19, Апрель 2017

Куда целятся дальнобойщики

Европейское направление просело, китайское растет, конкуренция за внутрироссийский рынок ужесточается. Новые экономические и политические расклады серьезно меняют географию автотранспортных пер

Наавтотранспорт вобщероссийском грузообороте, поданным МинтрансаРФ, приходится менее 5%. Для сравнения: вкрупных странах ЕСудельный вес автомобильного транспорта вгрузообороте превышает 50%, вВеликобритании его доля доходит до81,6%. ВСША этот показатель ниже, новсе равно вдесять раз превышает российский:47,8%. ВКитае—32,8%.

При этом автомобильные грузоперевозки— наиболее чувствительная ксостоянию реального сектора экономики отрасль. Уже впервый месяц 2015 года врезультате падения из-за кризиса исанкций внешнеторгового оборота на34% автомобильные перевозки грузов сократились на12%.

Сейчас статистика фиксирует крайне медленное восстановление рынка. Поданным Росстата, поитогам 2016 года грузооборот автомобильного транспорта вырос на0,8% исоставил234,5 млрд т∙км. Сегмент коммерческого грузооборота автотранспорта, поподсчетам МинтрансаРФ, вырос на2,1%— с120,51 млрд т∙км в2015 году до123,1 млрд т∙км в2016-м.

Поданным координатора программ ассоциации владельцев грузового транспорта иобъектов транспортной инфраструктуры «Дальнобойщик» Валерия Войтко, вгрузоперевозках взависимости отрегиона доля малых компаний (проще говоря, ИП) составляет от30 до80%. Решения втаких компаниях принимают быстро: «Востребованы контейнерные перевозки— автоперевозчики приобрели контейнеровозы, вырос спрос наперевозку овощей врефрижераторах— запустили рефперевозки».

Носейчас, пословам Валерия Войтко, спросанет, аконкуренция большая: «Никакого роста бизнес нечувствует, эти десятые доли процента автоперевозчиками неощущаются. Когда изста машин десять становятся лишними, это ощутимо».

«Сократился объем импорта, который ввозят автомобильным транспортом. Ине только из-за санкций. Например, серьезно упали объемы продажи автомобилей ипотянули надно рынок автозапчастей. Аэто один самых распространенных товаров, которые возят автотранспортом»,— говорит вице-президент пооперационной деятельности DHL Юрий Шевченко.

Кспаду потребительского спроса вРоссии добавился разрыв прежних торгово-экономических отношений, что также бьет подальнобойщикам.

Просевшие направления

С1 января 2016 года указом президента РФфактически были ограничены транзитные перевозки через территорию России грузов, следующих изУкраины вКазахстан.

Объем российских автомобильных грузоперевозок, проходивших через Украину, после кризиса 2008–2009 годов стабильно колебался врайоне 3млн твгод. Это около трети отобщего объема автомобильных грузоперевозок между Россией истранамиЕС. Сконца 2014 года перевозчики были вынуждены выбирать другие маршруты. Пословам Николая Милованова, специалиста потаможенному оформлению экспедиторской компании «Транс-Агент» (осуществляет перевозки втом числе наУкраину), грузооборот сУкраиной полностью непрекратился, нозначительно сжался. «Введение впрошлом году таможенных пошлин наукраинские товары сделало ихменее конкурентными. Если раньше было достаточно сертификата происхождения (выдается ТПП) стоимостью 8тыс.руб. навсю партию товара, тосейчас запровоз промышленных товаров, которые восновном иввозились вРоссию, нужно заплатить пошлину— 25% отстоимости. Работать стаким товаром невыгодно»,— констатируетон.

Российские перевозчики вынуждены перераспределять силы надругие направления. Пословам президента ассоциации «Центр объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимира Матягина, сейчас основной сухопутный коридор сЕС— Польша. Однако вначале 2016 года транзиты через Польшу неоднократно приостанавливались, из-за того что стороны немогли договориться оквотах наперевозки для транспортных компаний обеих стран. Компромисс был найден— каждая изсторон получила по190,5тыс. разрешений нагрузовые перевозки. Договоренности достигнуты доконца 2018 года. ВМинтрансе намерены развивать иальтернативное «окно вЕвропу». «Автомобильные грузоперевозки изРоссии вЕвропу, вчастности вГерманию, осуществляются втом числе спомощью паромных линий. Министерство транспорта РФпрорабатывает вопрос кратного увеличения объемов таких перевозок»,— сообщалось насайте этого ведомства.

