Законодатель продолжил взятый ранее курс на сближение гражданского процесса с арбитражным и снижение нагрузки на юрлиц и предпринимателей.
Реформа третейских судов
1 сентября 2016 года вступил всилу федеральный закон №382‑ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) вРоссийской Федерации» икорректирующий закон №409‑ФЗ, вносящий изменения вуже существующие законодательные акты.
«Задача реформы— восстановить доверие ктретейскому разбирательству. Качество арбитражных учреждений важнее ихколичества», — заявил входе принятия документов парламентом министр юстиции России Александр Коновалов. Поего мнению, новые правила помогут отсеять некомпетентные арбитражные учреждения, обеспечат прозрачность назначений, максимальную независимость арбитров иколлегиальность рассмотрениядел.
Теперь третейские суды называются арбитражными учреждениями имогут создаваться исключительно при НКО поспециальному разрешению правительстваРФ. Право наработу будет предоставляться кабинетом министров наосновании положительной рекомендации Совета посовершенствованию третейского разбирательства, созданного при Минюсте. Аарбитрами (председателями третейского суда) будут граждане, которые имеют высшее юридическое образование, втом числе судьи вотставке.
«Бизнес нуждается вфорумах, которые будут рассматривать споры напрофессиональном уровне ибез коррупции», — говорит партнер юридической компании «Савельев, Батанов ипартнеры» Сергей Савельев. Помнению председателя правления Российской арбитражной ассоциации Владимира Хвалея, вРоссии бытует представление, что третейское разбирательство— это жульничество, ичтобы переломить такое отношение, изменений взаконодательстве недостаточно. Эксперт уверен, что важно взаимодействие сгосударственными судами.
Всвою очередь партнер компании BGP Litigation Александр Ванеев считает, что инфраструктура, которая выражена взаконе, «является вомногом уникальной, поэтому непонятно, как она будет работать».
Ужесточение ответственности занезаконное уголовное преследование предпринимателей
10 ноября Госдума приняла впервом чтении президентский законопроект №15810–7 овнесении изменений встатью 299 УКРФ истатью 151 УПКРФ.
После вступления документа всилу сотрудникам правоохранительных органов, которые незаконно возбудили уголовное дело вотношении предпринимателя, грозит лишение свободы насрок отпяти до10лет. Важное условие: неправомерно возбужденное дело должно повлечь прекращение предпринимательской деятельности или причинение бизнесмену ущерба насумму свыше1,5 млнруб.
Партнер юридической компании ЮСТ Александр Боломатов, вцелом поддерживая инициативу, при этом заметил, что «ужесточение санкций само посебе негарантирует исполнения закона, нохотябы окажет психологический эффект нанедобросовестных правоохранителей».
Приказное производство варбитражных судах
1 июня 2016 года вступил всилу федеральный закон от2 марта 2016 года №47‑ФЗ «О внесении изменений вАрбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Введение такой ускоренной формы производства, как судебный приказ, помнению автора инициативы— Верховного судаРФ, впервую очередь «позволит освободить суды оттехдел, которые ненуждаются вразвернутой процедуре рассмотрения».
«Изменения направлены впервую очередь наразгрузку арбитражных судов иускорение процесса судопроизводства. Всвязи стем, что поправки нетак давно вступили всилу иеще широко неприменяются, обих результативности можно будет говорить ближе клету 2017 года», — считает руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании Rights Алена Абрамович.
Отказ впринятии иска варбитражном процессе
21 октября текущего года Госдума приняла впервом чтении законопроект Верховного суда РФ№1047746–6 «О внесении изменения вАрбитражный процессуальный кодекс РФ» (об отказе впринятии искового заявления).
Впояснительной записке кдокументу указывается, что сейчас производство позаявлениям, неподлежащим рассмотрению варбитражных судах, прекращается только при рассмотрении дела. Принятие законопроекта ВСРФ оптимизирует судебный процесс иускорит решение процессуальных вопросов еще наэтапе подачи иска всуд.
Юрист петербургской практики «Пепеляев групп» Вадим Инсаров беспокоится, что суды получат возможность отказывать впринятии исковых заявлений порасплывчатым основаниям: «При таких обстоятельствах возможность обжаловать определение суда оботказе впринятии иска необеспечит должных процессуальных гарантий, однако повлечет затягивание рассмотрения дела».
Крупные сделки исделки сзаинтересованностью
1 января 2017 года вступит всилу федеральный закон от3 июля 2016 года №343‑ФЗ, вносящий изменения взаконы обакционерных обществах иобществах сограниченной ответственностью.
Как следует изпояснительной записки, новый закон направлен насовершенствование механизма крупных сделок, урегулирование корпоративных конфликтов, стабилизацию гражданского оборота иукрепление баланса интересов всех участников общества.
Российское корпоративное право работает очень плохо, аинститут оспаривания крупных сделок исделок сзаинтересованностью реально функционировал, считает Олег Зайцев, кандидат юридических наук, доцент Российской школы частного права. Юрист подчеркивает, что судьи вРоссии вообще неочень охотно обсуждают вопросы экономики: «Нельзя законом изменить общество. Если вобществе много выводят активы иворуют, тонадо этого опасаться ипроверять сделки».
Раскрытие сведений обенефициарах
21 декабря 2016 года вступит всилу федеральный закон от23 июня 2016 года №215‑ФЗ «О внесении изменений вФедеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма…» иКодекс РФоб административных правонарушениях».
Закон разработан вцелях реализации «Национального плана попротиводействию уклонению отуплаты налогов исокрытию бенефициаров компаний». Юридические лица обязали делиться сведениями освоих бенефициарных владельцах, атакже принимать необходимые меры поустановлению определенной законом информации отаких владельцах. Также закрепляется обязанность хранить подобную информацию вкорпоративной документации втечение пятилет. Занарушение предусмотрена ответственность ввиде административного штрафа: для должностных лиц— 30–40тыс.руб.; для юридических лиц— 100–500тыс.руб.
Минусы этих нововведений могут проявиться вналоговой сфере, особенно при реализации международного налогового планирования, атакже вомногих других отраслях, считает Алена Абрамович.
«На практике конечный бенефициар зачастую владеет компанией через ряд других компаний, втом числе зарегистрированных натерритории другого государства, что нередко усложняет или делает невозможной процедуру получения информации отдельно взятым юридическим лицом», — добавляет главный юрисконсульт компании «СТС Медиа» Мария Дерягина.