Доходы «МегаФона» от передачи данных в третьем квартале 2015 года выросли почти на 25%, до 21,6 млрд руб. Рост выручки в сегменте мобильного интернета перекрыл падение доходов от голоса, заявил глава компании Иван Таврин.
Выручка вернулась
«МегаФон» первым среди операторов «большой четверки» опубликовал финансовую отчетность за третий квартал и первые девять месяцев 2015 года. Если в первой половине года выручка и прибыль оператора снижались, то по результатам отчетного периода выросли оба показателя, рассказал во время телефонной конференции гендиректор «МегаФона» Иван Таврин.
Консолидированная выручка «МегаФона» увеличилась на 0,3% в июле—сентябре по сравнению с аналогичным периодом 2014-го и составила 81,3 млрд руб., чистая прибыль выросла на 4%, до 13,3 млрд руб. Показатель OIBDA снизился на 3%, до 36,1 млрд руб., а рентабельность по этому показателю упала на 44,5% по сравнению с 46% за третий квартал 2014-го.
«В мире наблюдается снижение доходов от голоса. В третьем квартале рост выручки от мобильного интернета и VAS-услуг [дополнительных сервисов] перекрыл падение голоса», — заявил Таврин.
По итогам июля—сентября выручка только от услуг мобильной связи «МегаФона» увеличилась на 1,3%, до 70,7 млрд руб. При этом доходы от мобильного интернета выросли почти на четверть — на 24,6%, до 21,6 млрд руб. Компания не раскрывает отдельно доходы от голосовых услуг и динамику по ним. Из отчетности следует, что на выручку от передачи данных в общей структуре доходов приходится около 27%.
Ставка на смартфоны
Основным фактором роста выручки в третьем квартале традиционно стали интернет-услуги, подтверждает финансовый директор «МегаФона» Геворк Вермишян. По его словам, компания в июле—сентябре активно продвигала смартфон Blade [в августе «МегаФон» представил в своих салонах модель ZTE Blade A3 за 1990 руб.], который стал лидером продаж и одной из основных причин роста количества интернет-пользователей в сети оператора. Мобильным интернетом сегодня пользуются 28,5 млн, или 39% от общей базы «МегаФона», добавил Вермишян. Более того, на конец третьего квартала у 7,5 млн абонентов оператора есть 4G-устройства — это примерно вдвое больше, чем в третьем квартале 2014-го и на 1 млн больше, чем в апреле—июне 2015-го, отметил он.
Несмотря на активное продвижение дата-устройств, выручка «МегаФона» от продажи всего оборудования в третьем квартале снизилась на 19,5%, до 5 млрд руб. «Сейчас мы делаем ставку на продажу в наших салонах доступных 3G/4G-смартфонов, их доля в продажах увеличилась в два раза год к году», — отметил финансовый директор компании. Но продажи более дорогих устройств — модемов, планшетов — падают, добавил он.
В августе 2015 года «МегаФон» завершил сделку по покупке четырех активов оператора СМАРТС — «СМАРТС-Самара», «Астрахань-GSM», «Ярославль-GSM» и «СМАРТС-Чебоксары» за 5,7 млрд руб. По словам Вермишяна, компания покупала эти активы из-за частот. У этих компаний есть небольшая выручка, но она не оказала бы влияния на темпы роста «МегаФона», добавил он: «[И без нее] мы бы все равно оставались в позитивной зоне».
Конкуренты «МегаФона» — МТС и «ВымпелКом» — пока не отчитались за предпоследний квартал года. Если смотреть на второй квартал, то у «МегаФона» выручка от передачи данных в России выросла на 20,8%, до 19,2 млрд руб., у МТС — на 23%, до 18,9 млрд руб., у российского «ВымпелКома» — на 19%, до 10,6 млрд руб.
В России с 2012 года началось падение доходов операторов от голосовых услуг, хотя в некоторых кварталах 2013 года часть операторов показывали рост в этом сегменте, рассказал РБК гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. У «МегаФона», к примеру, падение выручки от голосовых услуг составило 5% по итогам 2014 года, отметил он. Поскольку сейчас популярны пакетные подключения, жестко провести границу между услугами голосовой связи и передачи данных в структуре выручки не всегда возможно, добавил эксперт.