3, Январь 2017

«ТПП — самый понятный партнер для предпринимателей»



О роли системы торгово-промышленных палат в жизни предпринимательского сообщества как в международном масштабе, так и внутри России РБК+ рассказал глава ТПП РФ Сергей Катырин

— Торгово-промышленной палате России исполняется 25 лет. Как вы оцениваете ее эффективность как посредника между предпринимательским сообществом и властью?

— Полагаю, имею право и основания считать сегодня ТПП РФ, всю систему торгово-промышленных палат страны эффективной площадкой для диалога бизнеса и власти на всех уровнях.

Четверть века назад мы начали создавать этот институт развития бизнеса. Опыта на старте было ноль, двигались поначалу методом проб и ошибок. Большую роль здесь сыграл Евгений Примаков с его огромным авторитетом, возглавлявший ТПП РФ десять лет — до марта 2011 года. За это время мы научились работать системно и представлять интересы малого, среднего и крупного бизнеса перед властью. Но при условии, что они не противоречат интересам общества. Этот принцип сформулирован и в нашем слогане: «В интересах бизнеса, во благо России». В нашу «зону ответственности» входят все области предпринимательства.

— Что вы считаете самым большим успехом палаты за эти годы, в чем видите просчеты?

— Не все пока удалось, в России есть еще множество проблем. Но создана и совершенствуется с нашим участием законодательная база экономики, предпринимательство встало на ноги, оно развивается. Я говорю не только о крупном бизнесе; работает и растет малый, средний бизнес. Это я бы и назвал главным достижением.

Наши просчеты? Правильнее было бы говорить не о просчетах как таковых, а о том, что не все наши инициативы и предложения нам удается реализовать. Не всегда наше экспертное сообщество может убедить лиц, принимающих решения, в обоснованности мер, предлагаемых нами для развития отрасли или бизнеса в целом. Ну, такие «упущения» или, если хотите, просчеты в доказательствах мы стараемся исправить: ищем дополнительные аргументы и все чаще добиваемся нужного ответа.

— Например?

— Например, еще в 2002 году палата инициировала разработку закона о промышленной политике. Мы потом 12 лет доказывали его необходимость для экономики, и он все же был принят в конце 2014 года. В рамках реализации закона был, в частности, создан Фонд развития промышленности. Он предоставляет бизнесу целевые займы на условиях софинансирования под низкую процентную ставку и поддерживает проекты, ориентированные на импортозамещение, имеющие экспортный потенциал. Предприниматели на ура восприняли появление фонда. Сегодня его возможности даже отстают от запросов бизнеса, представившего более 1600 заявок на полтриллиона рублей. Мы помогаем реализовать региональные промышленные проекты, рекомендованные фонду системой ТПП РФ и получившие его поддержку. Считаю это очень нужным и эффективным направлением нашей работы, а сам фонд — одним из лучших институтов развития в стране.

— Как выглядит развитие российской системы торгово-промышленных палат в количественных характеристиках?

— В 1991 году в учредительном съезде, объявившем о создании палаты, участвовали представители 18 региональных ТПП и нескольких десятков объединений предпринимателей. Сегодня это система, состоящая из 180 палат, более 50 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности, более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровнях, а также комитеты и советы ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства.

Мы участвуем в развитии выставочно-ярмарочной деятельности, проводим деловые миссии в зарубежные страны — в 2011–2015 годах их было более 7,5 тыс. У российского и иностранного бизнеса пользуется авторитетом Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ. Он, кстати, рассматривает ежегодно больше дел, чем известный стокгольмский или лондонский арбитраж.

— Не изжил ли себя институт ТПП в международном масштабе? Сегодня у бизнеса есть возможности самостоятельно устанавливать зарубежные контакты. Может, лучше сосредоточиться на внутреннем рынке?

