Хотя революция, которую в корпоративном образовании прочило появление онлайн-бучения, пока не свершилась, дистанционные курсы получают в России все большее распространение.
По данным Association for Talent Development, крупнейшей международной некоммерческой организации, изучающей обучение вкомпаниях (США), средний сотрудник тратит вгод натренинги 30часов, или три споловиной рабочихдня. Споявлением дистанционных курсов это время изатраты наних можно распределять более эффективно. Алена Мастерова, руководитель проекта HeadHunter «Академия для бизнеса», рассказывает, опираясь насвой опыт: чтобы изучать онлайн-курс, например искусство презентаций впрограмме Power Point, люди заходят настраницу проекта вовремя ожидания ваэропорту подороге вотпуск ив метро. Онлайн-способы учебы ощутимо дешевле традиционных: один день семинара Ицхака Адзизеса, известного эксперта вобласти повышения эффективности бизнеса, может стоить и90тыс.руб., азаписанный трехдневный курс в«Академии для бизнеса» будет доступен любому сотруднику.
Марина Карбан, директор департамента корпоративных программ Московской школы управления «Сколково», отмечает, что вРоссии онлайн-курсы востребованы попричине больших территорий. Для крупных корпораций, сотрудников которых можно найти вбольшинстве российских регионов, онлайн-курсы ивебинары— весьма полезный инструмент, который вбольшом количестве случаев помогает снизить расходы на«доставку» знаний персоналу.
При этом Марина Карбан несчитает, что онлайн-курсы конкурируют сочным обучением. Наиболее эффективным она называет использование blended learning, когда разработчики корпоративных программ обучения совмещают традиционные методики исовременные технологии взависимости отактуальных задач. Иногда онлайн-курсам нет альтернативы,но, скажем, топ-менеджерам нужна обратная связь, возможность использовать свой опыт вколлективном обсуждении стеми, кто имеет схожий опыт иставит перед собой аналогичные цели. Удовлетворить такие потребности способны лишь традиционные способы обучения.
Алена Мастерова стаким мнением согласна— очные изаочные способы эффективны вкомплексе, комбинировать ихследует, учитывая все преимущества иограничения. Поее словам, нужно учесть, что небольшая часть сотрудников (5%) небудут учиться, несмотря налюбые усилия руководства, ниочно, низаочно. Однако набóльшую часть коллектива можно воздействовать довольно успешно. Если работодатель просто предоставляет возможность обучения— например, насайте компании появится объявление, что можно бесплатно прослушать определенные курсы, тооткликнутся, как показывают исследования «Академии для бизнеса», 7–8% сотрудников. Если подключается мотивация— например, прослушанный курс зачитывается при принятии решения опродвижении сотрудника, доля прошедших обучение вырастает до85%. Еслиже результаты тестов включаются вKPI, то95% сотрудников готовы участвовать вучебном процессе.