14, Апрель 2017

Бизнес предложит Путину рост производительности труда за счет бюджета

Крупнейшая организация малого и среднего бизнеса подготовила для Владимира Путина свою программу по росту производительности труда. Программа может принести экономический эффект в 25 трлн руб., надеются авторы

Производительность труда в российских компаниях можно вывести на новый уровень, если стимулировать ее субсидиями и льготами. Такой рецепт предложило бизнес-объединение «Опора России»: свою программу (проект документа есть у РБК) оно направит президенту Владимиру Путину, сообщил глава организации Александр Калинин.

Участвующие в программе предприятия государство фактически освободит от налогов на три года, отмечается в документе. Общий объем субсидий на повышение продуктивности «Опора» оценивает в 140 млрд руб. в 2017–2020 годах, говорит Калинин. Потенциальный вклад программы в ВВП он оценивает в 25 трлн руб. за этот период.

Исправление

Статья была изменена после публикации. В первоначальном варианте сообщалось, что 25 трлн руб. — это совокупный объем субсидий со стороны государства предприятиям, повышающим производительность труда (именно так говорится в проекте документа). Как уточнил после публикации статьи Александр Калинин, объем субсидий в «Опоре» оценивают в 140 млрд руб., а 25 трлн руб. — это потенциальный экономический эффект от программы.

.vn-playback {
margin-bottom:20px;
}
.vn-wrapper {
margin-bottom:20px;
}

Потенциал роста производительности в России — 200–300%, утверждает организация, а компании, которые смогут этого добиться, «существенно снизят свою себестоимость, повысят конкурентоспособность и прибыльность». При росте производительности вчетверо во столько же раз вырастет и ВВП, а затем и налоговые поступления, уверены авторы программы. «Появятся деньги на повышение заработной платы учителям, врачам, работникам социальной сферы и, конечно же, на повышение пенсий до уровня развитых стран», — оптимистичны они.

Кто сможет претендовать на субсидии

Учет производительности труда, говорится в программе, следует внести в бухгалтерскую отчетность. Компании нужно разделить на две группы: в первую войдут те, у которых производительность труда растет при сохранении числа сотрудников или увеличении их количества, а во вторую — компании, имеющие возможность участвовать в программе по объему выручки, но не попавшие в нее из-за стагнации или падения производительности.

Как рассчитать производительность

Расчет производительности труда, по планам «Опоры России», нужно вести как отношение величины добавленной стоимости, скорректированной на инфляцию, к средней списочной численности персонала. Добавленная стоимость оценивается как начисленный НДС к оплате в бюджет, уменьшенный на сумму невыплаченного НДС поставщикам, освобожденным от налога или применяющим льготную ставку, и увеличенный на сумму НДС, уплаченного на приобретение основных средств. Учитывать следует и нулевую ставку НДС при экспорте. Из-за этого на первом этапе программы в нее не попадают компании с упрощенной системой бухгалтерского учета.

Доступ к программе подразумевает минимально необходимую выручку, «Опора России» в качестве примера приводит нижнюю границу в размере 200 млн руб. с НДС (для холдингов — 300 млн руб.). Средняя зарплата на предприятии должна быть не ниже средней по региону, должно быть и имущественное ограничение: «Предприятие должно иметь обособленный производственный комплекс (собственный или арендованный; огороженный с отдельным входом, въездом или когда на его территории и близ нее нет других предприятий)». В программу должны войти все предприятия с госучастием.

При росте производительности компаний из первой группы на 1% «Опора» предлагает начислять им государственную субсидию в размере 1% суммы каждого налога. Однако субсидия не должна перекрывать сумму, на которую компания увеличила налоговые выплаты за последний год к предыдущему году. Субсидия платится ежегодно в размере до четверти суммы каждого оплаченного налога за прошедший год (НДС, налог на прибыль, страховые взносы, налог на имущество). Предоставляться субсидия будет по итогам года, срок выплаты — до 1 апреля следующего года. Налог на дивиденды в каждый год действия субсидии устанавливается на уровне 9% (сейчас для российских организаций ставка составляет 13%). Предприятия также получат право на помощь в выплате кредитов на приобретение оборудования. Размер такой помощи не должен превышать 20% от суммы начисленной субсидии.

Важный фактор

Если в период 2003–2009 годов производительность труда в России росла в среднем на 3,7%, то в 2009–2015 годах — всего на 1%, показывают данные ОЭСР. Рост производительности труда находится в фокусе масштабных экономических программ, которые готовят Минэкономразвития и Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. Совокупная факторная производительность (учитывает труд, капитал, технологический прогресс, инфраструктуру, качество рыночных и регулятивных институтов) может дать от 0,7 до 1 п.п. в прирост ВВП к 2025 году, говорил Кудрин. Через несколько лет производительность, по его мнению, должна стать основным драйвером роста экономики.

