Совет управляющих ЕБРР отклонил жалобу России на незаконность запрета банка на финансирование новых проектов в стране. Министр экономического развития Максим Орешкин на это сказал, что ЕБРР стал «инструментом внешней политики»
«Подавляющим большинством»
Совет управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), высший орган его управления, на годовом собрании в Никосии в среду, 10 мая, отклонил претензии Москвы по поводу решения 2014 года о приостановке на неопределенный срок любых новых операций в России. Представляющий акционеров банка совет признал, что решение, которое оспаривала Россия, является полностью законным и не нарушает устав организации, сообщил РБК представитель ЕБРР.
Такое решение ожидалось: в начале мая президент ЕБРР Сума Чакрабарти говорил журналистам, что не ждет изменений в позиции контролирующих акционеров банка.
По словам представителя ЕБРР, жалоба России была отклонена «подавляющим большинством голосов». Он не раскрыл точные результаты голосования, сославшись на то, что ЕБРР никогда этого не делает. Президент банка Чакрабарти сказал журналистам в Никосии, что голосование по этому вопросу было «окончательным и обязывающим», передает Reuters. Представитель ЕБРР уточнил, что никаких других вопросов, связанных с Россией, совет управляющих не обсуждал.
.vn-playback {
margin-bottom:20px;
}
.vn-wrapper {
margin-bottom:20px;
}
Большое количество стран воздержалось от голосования, а Белоруссия, Киргизия, Армения и Монголия поддержали позицию России, утверждает «РИА Новости» со ссылкой на неназванного участника заседания. Крупнейшими акционерами ЕБРР являются США (10%), Япония (9%) и страны Евросоюза, которым в общей сложности принадлежит 63% акционерного капитала. У России — 4,1%. Представитель США голосовал против предложенной Россией резолюции, знает источник РБК в ЕБРР. Пресс-служба Минфина США не ответила на запрос РБК.
Внутрикорпоративный спор
Россия начала борьбу за «восстановление своих нарушенных прав» в ЕБРР в середине прошлого года, когда министр экономики (на тот момент) Алексей Улюкаев писал соответствующее письмо председателю совета управляющих банка Пьеру Граменья. Москва считает, что ЕБРР фактически приостановил ее доступ к ресурсам банка, что противоречит статье 8.3 соглашения об учреждении этого института от 1991 года. Претензии российской стороны уже рассматривались на заседаниях совета директоров ЕБРР в 2016 году и были отклонены, но менеджмент банка отказался включать информацию об этом в последний годовой отчет, рассказывал РБК в феврале источник в финансово-экономическом блоке российского правительства. Россия трактует сложившуюся ситуацию как внутрикорпоративный спор, стороной которого является один из крупнейших акционеров, и настаивала на том, что с точки зрения корпоративных стандартов такой диспут является «существенным фактом», подлежащим полноценному раскрытию. У ЕБРР как публичного заемщика в обращении находятся облигации на €26 млрд, включая глобальные евробонды.
В июле 2014 года совет директоров ЕБРР принял решение о прекращении любых новых операций ЕБРР в России. Решение было принято в виде «руководящего указания» (guidance) в координации с Европейским советом Евросоюза, который чуть раньше согласовал очередной раунд санкций против России за «действия, подрывающие суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины». Россия считает, что отказ ЕБРР финансировать новые проекты в стране не был никак юридически оформлен и нарушает устав многостороннего института. «ЕБРР продолжает присутствовать в России, поддерживая существующие проекты и наших клиентов», — говорится на «российской» странице банка. Юридические способы добиться разморозки российских инвестиций крайне ограничены, поскольку подать в суд на банк фактически некуда и нет регулирующей инстанции, к которой можно было апеллировать.
Претензии России
Управляющий от России в ЕБРР министр экономического развития Максим Орешкин сказал в среду в Никосии, что решение ЕБРР «создало чрезвычайно опасный прецедент в международных финансовых отношениях и фактически новую норму, по которой международный финансовый институт может ограничить права членов, не принимая во внимание уставные документы». «Мы видим, что ЕБРР стал инструментом внешней политики, а не институтом развития», — сказал Орешкин (цитата по ТАСС).
Ранее Орешкин в своем заявлении к совету управляющих, которое передавал «Интерфакс», подготовил несколько претензий, в том числе к отчетности ЕБРР, которая, по версии российской стороны, «маскирует» ряд негативных трендов и управленческих допущений. Орешкин утверждает, что российские операции следовало бы рассматривать как «прерванные операции» (discontinued operations), без учета которых доход ЕБРР в 2016 году составляет почти на €500 млн меньше заявленного. Кроме того, у министра есть вопросы к политике банка в области риск-менеджмента. Реструктурированные долги клиентов банк не классифицирует как проблемные активы, тем самым маскируя реальные проблемы их качества, считает Орешкин. Такие «вольности» банк может себе позволить, говорит министр, потому что над ЕБРР нет никакого регулятора, хотя банк и составляет отчетность по МСФО и та аудируется международными аудиторскими фирмами. Сам ЕБРР в числе ключевых рисков для своей деятельности за 2016 год называет политическую и экономическую среду в Турции, уязвимость к процентным ставкам в США, неопределенность прогноза для еврозоны после Brexit и т.д., никак не упоминая сокращение российского портфеля или риски, на которые обратил внимание Орешкин.
