Профессия инженера, в том числе в аэрокосмической сфере, снова престижна. Но предприятия ракетно-космического комплекса проиграют частному бизнесу схватку за лучшие кадры, если не смогут предложить им зарплату и мечту.
В ракетно-космической промышленности России занято вобщей сложности235,7тыс. человек. Более 80% (196тыс. человек) работают напредприятиях Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) — 51% акций компании врамках системной реформы отрасли будут переданы госкорпорации «Роскосмос».
Вцелом речь идет примерно осотне предприятий. Крупнейшие— Центр имени Хруничева (разработчик ипроизводитель ракет «Протон» и«Ангара») иРКЦ «Прогресс» (ракеты «Союз»). АО«Российские космические системы» (РКС) интегрирует предприятия космического приборостроения. Корпорация «Энергия»им. Королева— разрабатывает аппараты «Прогресс» и«Союз-ТМА» иоборудование дляМКС. Доначала в2014 году реструктуризации отрасли доля ученых испециалистов вструктуре российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) оценивалась в22%, управленцев— 15%, рабочих— более 63%.
Средняя заработная плата вотрасли, согласно отчету госкорпорации «Роскосмос» за2015год, составляет46,6тыс.руб. Основной костяк сотрудников— работники старше 50лет, 44% занятых напредприятиях отрасли;33,7%— от30 до50 лет; число молодых специалистов составляет22,3%.
Три-четыре года назад проблема подготовки кадров для космоса считалась ключевой. Ноза последние несколько лет интерес кинженерным специальностям резко возрос. Вближайшие десять лет ракетно-космическая отрасль нуждается в100тыс. высококвалифицированных специалистах, заявлял ранее первый замгендиректора, статс-секретарь ОРКК Денис Кравченко.
С2016 году «Роскосмос» запустил собственную систему обучения менеджмента. Набазе корпоративной академии запущены образовательные программы поуправлению качеством, закупочной деятельностью, управлению персоналом, финансами иуправлению проектами. Работает «Школа главного конструктора» для отдельной группы отраслевого кадрового резерва. Резервисты— это сотрудники сопытом работы наруководящих позициях неменее трехлет.
Однако главная задача госкорпорации— создать условия для привлечения молодых «носителей новых идей», как говорится впрезентации стратегии развития ракетно-космической промышленности до2025 года.
Студенты-профессионалы
Аэрокосмический факультет Московского авиационного института (МАИ) ежегодно выпускает 300 инженеров для космической промышленности. Большинство мест бюджетные, количество выпускников закрывалобы потребности государства, говорит старший преподаватель кафедры «Космические системы иракетостроение» МАИ Сергей Фирсюк. Подавляющее большинство студентов начинают работать напрофильных предприятиях, еще учась ввузе, нодальше ихтам удержать сложно. Вотрасли остаются влучшем случае 50%, восновном поэкономическим причинам.
Пословам Сергея Фирсюка, вдевяностые годы изотрасли уходили даже вторговлю, донедавнего времени— встройиндустрию, где инженеры ценились выше.
Вразделе вакансий насайтеРКС, например, внастоящий момент размещено 39объявлений онаборе инженеров, инженеров-конструкторов, инженеров-исследователей, инженеров-радиофизиков.
Пословам представителя частной российской космической компании Dauria Aerospace Виталия Егорова, инженеры, аэто основной кадровый костяк, востребованы нарынке. Вотличие отдевяностых, когда конкурса наинженерные специальности небыло, сегодня наодно место нааэрокосмическом факультете МАИ всреднем приходится до15 заявок, после подсчета баллов ЕГЭ конкурс составляет 2–2,5 человека наместо.
«Аварийность вотрасли напрямую связана спрофессионализмом иопытом сотрудников. Ихнедостаток приводит кавариям, как это было в2013 году, когда ракета «Протон-М» упала из-за того, что сотрудник неправильно установил датчики»,— говорит руководитель образовательных программ «Современная космонавтика» Московского политеха Александр Шаенко. Ущерб—4,4 млрдруб.
