Эксперты — о перспективах сотрудничества предприятий малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом.
Бизнесу для роста нужны стабильные рынки сбыта. Вэкономике страны доминируют крупные компании, значительную часть составляет госсектор. Встраивание малого исреднего бизнеса (МСБ) вцепочки поставщиков госкомпаний— одно изрешений проблемы реализации продукции небольших предприятий ипотенциал для роста этого сектора. Что сегодня мешает МСБ стать полноценным участником рынка госзаказа? Малому исреднему бизнесу сложно конкурировать вгосзаказе, неимея возможности использовать рыночные механизмы финансирования, полагают эксперты.
«Значительный потенциал приобретают альтернативные источники финансирования МСБ»
Михаил Мамута, руководитель службы позащите прав потребителей иобеспечению доступности финансовых услуг Банка России
«Взаимодействие скрупными компаниями— это стабильный спрос напродукцию иопределенные гарантии развития бизнеса, рост диверсификации деятельности истоимости компании. Вмировой практике дополовины всего оборота МСБ формирует система поставок крупным компаниям или государству. Однако без совершенствования процедур контроля качества продукции самими субъектами МСБ крупные, высокотехнологичные предприятия будут избегать размещать уних заказы. Это особенно актуально для компаний, входящих вструктурыРЖД, «Росатома», авиационной отрасли, где цена ошибки слишком велика. Соблюдение стандартов качества производимой продукции неменее важно для развития сегментаМСБ, чем возможность привлекать большие объемы недорогих заемных средств. Одно извозможных решений— создание центра компетенций, результаты оценки которого без дополнительного тестирования принималисьбы госкомпаниями. Сейчас нередко процедура оценки качества проводится заказчиками поимиже установленным параметрам. Правила должны быть едиными, чтобы недопускать установления заказчиками необоснованных требований кпродукции, атем более принуждения предприятий МСБ кдобровольной сертификации.
Сегмент кредитования МСБ постепенно восстанавливается после острого спада в2015 году. Однако непростой инвестиционный ипредпринимательский климат негативно влияет наразвитие МСБ вцелом, особенно сучетом снижения потребительского спроса всравнении сначалом 2000-х годов. Значительный потенциал приобретают альтернативные источники финансированияМСБ, такие как лизинг, факторинг, краудфандинг, бизнес-МФО, привлечение средств через эмиссию ценных бумаг. Важно правильно диверсифицировать источники финансирования взависимости отстадии жизненного цикла компании, втом числе врамках различных программ сгосударственной поддержкой.Мы, вчастности, работаем над упрощением процедуры выпуска акций иоблигаций для средних компаний, стем чтобы они могли опираться насобственный акционерный капитал, ане назаемный».
«Ограничения нафакторинг вгосзакупках могут быть сняты уже вэтом году»
Александр Карелин, вице-президент— управляющий директор пофакторингу Промсвязьбанка
«В условиях экономической рецессии крупный покупатель игоскомпания поопределению более надежный заказчик, чем субъектМСБ.
Однако работа скрупным заказчиком сопряжена снекоторыми рисками, например сотсрочкой платежей поконтрактам. Наши клиенты неоднократно сталкивались спроблемой кассовых разрывов при работе сгосзаказчиками ипытались решать эти проблемы спомощью беззалогового финансирования под уступку дебиторской задолженности. Несмотря нато что прямого запрета наиспользование факторинга погосконтрактам сегоднянет, ряд законодательных норм позволяет госзаказчику оспорить уступку дебиторской задолженности. Промсвязьбанк совместно сАссоциацией факторинговых компаний является разработчиком проекта поправок вГражданский кодекс изаконы оконтрактной системе изакупках госкомпаний, допускающих факторинг всектор госзакупок. Мырассчитываем, что ограничения будут сняты уже вэтом году.
Даже если платежная дисциплина заказчиков будет идеальной иотсрочка платежа погосконтракту непревысит 30дней сдаты поставки или выполнения работ, подрядчик должен каким-то образом рефинансировать краткосрочную дебиторскую задолженность, покрыть кассовый разрыв, недопуская сбоев висполнении очередного этапа работ, чтобы несорвать сроки, неполучить штрафы отзаказчика. Факторинг вданном случае, пожалуй, самый удобный ипредсказуемый финансовый транспорт дляМСБ, при этом беззалоговый. Мыпрогнозируем рост спроса нафакторинг состороны МСБ вближайшие пятьлет, этот рынок будет расти ежегодными темпами 30–50%».