Перераспределение большей части грузов напаромные линии может привести кдополнительным расходам. «Затраты напаром при использовании паромных линий прибалтийских стран (Литвы, Латвии) составляют накругорейс порядка €1500–2000»,— отмечается наофициальном сайте белорусско-британской группы компаний TELS.

Импорт товаров изстран Евросоюза вРоссию впрошлом году составил9,5 млн т— на2,9% меньше посравнению с2015-м. Такие данные приводят аналитики TELS соссылкой наEurostat. «На фоне того, что в2015 году посравнению с2014 годом сокращение грузопотока наданном направлении составляло 32%, сегодня вполне можно говорить остабилизации рынка автомобильных грузоперевозок ЕС— РФ»,— отмечается вотчете компании.

Рост всторону Китая

«На фоне санкций иконтрсанкций Россия стала закупать укитайских поставщиков ипроизводителей аналоги западных товаров»,— отмечает Владимир Матягин.

Завосемь месяцев прошлого года объем доставки грузов автомобильным транспортом между Россией иКитаем составил почти 2млнт, что сопоставимо собъемом всего 2015 года. Поданным Росавтотранса, уроссийских перевозчиков наблюдается рост на176%, укитайских— на135%.

Скорость доставки грузов автотранспортом изКитая вРоссию, атакже транзитом вЕвропу должен увеличить вдвое новый трансконтинентальный транспортный коридор. Строительство трассы Европа— Западный Китай началось в2008 году. Китайская часть магистрали уже готова, наданный момент строительство завершается ив Казахстане. Российская часть коридора должна быть проложена научастке Санкт-Петербург— Казань— Оренбург идо границы сКазахстаном, что предусмотрено Транспортной стратегией до2030 года.

Как говорится вотчете «КСК групп», рынку есть куда расти: помимо сотрудничества сКитаем есть планы партнерства сИндией, перспективным направлением является Иран. «Если Россия закрепится вТранскаспийском транспортном коридоре, это простимулирует отрасль. Важно, чтобы власти предоставляли возможности для роста»,— отмечают авторы исследования.

Фуры едут врегионы

Сжатие грузооборота сЕвропой вкакой-то мере стимулировало развитие внутреннего рынка перевозок. «Транспортные средства, которые стояли наевропейских маршрутах, хлынули вроссийские регионы»,— говорит Владимир Матягин. Правда, для перевозчиков это означает перенасыщение рынка идемпинг.

«Крупные игроки открывают распределительные центры врегионах, развивая доставку без обязательной сортировки вмосковских хабах»,— отмечают висследовании рынка логистики эксперты «КСК групп».

В2016 году лидером поросту объема грузоперевозок стал Южный федеральный округ. Его результат— плюс13,2% китогам 2015 года. ЮФО превзошел результаты традиционно логистически сильного Центрального федерального округа:28,3тыс. тпротив25,7тыс.т. Определенную роль сыграло наращивание товарооборота сРеспубликой Крым: объем автомобильных грузоперевозок туда поитогам прошлого года вырос на11,3%. Лидируетже Сибирский федеральный округ: за2016 год объем перевезенных грузов составил58,3тыс.т.

Децентрализация— одна изключевых задач Транспортной стратегии РФдо 2030 года. Как ранее заявлял заместитель министра транспорта РФАлексей Цыденов, моноцентрическую структуру транспортной сети, замкнутую наМоскву, необходимо заменить более эффективной сетевой конфигурацией.

«Дороги все чаще протягиваются напрямую. Сейчас почти улюбого, даже небольшого города есть объездная дорога, которая позволяет незаезжать вгород»,— отмечает вице-президент пооперационной деятельности DHL Юрий Шевченко.

Источник