Основатели сети «Бэби-клуб» супруги Белонощенко в 2000 году разработали программу занятий для своей маленькой дочери, а теперь по этой программе занимаются 15 тыс. детей в почти двух сотнях клубов по всей стране.
«После трех уже поздно»
Зарегистрированное в Москве ООО «Бэби-клуб» Евгении и Юрия Белонощенко продает лицензии на открытие одноименных детских центров, специализирующихся на «бережном развитии интеллекта». Идея создать «академию для дошколят» пришла к супругам в начале 2000‑х: они не смогли найти в Самаре, где тогда жили, подходящего центра для занятий трехлетней дочери.
О том, что важно развивать детей в самом юном возрасте Евгения Белонощенко прочла в книге японского ученого Масару Ибуки «После трех уже поздно», которая «перевернула ее жизнь». Ибука считал, что в возрасте до шести лет мозг наиболее восприимчив к новой информации, именно в это время закладывается интеллектуальный фундамент человека.
Первые занятия Белонощенко вела сама и денег за них не брала: в квартире не первом этаже они оборудовали помещение и позвали соседей. Уже через полгода 3–4‑летние дети научились считать и читать. Убедившись в успехе своей методики, Белонощенко сделали занятия платными.
Первый клуб будущей сети открылся в Самаре в 2003 году. К 2007‑му, когда семья перебралась в Москву (Юрию Белонощенко предложили работать в «Тройке-Диалог»), сеть выросла до пяти центров, а в 2009‑м, когда супруги решили сосредоточиться на франчайзинговой модели, было уже 23 центра в столице, Самаре и Тольятти. «Были сложности с маркетингом, управлением закупками, наблюдались «девиации по качеству», — вспоминает Евгения Белонощенко. — Наемные директора на местах не выполняли всех моих требований, а мне хотелось, чтобы у каждого клуба был свой хозяин». Решено было отказаться от собственных клубов и развивать сеть по франшизе.
С помощью консультантов описали работу детского клуба, создали стандарты и методические рекомендации для педагогов. «Самое важное — это суметь отделить от себя все, что знаешь, — говорит предпринимательница. — Нужно все свои знания и навыки описать. Научиться эту информацию передавать третьим лицам».
«Бэби-клубы» чаще всего располагаются внутри жилых массивов — занимают 70–130 кв. м на первых этажах домов. «Вторая-третья линия домов — мы же не салон сотовой связи», — объясняет Белонощенко. Занятия проводятся в игровой форме в группах по восемь человек и продолжаются не более часа. «Бэби-клуб обладает уникальной методикой донесения информации до малышей в игровой форме», — подтверждает франчайзи, владелица клуба в Ново-Переделкино Инна Плешакова.
Средний чек сети в Москве — 8 тыс. руб. в месяц, в регионах — 4,5 тыс. руб. Стоимость абонемента зависит от расположения клуба и выбранных занятий. Например, на сайте сети говорится, что базовый абонемент на курс «Бэбик» в московском районе Марьино для малышей до 2 лет стоит 3 тыс. руб. при посещении занятий раз в неделю и 5,6 тыс. руб. при двухразовом посещении. Посещение там же «Бэби-сада» раз в неделю обойдется в 4,8 тыс. руб., два раза в неделю — 8 тыс. руб., три раза — 11,4 тыс. руб. На Кутузовском проспекте эти цены будут примерно на 30% выше. Провести «Бэби-праздник» будет стоить 14 тыс. руб. для членов клуба и 16 тыс. руб. для гостей.
Пятилетняя франшиза
Стоимость франшизы «Бэби-клуба» в 2015 году составляет 1,2 млн руб. на «одноформатный» клуб (одновременно может заниматься одна группа из восьми детей) и 1,3 млн руб. — на «двухформатный» (две группы). Ежегодно она дорожает на 100–150 тыс. руб. В ежемесячные расходы франчайзи входит роялти: до недавнего времени это был фиксированный платеж (в 1первый год работы — 15 тыс. руб. в месяц), сейчас платежи исчисляется в зависимости от площади помещения (для Москвы — 300 руб. с 1 кв. м).
Обучение персонала и владельца франшизы осуществляется централизовано и уже включено в сумму взноса. Но на каждый клуб есть определенный лимит на год: в случае большой текучки персонала за обучение придется платить отдельно. Чтобы этого не происходило, франчайзер берет на себя обязательства по отбору сотрудников: все выбранные на местах кандидаты должны пройти утверждение в центральном офисе.
Владелец франшизы поможет подобрать помещение и создать дизайн-проект будущего клуба, чтобы правильным образом организовать пространство, оптимизируя выручку с квадратного метра. «Мы даем все списки и артикулы на всю необходимую мебель», — отмечает Белонощенко. До конца 2015 года должна начать работать отдельная компания — «Бэби-клуб Production», которая будет отвечать за поставки партнерам-франчайзи мебели, инвентаря и одежды.
Расходы на открытие клуба оцениваются в 2,5 млн руб. для Москвы и в 2,1 млн руб. для регионов (без учета стоимости франшизы). Большая часть затрат идет на ремонт (до 65%) и закупку необходимого оборудования (до 25%), остальное — на рекламу, регистрационные действия (создание ИП, открытие счета и проч.), поиск персонала.
