В условиях слабого роста кредитования банки стали активнее продавать страховые продукты. В этом году они уже заработали на продаже полисов почти 60 млрд руб.
Сотрудничество страховщиков сбанками все больше напоминает бизнес равноправных партнеров. Ранее страховые компании воспринимались банками исключительно как слабая сторона сделки— страховщиков обязывали хранить средства насчетах банка для доступа кпрограммам страхования заемщиков, акомиссии отпродажи страховок доходили до90% отцены полиса.
Ситуация начала меняться после кризиса 2014-го, когда банки столкнулись состагнацией кредитования. Поитогам девяти месяцев 2016 года банки успели заработать накомиссии отреализации страховых продуктов59,8 млрдруб. Продажа полисов стала существенным бизнесом для кредитного сектора.
Страховщики, всвою очередь, получают отбанковских продаж23,1% (204,7 млрдруб. поитогам девяти месяцев 2016-го) отвсех сборов нарынке. Это второй пообъему канал продаж после агентского для компаний, говорит директор постраховым рейтингам RAEX («Эксперт РА») Ольга Басова. Через агентов-физлиц страховщики получили затри квартала текущего года237,4 млрдруб. сборов (26,8%). При этом средний процент комиссии банкам, поданнымЦБ, снижается (29,1% задевять месяцев 2016-го против30,6% годом ранее). Впрочем, этот показатель пока все еще выше среднего порынку вознаграждения посредникам (21,2%), акомиссия агентов-физлиц составляет порядка16,4% отцены полиса.
Впрочем, это официальные данные регулятора. Реальные комиссии банков гораздо выше данных статистики, признаются финансисты. Самый продаваемый через банки вид продуктов— страхование жизни: накопительное, инвестиционное, кредитное (за девять месяцев сначала года продано полисов на124,5 млрдруб.). Комиссия банка пополису страхования жизни заемщика по-прежнему запредельно высокая— 50–90%, всреднем— 75%, рассказывает участник рынка (по даннымЦБ, 40,6%).
Понакопительному иинвестиционному страхованию жизни (ИСЖ; его банки предлагают как альтернативу депозитам) комиссия зависит отсрока договора: чем онбольше, тем выше процент банка. ПоИСЖ онсоставляет 7–20%, всреднем —12%, говорит финансист. Понакопительным полисам (НСЖ) комиссия рассчитывается неот всей суммы премии, аот взноса запервыйгод: взносы клиент делает врассрочку, ане единовременно. Запродажу полиса НСЖ банку обычно достается от40% суммы первого взноса (за пятилетний договор) до120% (за 20-летний), рассказывает участник рынка.
«В банке ВТБ доход отпродажи страховых идругих агентских продуктов составляет около 40% комиссионного дохода порозничным клиентам»,— говорит глава службы сберегательных икомиссионных продуктов банка Наталья Сумакова (комиссионный доход ВТБ24 задевять месяцев 2016-го составил41,2 млрдруб., следует изотчетности банка). Ав Промсвязьбанке комиссии застраховки составляют до30% всего объема комиссионного вознаграждения, приводит данные директор подепозитным ирасчетным продуктам банка Наталья Волошина (комиссии, поданным отчетности банка, составили14,3 млрдруб. задевять месяцев 2016-го). Всвою очередь, агентские комиссии Сбербанка задевять месяцев текущего года выросли до7 млрд с5,1 млрдруб. годом ранее, следует изотчетности (чистый комиссионный доход—251,7 млрдруб.). Сколько комиссий было получено именно запродажу страховок, вбанке неуточнили. Поитогам года доходы Сбербанка отреализации страховых, инвестиционных ипенсионных продуктов дочерних компаний вырастут более чем на40%— такую оценку дает директор департамента благосостояния клиентов Сбербанка Максим Чернин.
Отзаемщиков кимуществу
Для страховщиков банки остаются выгодным каналом, так как через них массово продаются малоубыточные договоры— полисы отнесчастных случаев (НС) иболезней, отпотери работы, добавляет Ольга Басова. «Если страховщик входит водну группу сбанком, «центр прибыли» смещается отстраховой ккредитной организации»,— объясняет руководитель управления страховых рейтингов Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина. Страховщики соглашаются навысокие комиссии, потому что тарифы пострахованию жизни иотНС, как правило, завышены, признает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс: «В структуре тарифа есть место идля банковской комиссии, идля доходов страховщика». Нов последнее время банки готовы снижать комиссии впользу расширения покрытия пополису, отмечает вице-президент «АльфаСтрахования» Алина Соколова.