«Опора России» рассчитывает, что ее программу интегрируют в приоритетный проект правительства по производительности труда, объясняет Калинин РБК. Сейчас, по оценке «Опоры», в промышленности используется производительно только 40% времени, 20% уходит на нерациональное использование труда, 20% — на обеды и перекуры, а 20% «теряется на низкой интенсивности труда», говорил Калинин Путину на з​аседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в конце марта.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития утвердить паспорт приоритетной программы по производительности до 21 апреля и внести на рассмотрение в августе. Проектный офис правительства программу «Опоры России» не получал, сообщил РБК его представитель. Минэкономразвития предложения «Опоры» официально пока не поступали, министерство не исключает, что они могут быть учтены при разработке проекта, сообщил РБК представитель ведомства.

Больше стимулов

Компаниям придется указывать, за счет чего они повысили производительность: инвестировали ли они в оборудование, совершенствовали ли систему управления, как мотивировали сотрудников. Сокращение персонала получению субсидий не поможет: если компания увольняет сотрудников, она получает выгоду, но «не помогает государству решать социальную задачу по трудоустройству граждан», считает «Опора России». В качестве критерия для субсидии будет считаться также рост объемов производства и уплаченных налогов.

Другие условия

Невыплаченные субсидии в текущем году выплачиваются в следующем в размере до 25% оплаченных налогов в текущем году.

Если производительность труда в период выплаты субсидии падает, то ее сумма уменьшается, — и наоборот. За базу берется предыдущее достижение по производительности, при котором была начислена субсидия.

В каждый год действия субсидии компания имеет право увеличить сумму амортизационных отчислений на 25%.

Успешные предприятия из первой группы вполне могут быть переведены во вторую, если рост производительности труда у них остановился. Ставка налогов на дивиденды у них вернется к 13%, льготы по налогам отменятся, а субсидии аннулируются. Чтобы вернуться в программу, им надо будет заново подать заявку.

Для учета динамики производительности нужно создать «открытый сайт», где будут публиковаться результаты юридических лиц, и тем самым «создать дух соревновательности», мыслит «Опора». Рост производительности труда должен стать одним из основных критериев при оценке эффективности генеральных директоров, уровень среднегодового роста надо установить на уровне 8%. По производительности труда в регионе нужно оценивать и губернаторов (целевой показатель — те же 8%). «Финансовые взаимоотношения между региональными бюджетами и госбюджетом устанавливаются в зависимости от темпов роста производительности труда в регионах, чтобы администрации всецело способствовали прогрессивным предприятиям, активно повышающим производительность труда», — предлагает «Опора России». Предприятия с растущей производительностью должны иметь приоритетный доступ к тендерам. Бизнес-объединение также настаивает на создании «государственного органа по производительности труда», который будет следить за выполнением программы.

Налоговых льгот сейчас и так уже слишком много, власти занимаются их пересмотром, говорил министр финансов Антон Силуанов. Бюджет ежегодно теряет от них 1,7 трлн руб., указывала Высшая школа экономики (ВШЭ) со ссылкой на оценки Минфина.

Запрет манипуляций

«Субсидии на повышение производительности труда предприятиям предоставляются государством за счет налогоплательщиков. Поэтому налоговые льготы предоставляются только при реальном повышении производительности труда. Любые манипуляции с расчетами роста производительности труда запрещены», — подчеркивают авторы программы. Например, вводится запрет на искусственное сокращение сотрудников через устройство в других компаниях и фактическую работу на этом предприятии по договорам предоставления персонала.

Если же случаи манипуляций все же будут, на компанию наложат штраф не менее четырехкратного размера средней зарплаты таких работников. Право на субсидии за последние три года компания потеряет и выплатит государству еще и штраф в их двукратном размере. Субсидиарную ответственность за такие нарушения (не менее 10%) понесут и акционеры, а гендиректор должен будет заплатить 2 млн руб., даже если к тому моменту уволится. Передавать на аутсорсинг можно только вспомогательные функции — ведение бухгалтерского учета, юридические, переводческие, транспортные услуги и т.д.

Риск манипуляций со стороны компаний велик, считает директор центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. «Учитывая ментальность определенных предпринимателей, можно предположить, что наверняка начнутся приписывания на предприятиях. И что, у нас будет искусственно подниматься производительность труда, которая в итоге не будет отражаться на экономическом росте?» — задается он вопросом. В «искусственных поддержках» нет смысла, компании и сами мотивированы в росте производительности, указывает Остапкович. Тормозят производительность в России низкий уровень управленческих и технологических компетенций у компаний, неразвитость механизмов проектного финансирования, регулятивные барьеры, а также «высокие социальные риски массовых сокращений и не всегда работающие механизмы быстрого поиска новой работы и переобучения», рассказывал министр экономического развития Максим Орешкин. 

Источник