Срок действия франшизы — пять лет. Договор заключается непосредственно с Евгенией Белонощенко (как с индивидуальным предпринимателем), которая является владельцем торговой марки «Бэби-клуб». Заключаемый договор коммерческой концессии не дает франчайзи исключительного права на работу в конкретном городе: например, в Москве франшизу купили более 10 предпринимателей. В 2015 году сеть пополнилась 150 новыми клубами, прекратили работу — 14: на конец октября было 163 центра.
Белонощенко утверждает, что примерный срок окупаемости франшизы — 2 года, средняя рентабельность инвестиций — около 40%. Для того, чтобы бизнес вышел в ноль, достаточно нанять трех специалистов, взять им 3–4 помощника, пригласить 50 детей. «Выручка в 400 тыс. руб. в месяц позволит окупить аренду, выплатить зарплату и налоги», — отмечает она.
Средний портрет франчайзи выглядит так: женщина 30–35 лет, замужем, с одним ребенком. Но среди владельцев франшизы есть и мужчины. «Франчайзи должно быть интересно заниматься с детьми, — отмечает Евгения. — Наш отбор проходит только одна из двадцати заявок».
Клубная экономика: взгляд франчайзи
Первым франчайзи «Бэби-клуба» стал коллега Юрия Белонощенко по «Тройке-Диалог» Андрей Белявский. Он открыл три центра в Петербурге и доволен инвестициями. Вложения в «одноформатный» клуб площадью 90 кв. м составили у него 2,5 млн руб., в «двухформатный» площадью 140 кв. м — 3,5 млн руб. Два «одноформатных» клуба уже вышли на окупаемость. По словам Белявского, в сезон маленькие клубы обслуживают в месяц 140–160 детей со средним чеком в 4,5–5 тыс. руб., это позволяет им выручать 600–700 тыс. руб. в месяц. «Уровень «нулевой рентабельности» — это 65–70% загрузки клуба от действующего расписания, — рассказывает Белявский. — Низкий сезон — это летние месяцы, но мы стараемся за счет развлекательных и познавательных программ компенсировать отток клиентов».
Многодетная мать Людмила Савельева купила уже два действующих «Бэби-клуба» в Тольятти, их стоимость не раскрывает. «Это не первый мой бизнес, для меня иметь детский клуб — это радость, — объясняет она. — Я занимаюсь этим делом для души, как окупится, так окупится».
Москвич Алексей Поляков владеет тремя «Бэби-клубами» площадью от 110 до 160 кв. м каждый. Первый из них окупился за два года, как и было обещано. «Сейчас окупаемость лучше, поскольку цены на абонементы стали выше, мы смогли повысить качество работы, поэтому подняли цены», — объясняет Поляков. В клубах у Полякова работает по 9–10 человек, средняя наполняемость в высокий сезон — с августа по май — 120–150 детей. Для нулевой рентабельности должно быть 50–60 клиентов, считает предприниматель, но это зависит от стоимости аренды.
Инна Плешакова, которая одна из первых открыла «Бэби-клуб» в Москве — на Савеловской, говорит, что с первым клубом было трудно. «Не было опыта, как искать помещение, подбирать педагогов, — объяснила она. — Концепция сети предполагает, что педагоги не должны кричать на детей и командовать ими, найти таких не просто». Помещение также должно иметь свои особенности — окна в каждой комнате, отдельный вход, определенный метраж. «Инвестиции составили от 3 млн руб., аренда — около 1 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц, — добавила она. — Но без опыта организационной работы вывести первый клуб на рентабельность мне удалось только к концу второго года работы». По ее словам, со вторым клубом — в Ново-Переделкино — все было намного проще: «Я уже знала, как его рекламировать — раздавать листовки, проводить уличные праздники, использовать «сарафанное радио», как подбирать персонал — студенток психологических факультетов, где арендовать помещение — в спальных районах».
Юлия Козлова, открывшая первый клуб в Челябинске в 2014‑м, также говорит, что штат удалось набрать не сразу: «сотрудников поменяла на 99% после первого года». Отбор был жестким — из 20 кандидатов могли подойти лишь двое. На открытие клуба площадью 130 кв. м Козловой понадобилось 3,5 млн руб., вернуть инвестиции она планирует за 2–3 года. Сейчас у клуба — 60 постоянных клиентов, средний чек — около 4,5 тыс. руб. в месяц.
Елена Боронина из Химок владеет двумя клубами, а третий продала. Оборот флагманского центра площадью 130 кв. м. — 0,9–1 млн руб. в месяц, его ежемесячно посещают более 150 детей. Средний чек — около 5 тыс. руб., продано 215 абонементов.
Все франчайзи говорят, что после того, как вокруг клуба сформировалась лояльная аудитория, основные расходы — это аренда и зарплаты персонала: 65% в совокупности. Затраты на коммунальные услуги, закупку инвентаря не превышают 10–15 тыс. руб. в месяц, аренда — 1 тыс. руб. в месяц. Владимир Майоров из Бутово платит своим сотрудникам около 25 тыс. руб. в месяц — в среднем за два дня работы в неделю, Плешакова — 30 тыс. руб. за 5–6 часов работы в утренние часы. «Для студентов — это достойная оплата, — считает Плешакова. — Они получают необходимый опыт и доход, обучаясь на дневном отделении».
Майоров считает, что открывать «Бэби-клуб» нужно тем, кто увлечен детьми: «Нужно любить заниматься с ними, знать основы педагогики — иначе будет сложно». А Боронина называет свой бизнес социальным: «Мне важно, чтобы услуги клуба были доступны для жителей моего родного города. Ведь ко мне ходят дети друзей и знакомых».