Зависимость страховых компаний отбанковского канала продаж неоднородная, ноособенно она заметна встраховании жизни. ВСК «Уралсиб» банкострахование занимает 40% отсуммарных сборов (с учетом страхования жизни), в«АльфаСтраховании»— около 30%, говорят представители компаний. При этом укомпании «АльфаСтрахование— Жизнь» доля банковского канала достигает 70%, такова она иу «Росгосстрах жизни». Ауниверсальный страховщик «Росгосстрах» при участии банков собрал затри квартала 2016 года 10% премии, сообщила вице-президент— руководитель блока партнерских продаж «Росгосстраха» Мария Зыбина.
ВСОГАЗе надолю банкострахования приходится 5% отсборов, уточняет зампредправления Дамир Аксянов. У«дочки» компании— «СОГАЗ-Жизни» 28% сборов задевять месяцев 2016 года пришло через банки.
До2014 года основной статьей комиссионного дохода банков было страхование заемщиков, рассказывает Наталья Волошина. Смомента снижения темпов кредитования в2014 году банки стали искать альтернативные источники комиссий инашли ихв виде продажи накопительного иинвестиционного страхования жизни, атакже всевозможных «коробочных» продуктов. «Коробочная» страховка отличается отобычной унифицированными условиями инабором рисков, аглавное— нетребует осмотра имущества.
Кроме «жизни» иНС, через банки таким образом продаются страховки домов, квартир, ответственности, полисы выезжающим зарубеж, страховки отмошенничества покартам идаже укуса клеща, перечисляет Алина Соколова. Страховой холдинг «Уралсиб» продает через банки почти все розничные продукты, говорит глава департамента развития бизнеса СГ«Уралсиб» Наталья Нехорошева.
Страхование домашнего имущества— третий продукт попопулярности вбанковском канале после «жизни» иНС, отмечает Игорь Юргенс. «Интерес банковских страховщиков кэтому виду связан стем, что онне требует особого риск-менеджмента, особых компетенций ибольших вложений винфраструктуру бизнеса иурегулирования убытков вотличие откаско иОСАГО»,— объясняетон.
Страховка имущества— самая популярная «коробка», которая продается через ВТБ24, подтверждает первый замгендиректора «ВТБ Страхования» Олег Меркулов (такие страховки составляют 30% всех полисов «ВТБ Страхования», продаваемых через ВТБ24). Следующая попопулярности— страховка отпотери работы (22%), далее идут страхование здоровья детей иполисы наслучай диагностирования онкозаболеваний (по 18%).
«Коробки»— несложные сточки зрения продаж стандартизированные продукты, которые пользуются спросом вбанках»,— объясняет Дамир Аксянов. Продажи несвязанных сбанковским бизнесом страховок развиваются неактивно, считаетон, поскольку это требует больше времени иболее глубоких знаний встраховании упродавцов. Поэтому компании предпочитают упаковать стандартный набор рисков в«коробку». Впрочем, «коробочные» продукты— неединственная ставка страховщиков всотрудничестве сбанками. Помнению президента компании «Ренессанс Жизнь» Олега Киселева, будущее рынка банкострахования— заНСЖ: «Продукт несет максимальную выгоду для банка истраховой компаниии, главное, максимальную ценность для клиента— сочетает всебе изащиту ввиде большого страхового покрытия, идоходность. Вто время как кредитное страхование обеспечивает только защиту отрисков, аИСЖ больше нацелено наприумножение капитала».
Банки-партнеры могут становиться иклиентами страховщиков: они страхуют имущество, ответственность директоров идолжностныхлиц, перевозку ихранение ценностей, банкоматы, автопарки, перечисляет Алина Соколова. Кроме того, банки покупают страховки для сотрудников— медицинские, отНС, туристические. Нопартнерские отношения сбанком недают страховщикам особых привилегий, обращает внимание Наталья Нехорошева. Партнерские соглашения иотношения страховой компании склиентом— параллельные процессы, объясняетона. При выборе страховщика учитывается стоимость услуг иих перечень, аза партнерские соглашения отвечают другие люди, которые учитывают другие вещи: условия для клиентов, комиссионное вознаграждение, продуктовый пакет.