Малый и средний бизнес продолжает жить в условиях кризиса продаж. Новые рынки сбыта предприниматели ищут у крупных заказчиков и государства, которые, в свою очередь, тоже поворачиваются к малому бизнесу.
Снижение потребительской активности россиян ударило впервую очередь поторговле исфере услуг, где преимущественно трудятся небольшие компании. Предприниматели стали искать новые рынки сбыта.Так, выросла доля небольших подрядчиков вгосзаказе, увеличилось иколичество желающих работать скрупными заказчиками. Эксперты связывают дальнейшее развитие сектора МСБ скооперацией малых предприятий скрупным бизнесом— частным или государственным.
Кризис продаж
Малый бизнес вообще, ароссийский вособенности побольшей части представлен микробизнесом, действующим прежде всего вобщественном питании ирозничной торговле, отмечает руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко: «В этом смысле онвсегда впервую очередь откликается надинамику спроса состороны населения».
Аспрос напродукцию малых исредних предприятий вусловиях экономической нестабильности заметно снизился.Так, поданным Индекса Опоры RSBI (его ежеквартально рассчитывает Промсвязьбанк совместно с«Опорой России»), отражающего деловую активностьМСБ, весь прошедший год бизнес выживал вусловиях низких продаж. Компонента продаж индекса уже вконце 2014 года остановилась на49 пунктах, что отражало начало негативных тенденций нарынке сбыта продукцииМСБ,— показатель ниже 50пунктов, согласно методике индекса, говорит оснижении деловой активности небольших компаний. Вконце 2015 года индикатор доходов МСБ достиг своего дна— 33пункта. Затем подындекс продаж стал медленно восстанавливаться, нотак ине достиг исходной точки.
«Темпы падения выручки компаний малого исреднего бизнеса впрошлом году несколько замедлились, если сравнивать срезким снижением спроса напродукцию МСБ в2015 году. Именно тогда кризис продаж ощутила почти половина предприятий. Однако вцелом доход отпродаж продолжал снижаться напротяжении всего 2016 года»,— отмечает старший вице-президент Промсвязьбанка, руководитель блока «Средний ималый бизнес» Александр Чернощекин.
Розничный бунт
Предпринимателям идальше предстоит работать вусловиях низкого спроса. Шок отдевальвации рубля упокупателей прошел, нотратить семейный бюджет граждане неторопятся. «Население привыкло кснижению потребительских стандартов. Люди стали сдержанно тратить, втом числе наподготовку детей кшколе, ине отказываются отстратегии экономии даже впраздничные дни»,— описывают поведение потребителей вИнституте социальной политики НИУ ВШЭ порезультатам ежегодного мониторинга положения населения страны.
За11 месяцев 2016 года общий розничный товарооборот всопоставимых ценах уменьшился на5,1%. Розничный оборот платных услуг иобщественного питания задесять месяцев 2016 года сократился на4 и8,5% соответственно. Завесь период экономического спада— соктября 2014 года поноябрь 2016-го— объем розничного оборота товаров иуслуг снизился на15,4%.
Поданным Росстата, оценки общей экономической ситуации иличного материального положения потребителями впрошлом году стали чуть более оптимистичными. Индекс потребительской уверенности вноябре 2016 года вырос на8,5 пункта посравнению саналогичным периодом 2015-го, нотем неменее пока находится вотрицательной зоне: минус17,9%. Хуже себя чувствовали только граждане Болгарии (минус25,6%) иГреции (минус66,9%). Самый высокий показатель— вФинляндии (19,9%) иШвеции (13,1%). Однако россияне по-прежнему неготовы ксерьезным расходам— индекс благоприятности условий для крупных покупок, рассчитываемый Росстатом, вконце прошлого года оставался науровне порядка минус 33%. Дальнейшего падения материального положения в2017 году ожидают 23% потребителей. Годом ранее такие опасения испытывали чуть более трети населения.
«Население переходило наболее дешевые продукты питания исокращало объемы потребления товаров иуслуг напротяжении всего прошлого года. Кноябрю этих стратегий придерживались более 40% граждан»,— говорится висследовании Института социальной политики. Поиском дополнительных заработков иболее высокооплачиваемой работы занимались 18% россиян.
Хрупкое положение потребителей напрямую отражается намалом бизнесе.
