой полис. Обычно пропорция составляет70:30, где большую часть берет насебя организация. Есть вариант— франшиза. «Франшиза вДМС— это тренд текущего года. Сотрудник сам платит небольшую сумму закаждую получаемую медуслугу. Это дисциплинирует сотрудников, снижает количество избыточных назначений. Франшиза позволяет выигрывать всем сторонам»,— говорит управляющий директор поДМС компании «Ренессанс страхование» Наталья Харина.
Тенденции резкого сокращения бюджетов наДМСнет, отмечает гендиректор компании «Доктор рядом» Александр Пилипчук. Работодатели, поего словам, хотят сохранить бюджет врамках прошлого года засчет сокращения страховой программы либо так или иначе готовы нанебольшой рост впределах 4–5%.
Рационализация потребления медуслуг сейчас достигается работой грамотного специалиста покадрам, который отслеживает, как пользуются страховкой сотрудники,— такой подход позволяет вдолгосрочной перспективе экономить до30% бюджета. Один изинструментов HR-специалиста— грейдирование, которое экономит до20–40% отстоимости общей страховки. Коллектив делят нагрейды взависимости отпотребностей вмедицинском страховании (например, молодые, взрослые, пожилые), уровня должностей (дорогие страховки— для топов, дешевые— для рядовых сотрудников) или статуса работника— штатный или внештатный. Каждой группе подбирается свой пакет ДМС сосвоим набором услуг иклиник.
Вусловиях, когда рынок ДМС сжимается ипрактически нерастет (по данным Банка России, общие объемы взносов пополисам ДМС запервое полугодие 2016-го превысили91,2 млрдруб., что на4,3% больше, чем зааналогичный период 2015 года), страховым компаниям приходится искать новые точки роста. Одна изних— полисы для физлиц. Напомним, что законодательство теперь обязывает мигрантов покупать себе полисы ДМС для получения разрешения работать вРоссии. «Это также говорит отом, что врозничном сегменте есть спрос напродуктыДМС. Поэтому «ВТБ Страхование» выпустило линейку медицинских продуктов для физическихлиц. Один изних— полис «ОтЛичная поликлиника», который предлагает возможности полиса ДМС поцене, доступной практически каждому»,— отмечает Олег Меркулов.
asdcasd