Часть претензий российской стороны можно проверить по опубликованной отчетности ЕБРР (например, тот факт, что соотношение операционных затрат и операционных доходов ЕБРР по итогам 2016 года составило 42%, значительно превысив уровни прошлых лет), а часть — нет: некоторые данные есть только в управленческой, непубличной отчетности. Поскольку ЕБРР не публичная корпорация, его отчетность может не соответствовать всем стандартам раскрытия информации, говорит аналитик Газпромбанка Кирилл Кононов. РБК направил запрос в пресс-службу ЕБРР в Лондоне.
В случае с ЕБРР нельзя использовать определение «прекращаемые операции», считает руководитель практики управления рисками ФБК Роман Кенигсберг. «Не осуществляются только новые операции, а по старым операциям банком все еще проводятся платежи», — поясняет он. Кроме того, он отмечает, что ЕБРР приостановил операции в России, а не прекратил их. «При прекращении операций подразумевается полный отказ от контроля уже существующих операций и исключение дальнейших операций, но не приостановление», — утверждает Кенигсберг.
Даже если бы ЕБРР был обычным банком, подконтрольным регулятору, вопрос о классификации активов как проблемных и оценке их влияния на финансовое положение банка является предметом анализа каждого отдельно взятого актива (или группы активов), говорит партнер EY, руководитель отдела консультирования по вопросам финансовой отчетности и бухгалтерского учета Максим Савостьянов. «Нормативы, устанавливаемые регуляторами, подлежащие применению в обязательной отчетности, несомненно, могут использоваться как индикаторы наличия возможной проблемы, но при этом они могут иногда и не совпадать с суждениями, применяемыми руководством для внутреннего управления рисками и при подготовке отчетности по МСФО», — говорит эксперт. По его словам, операции по реструктуризации существующей задолженности клиентов, несомненно, являются индикатором того, что соответствующие активы могут быть классифицированы как проблемные, но однозначно оценить их влияние на отчетность (в какой момент, в каком объеме их необходимо резервировать) достаточно сложно.
Спор о рейтингах
До украинского конфликта Россия была крупнейшим получателем инвестиций и финансирования от ЕБРР, но в 2015 году основным регионом для банка стала Турция, на которую по итогам прошлого года приходится 18,8% кредитного портфеля ЕБРР (Россия на втором месте с 12,4%), следует из отчетности ЕБРР. В досанкционном 2013 году банк инвестировал в российские проекты €1,82 млрд, до этого ежегодные инвестиции доходили до €2,9 млрд. Россия считает, что из-за запрета на новые инвестиции в Россию финансовое состояние ЕБРР ухудшается и ему в будущем может понадобиться докапитализация. Президент банка Чакрабарти в среду назвал такие заявления российского правительства «спекулятивными».
Максим Орешкин также заявил, что нынешние кредитные рейтинги ЕБРР не отражают актуальное финансовое положение банка. Наивысший кредитный рейтинг ЕБРР в 2016 году был подтвержден тремя главными рейтинговыми агентствами. В 2017 году эти оценки были подтверждены агентствами Fitch и Moody’s. S&P в этом году пока не пересматривало рейтинги ЕБРР.
«Мы считаем, что в нынешнем финансовом положении банк не заслуживает кредитный рейтинг на уровне ААА», — сказал Орешкин. Россия будет обсуждать рейтинговые риски банка с рейтинговыми агентствами «в целях защиты акционеров и долговых инвесторов», пообещал министр. Fitch, Moody’s и S&P не ответили на запрос РБК о формате возможных консультаций с российскими властями.
Сильные факторы, поддерживающие первоклассный рейтинг ЕБРР, включают значительный запас буферного капитала, прочную основу риск-менеджмента, достаточную ликвидность и мощную поддержку со стороны акционеров, следует из последнего обзора Moody’s от 21 марта. Fitch также интерпретирует высокую капитализацию ЕБРР как одно из основных условий наивысшего рейтинга. Риски для рейтинга ЕБРР проистекают из возможности ухудшения конъюнктуры на крупнейших рынках банка — Турции, России и Украины, сложностей с расширением операций банка в Южном и Восточном Средиземноморье, а также из новой и потенциально волатильной операционной конъюнктуры, отмечается в обзорах Fitch и Moody’s.
При участии Екатерины Копалкиной