«Рентабельность многих компаний загод заметно упала из-за снижения покупательского спроса ироста себестоимости ведения бизнеса. Реестр МСП показал, что этот сектор на95% состоит измикробизнеса— предприятий свыручкой до120 млнруб. вгод ичисленностью персонала до15 человек. Содной стороны, умикропредприятий нет налоговых стимулов для роста домалого или среднего бизнеса, они нехотят уходить соспециального налогового режима. Сдругой— возможностей расти уних тоженет, поскольку отсутствуют стабильные рынки сбыта продукции истоимость заемного финансирования очень высока»,— подытоживает президент «Опоры России» Александр Калинин.
Работать накрупных
Предприниматели ищут альтернативные рынки сбыта. «Большая часть российской экономики— государственный сектор, поэтому госзаказ представляется тем инструментом, который позволяет малому бизнесу получить дополнительный, независящий отконъюнктуры рынка спрос»,— отмечает руководитель лаборатории исследований предпринимательства Института региональных проблем Феликс Песков.
Пословам руководителя центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексея Порошина, работа скрупными заказчиками, которым удалось сохранить обороты, стала чутьли неединственным источником стабильности для предприятий МСБ вусловиях кризиса нарозничном рынке. Чиновники рапортуют оросте доли малых предприятий вгосзакупках. Поданным Минэкономразвития, затри последних года объем прямых контрактов государственных имуниципальных учреждений скомпаниями МСБ вырос почти вдвое идостиг 610 млрдруб., или порядка 12% отобщего объема всех заключенных контрактов. Годовой объем закупок крупнейших заказчиков, взаимодействие которых скомпаниями малого исреднего бизнеса курирует КорпорацияМСП, поее данным, составил1,567 трлнруб. «Даже крупнейшие заказчики, такие как РЖД или «Роснефть», совершают закупки унебольших региональных игроков»,— отмечают вКорпорацииМСП.
ВМинэкономразвития подчеркивают, что необходимо развивать инфраструктуру, позволяющую вовлечь МСБ вцепочки поставок крупных заказчиков. Запоследние шесть лет встране создано 116 центров поддержки МСБ вобласти инноваций ипромышленного производства. «Такие площадки, как региональный центр инжиниринга вТольятти, центры кластерного развития вТатарстане иКалужской области, например, позволяют встраивать продукцию малых исредних предприятий вцепочки поставщиков, повышать уровень технологической готовности предприятий кисполнению заказов крупного бизнеса, искать партнеров»,— рассказали впресс-службе Минэкономразвития.
Помнению Александра Чепуренко, это лишь небольшая часть необходимой среды для развития производственных малых компаний. Доля производственного малого бизнеса вструктуре предпринимательства непревышает 10%. Идалеко невсе изэтих компаний могут иготовы участвовать вгосзакупках. «Производственные цепочки должны имогут выстраиваться крупным бизнесом, ноработать сним— удел сравнительно небольшой доли, 5–7% максимум, отчисла зарегистрированных малых предприятий»,— отмечает эксперт. Поего мнению, необходимо поддерживать растущий врегионах средний бизнес, которому нужен упрощенный доступ кготовым производственным площадкам иинновационным разработкам вузов.
Делать ставку только навовлечение МСБ вгосзаказ, помнению Александра Чепуренко, былобы ошибкой. Ориентируясь нагосударственных заказчиков, считаетон, небольшие компании могут попасть вловушку доминирования всреде клиентов предприятия одного покупателя, что станет угрозой устойчивости бизнеса. Завершение контрактных отношений приведет кнеобходимости заместить большой сегмент выпавшего спроса. САлександром Чепуренко согласен директор группы компаний «Кузбасский компьютерный центр» Виталий Виноградов (компания занимается проектированием ипоставкой компьютерных сетей, противопожарных систем, систем безопасности иохраны, атакже офисной техники иоборудования). Поего словам, подрядчики госкомпаний откризиса незастрахованы. Еще два-три года назад заказов наобслуживание муниципальных учреждений, школ, больниц уних было гораздо больше. «С точки зрения спроса потребность бюджетных структур внашей продукции иуслугах большая, она несократилась. Нозакупки уменьшились. Госзаказчики бюджеты сокращали»,— объясняет предприниматель. Тем неменее терять клиентов-бюджетников бизнес нехочет.
Независимо оттого, естьли снижение спроса нарозничном рынке, крупный заказчик для малого предприятия— удобная подушка безопасности, отмечает Георгий Сухадольский, руководитель Объединения профессиональных специалистов вобласти государственных, муниципальных икорпоративных закупок: «Когда утебя есть долгосрочный контракт, утебя есть понимание сроков дальнейшего развития. Необходимость постоянно искать мелкие сбытовые контракты чревата риском финансовых провалов».