— Нисколько не изжил. Предприниматели, прежде всего малые и средние, предпочитают работать через ТПП. Крупный бизнес располагает достаточными средствами, чтобы, например, провести нужные маркетинговые исследования, хотя, замечу, и крупные компании часто пользуются возможностями палат. Кстати, ТПП РФ имеет 11 представительств за рубежом и 23 почетных представителя. Вместе они представляют наши интересы в 44 странах мира. При палате работают 74 деловых совета, задача которых — устанавливать связи нашего бизнеса с партнерами из других стран.

Сегодня, в условиях санкций, наши палаты часто выступают вообще основным каналом связи между российским и зарубежным бизнесом. Наконец, ТПП как раз благодаря международному масштабу этого института — это самый понятный партнер для предпринимателей всех стран, на всех рынках.

— В последние месяцы наметилась тенденция роста доли несырьевых товаров в общем объеме экспорта. Как, по вашему мнению, получит она дальнейшее развитие, учитывая неблагоприятную ситуацию в экономике?

— Конечно. Но нужно время. Тем более что и ситуация в экономике меняется. Объем промышленного производства у нас за десять месяцев вырос на 2,2%. Мало. Но ведь не минус! Есть основания полагать, что в будущем году мы перейдем к стабильному росту, пусть пока и не очень большому.

К тому же нам на самом деле есть что, кроме сырья, продавать на внешних рынках, надо только с умом подойти к делу. Очень хорошо, что наконец-то начали работать институты поддержки, прежде всего Российский экспортный центр, обеспечивающий компаниям режим «одного окна». Палата активно сотрудничает с ним по поддержке внешнеэкономической деятельности. Есть надежда, что наконец-то появится экспортное кредитование по приемлемым ставкам. Это очень нужно «несырьевым» экспортерам.

— Как палата работает с другими профессиональными сообществами — РСПП, «Деловой Россией», «Опорой России»?

— Мы делаем общее дело. Хотя, конечно, иногда ревниво поглядываем друг на друга. Но это правильная и здоровая конкуренция.

У нас есть совместные проекты: например, всей «четверкой» выдвинули инициативу о создании Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Обращаемся в Госдуму, правительство или администрацию президента с коллективными письмами. Такой случай был, например, когда были попытки ввести торговый сбор с компаний. Сегодня вместе работаем над снижением неналоговой нагрузки. Участвуем в работе над Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Он нам нужен в первую очередь для вывода на внешние рынки российского среднего и малого бизнеса.

Безусловно, система ТПП более универсальна, она охватывает все формы бизнеса. Нашу деятельность регламентирует отдельный федеральный закон, мы работаем во всех регионах РФ и за рубежом.

— С чем наиболее часто к вам обращается крупный бизнес, какие проблемы стараются с вашей помощью решить малые и средние компании?

— Малые и средние компании часто обращаются в ситуациях, связанных прежде всего с внеплановыми проверками, трудностями доступа к госзакупкам, получения кредита. Спрашивают, как получить поддержку институтов развития, организовать экспорт, найти рынок сбыта. Просят разъяснить законодательные вопросы.

Крупные компании больше интересует помощь в решении проблем на федеральном уровне. Нередко вопросы, с которыми приходит бизнес, можно решить только на законодательном уровне.

— И палата участвует в законодательном процессе?

— В 2016 году мы сопровождали более 100 законопроектов и подзаконных нормативных правовых актов, подготовили 90 заключений, 20 пакетов поправок, пять законопроектов в собственной редакции.

Естественно, затрагиваются и вопросы внешнеэкономической деятельности. Недавно в рамках поручений президента РФ по итогам 7-го съезда ТПП РФ мы вместе с коллегами обеспечили внесение в законодательство изменений, упрощающих порядок получения налогоплательщиками вычетов сумм налога на добавленную стоимость при экспорте несырьевых товаров.

Палата участвует в гармонизации законодательства стран Евразийского экономического союза. Еще один момент: мы считаем крайне важным сформировать эффективное законодательство о выставочно-ярмарочной деятельности. Сегодня отсутствие федерального закона тормозит отрасль, снижает возможности бизнеса участвовать в выставках и ярмарках, а они — важнейшие двери на внешние рынки. Мы их пока только слегка приоткрыли, а будет закон — откроем настежь.

Источник