«Часть технологических процессов утрачивается вместе суходящими людьми. Именно поэтому, например, нельзя так просто воссоздать ракету-носитель «Энергия»,— отмечает исполнительный директор кластера космических технологий ителекоммуникаций фонда «Сколково» Алексей Беляков.
При этом есть сложности сперениманием молодежью опыта непосредственно напроизводстве. «Как иво всей промышленности, вкосмической отрасли выбито среднее звено. Есть молодежь до30 лет ипожилые— за60. Это хорошо видно ипо нашему преподавательскому составу. Близкого контакта смолодежью упожилыхнет, это психология»,— отмечает Сергей Фирсюк. Нужны очень мотивированные молодые специалисты-лидеры, способные руководить проектами.
Чтобы сократить сроки подготовки специалистов, вузы ипрофильные компании включают студентов вработу предприятий совторого-третьего курсов.
ВМАИ отмечают, что большое значение имеет проектное обучение, студенческие конструкторские бюро (КБ). «В КБне участвуют сотни, это традиционно небольшой круг студентов— 5–10% выпуска факультета, иони, как правило, впоследствии растут вдолжности»,— рассказал Сергей Фирсюк.
«Внутри университета нужна инаука, ипроизводство,— отмечаети.о. декана нового факультета космических исследований МГУ Василий Сазонов.— Мыработаем сРКК «Энергия», Центром подготовки космонавтов имениЮ.А. Гагарина, компанией «Рекод» икоммерческой компанией «Сканэкс» (принимает данные космической съемки насобственную сеть станций) идругими».
Факультет был создан в2017 году. Пооценкам научно-производственной корпорации «Рекод» (создана «Роскосмосом» иРосимуществом), потребность вкадрах, которые будут обрабатывать данные космической деятельности до2020 года, составит более 5тыс. человек. Вэтом году факультет планирует набрать первых 100 студентов. Пословам Сазонова, интерес кспециальностям колоссальный.
Деньги имечта
Космической отрасли пора преодолеть свой консерватизм, полагают эксперты. Пока это несовсем получается. Например, вначале прошлого года «Роскосмос» ограничил выезд зарубеж работникам ракетно-космической промышленности сопределенными формами допуска. Аминимальную форму допуска (третью) оформляют даже студентам профильных вузов. Для современного молодого человека это суровые ограничения.
«Молодежь стала более мобильной. Распределенийнет, истуденты вольны выбирать место работы»,— замечает Сергей Фирсюк.
Чтобы дорасти доведущего инженера, нужно неменее пятилет, доэтого времени молодой инженер третьей категории (такую квалификацию получает сотрудник, только пришедший извуза), вынужден жить нажалованье 40тыс.руб., добавляет руководитель образовательных программ «Современная космонавтика» Московского политеха Александр Шаенко.
Помнению Алексея Белякова изфонда «Сколково», помимо достойного заработка для мотивации сотрудников необходимо, чтобы идеи всфере создания ракетно-космической техники получали скорую реализацию.
Даи вообще, мода накосмос вернется, если профессия снова станет «звездной». Вновом веке— новые кумиры, сегодняэто, например, Илон Маск, основатель американской частной космической компании SpaceX. «Он привлекает внимание котрасли. Благодаря ему сегодня школьники идут вМАИ иБауманку»,— говорит Виталий Егоров изчастной российской космической компании Dauria Aerospace. Поего мнению, успех команды Маска— результат грамотного менеджмента.
«Мотивированные молодые сотрудники— основной актив SpaceX. Возможность осуществить что-то, что раньше никто неделал, удерживает работников наместе вусловиях, когда работа по12 часов вдень исемь дней внеделю является нормой»,— отмечает Алексей Беляков.
Покаже, помнению представителей вузов, руководить проектом исамостоятельно вести создание космического аппарата в30 лет можно только вмалой инновационной компании. Если впроцессе реформы госкорпорация неизменит главное— систему мотивации молодежи, тоее скоро обойдут навзлете космические стартапы.
«Я своих ребят ориентирую наработу вчастных компаниях ина создание собственного бизнеса»,— говорит Александр Шаенко изМосковского политеха. Будущее— зачастной космонавтикой, считаетон.