«Привлечение факторинговых компаний станет для бизнеса дополнительным инструментом финансовой поддержки»
Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности иторговли РФ
«Одной изглавных проблем участия субъектов малого исреднего бизнеса вгосзакупках (особенно взакупках госкорпораций) является несоответствие требованиям заказчика покачеству предоставляемых товаров или услуг. Нопри этом компании испытывают острый дефицит средств намодернизацию ипокрытие кассовых разрывов, связанных сособой финансовой спецификой рынка госзаказов.
При участии втендерах нужны, как правило, оборотные средства для обеспечения заявки. Ихнедостаток приходится восполнять кредитными ресурсами, ккоторым невсегда есть доступ. Развитие механизма факторинга направлено нарешение подобного рода проблем, поэтому принятие поправок взаконодательство огосзакупках можно только приветствовать.
Особое значение развитие этого механизма имеет для отраслей снизким уровнем рентабельности, которым сложно втекущих условиях использовать оборотное кредитование. Привлечение факторинговых компаний станет для бизнеса дополнительным инструментом финансовой поддержки, минимизирует риски нарушения состороны заказчиков сроков оплаты иповысит мотивацию МСБ участвовать всистеме госзакупок».
«Система управления закупочной деятельностью позволяет минимизировать риск столкнуться снекачественной продукцией»
Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности ПАО «Россети»
«В партнерской программе группы компаний «Россети», реализуемой с2014 года, более 670 компаний малого исреднего бизнеса. Объем закупок, проведенных только для субъектовМСБ, поитогам прошлого года составил порядка 62млрдруб. Это вчетыре раза выше показателей 2015 года (15,4 млрдруб.). Общий объем договоров, заключенных сМСБ, включая субподрядные контракты, погруппе «Россети» в2016 году составил порядка 157 млрдруб.
Опыт работы сМСБ показывает, что система управления закупочной деятельностью компании, механизмы контроля исполнения договоров состороны заказчика позволяют вомногом минимизировать риск столкнуться снекачественной продукцией.
При этом даже угосударственных корпораций могут быть проблемы ссобираемостью оплаты поисполненным договорам. Банальное отсутствие денежных средств усамого заказчика зачастую становится причиной отсрочки платежей подрядчикам. Вряде случаев проблему нехватки оборотных средств позволяет решать применение факторинга, аккредитива идругих схем финансирования. Однако при ихиспользовании необходимо исключить возможность многократных переуступок».
«Перевод унитарных предприятий вконкурентную среду расширит рынок для МСБ»
Александр Калинин, президент «Опоры России»
«Унитарные предприятия (ГУПы иМУПы), которые вчасти закупок уМСБ ранее никак нерегулировались, сэтого года переходят наосуществление закупок позакону №44-ФЗ. Теперь они обязаны 15% закупок отдавать малому бизнесу поспецторгам ирассчитываться поним втечение 30дней. Этого решения ждали миллионы предпринимателей. Оно позволит гарантированно расширить рынки сбыта насотни миллиардов рублей.
Ранее до95% анонсированных унитарными предприятиями закупок, поданным ФАС России, проходило нанеконкурентной основе. Мырассчитываем, что врезультате эти организации также будут активно пользоваться услугами малого исреднего бизнеса. Более того, для развития рынка МСБ необходимо часть государственных имуниципальных сфер деятельности переводить вконкурентную среду.
Значительное число муниципальных унитарных предприятий работает наконкурентных рынках. Сегодня до20% всех МУПов занято вкоммунальной сфере (производство, передача ираспределение газа, пара игорячей воды), 18% занимаются восновном посредническими операциями снедвижимостью, 13%— воптовой ирозничной торговле. Унитарные предприятия, пользующиеся большим количеством льгот ипреференций, искажают конкурентную среду. Муниципалитеты необходимо ограничить вправе насоздание исохранение предприятий втаких сферах экономической деятельности,как, например, розничная торговля, транспорт, бытовое обслуживание, общественное питание ивывоз мусора».