РАЭК и эксперты Института Исследований Интернета представили мониторинг законодательных инициатив за первый квартал 2017 года и презентовали его в рамках Большого Медиа-Коммуникационного Форума — БМКФ 2017.
Экспертами РАЭК и Института исследований интернета был проведен анализ законопроектов, касающихся регулирования сети интернет с декабря 2016 по апрель 2017 года, а также подведены итоги законотворческой деятельности в этом направлении за 2016 год (анализ принятых и отклоненных законопроектов).
«Мы отмечаем постепенное налаживание взаимодействия отрасли с государством по законодательным инициативам, причем как рамках правительственных процедур, так и на площадках профильного комитета Государственной Думы и образованного в этом году Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при Председателе Государственной Думы. Эксперты поддерживают реализацию предложений Совета, направленных на введение обязательной процедуры оценки регулирующего воздействия и технической экспертизы для всех законодательных инициатив, в особенности касающихся сферы высоких технологий», — сказал Карен Казарян, главный аналитик РАЭК.
Из 36 законопроектов на рассмотрении, касающихся регулирования интернета, в 2016 году было отклонено 5 (3 из них имели отрицательную оценку) и принято 8. Однако среди принятых — беспрецедентные, по негативной оценке, законы «Пакета Яровой».
За прошедший период окончательно оформилась тенденция к регулированию отдельных сегментов или явлений в сети Интернет: так наиболее резонансными были инициативы по регулированию аудиовизуальных сервисов, товарных агрегаторов, критической инфраструктуры и контрольно-кассовой техники на фоне резкого (17 против 37 за аналогичный период 2016 года) снижения количества самих законодательных инициатив. При этом эксперты отмечают практическое исчезновение PR-инициатив по регулированию интернета отдельных депутатов. К таковым по сути можно отнести только один проект с отрицательной оценкой: о регулировании соцсетей. В то же время были внесены три законопроекта, стремящиеся минимизировать негативное действие 54-ФЗ (о применении контрольно-кассовой техники), то есть вектор подобных инициатив также меняется в позитивную сторону.
Значительная доля резонансных инициатив за этот период имеет концептуальную поддержку экспертов, однако оцениваются нейтрально/неоднозначно вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены (не представлены проекты НПА), в результате чего оценка может сменится как на положительную, так и на отрицательную.
Подробная информация доступна в полной версии презентации.