Регуляторы активно внедряют новые технологии, что делает работу компаний практически полностью прозрачной. Но правила игры меняются столь часто, что больше сил тратится на взаимодействие с государством, чем на развитие.
Государство поднаторело всовременных методах контроля бизнеса. С1 июля, например, большинство торговых компаний иИП, включая интернет-магазины, обязаны передавать данные опродаже товаров вФедеральную налоговую службу (ФНС) онлайн, спомощью специальной контрольно-кассовой техники (ККТ). Работа без онлайн-касс грозит штрафом вразмере 75–100% отобъема продаж (не менее 30тыс.руб.) для компаний и25–50% (не менее 10тыс.руб.) — дляИП.
Поэтапный переход наэлектронный контроль заналичным оборотом стартовал летом прошлого года. Повсеместно нановую систему учета бизнес, включая предприятия сферы услуг, владельцев торговых автоматов, атакже предпринимателей напатенте иедином налоге навмененный доход (ЕНВД), перейдет сиюля 2018 года.
Реформа должна снизить административную нагрузку наналогоплательщиков, упростить процедуру регистрации техники иподачу отчетности. Однако напрактике, говорит заместитель руководителя департамента аудита аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Роман Самилло, она неподготовлена. «Наш клиент, собственник торгового центра, незнает, что делать: унего ежемесячно возвраты почекам составляют до1 млнруб., аточного ответа, нужно возврат проводить через онлайн-кассу илинет, вналоговой дать немогут. Риск для бизнеса втом, что данные оего доходах будут сильно отличаться отреальных,— ему засчитают прибыль, аклиент товар вернул иполучил деньги обратно»,— сетует Роман Самилло.
Цель введения онлайн-касс нетолько контролировать размер выручки налогоплательщиков, нои отслеживать крупные покупки физических лиц для сопоставления ихрасходов сдекларируемыми доходами, полагает руководитель департамента налоговой безопасности, международного планирования иразвития КСК групп Роман Шишкин.
Автоматизированные системы мониторинга иконтроля— новая реальность для бизнеса иэффективный инструмент для проверяющих органов. Вчастности, введенная впрошлом году электронная система контроля АИС «Налог-3»— big data вфискальной политике: дает регулятору доступ ксведениям осчетах налогоплательщиков, информации таможенных органов, базе данных ЗАГС идругих государственных органов,— позволяет проводить анализ ипрогнозирование налоговых поступлений компании сучетом макроэкономических показателей ивнешних факторов.
Как заявлял глава ФНС Михаил Мишустин, автоматизация процессов администрирования ианалитическая работа сданными обеспечили в2016 году 26млрдруб. дополнительных поступлений вбюджет иснизили давление надобросовестных налогоплательщиков— число выездных проверок сократилось на15%.
Тотальное недоверие
Между тем бизнес смотрит нановации администрирования иначе. Пословам директора повнешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ксении Бурдановой, последние несколько лет отрасль пережила немало инноваций— отвнедрения систем «Платон» иЕГАИС довведения маркировки меховых изделий, которые значительно увеличили нагрузку накомпании.
Вчастности, перевод рынка шуб наобязательную маркировку радиочастотными (RFID) метками в2016 году, поданнымФТС, увеличил долю легального товара вшесть раз посравнению с2015 годом. «Однако практика выявила немало проблем— технических июридических пробелов инестыковок, решение которых потребует времени. Для использования маркировки вдругих отраслях потребуется доработка механизмов еереализации, атакже проработка деталей взаимодействия участников рынка игосударства»,— говорит Ксения Бурданова.
Кроме того, серьезно покошельку предпринимателей бьют местные инициативы органов власти субъектов России, такие как введение торгового сбора иплатных парковок, атакже запрет напарковку около торговых центров вМоскве.
Новые системы контроля нетолько влекут издержки наприобретение дополнительного оборудования, нои подвергают бизнес риску дополнительных штрафов из-за сбоя работы системы, говорится вотчете уполномоченного позащите прав предпринимателей Томской области Валерия Падерина.
«Правила меняются чутьли некаждый месяц. Заэтим нужно постоянно следить. Неуследил, нарушил— получи штраф. Аэти штрафы порой вмалом бизнесе достигают суммы годовой прибыли»,— сетует Дмитрий Виноградов, генеральный директор сети «Эль Кафе».
Усиление пресса административной системы запоследний год почувствовали более 56% предпринимателей— участников опроса, проведенного аппаратом уполномоченного поправам предпринимателей при президенте РФсовместно сВЦИОМом. Эта нагрузка обходится, пооценкам бизнеса, всумму до20% отвыручки.
Выездных проверок поналогам стало меньше, зато они стали более глубокими, камеральные проверки— сбольшим объемом документов, говорит Роман Самилло. Поего словам, бизнес чаще стал обращаться заюридической помощью всвязи стеми или иными административными рисками.
Защитная реакция
Впрактике консультантов стало больше проектов повыработке стратегии защиты отизлишнего внимания состороны контролирующих органов, пореструктуризации икачественному управлению активами, отмечает партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК Алексей Терехов. «Государство ведет себя как полноценный участник рынка, ибизнес стремится защитить свои активы. Увеличилось число запросов наоценку активов, причин потери стоимости вложений иупущенных выгод. Оттого, будетли возможность защитить свои права всуде, зависит, какую стратегию защиты активов выбирает бизнес— вложение вразвитие или вывод средств зарубеж»,— говорит эксперт.
Предприниматели оценивают свои шансы насудебную защиту как минимальные, следует издоклада бизнес-омбудсмена: почти две трети считают, что вероятность выиграть процесс против государственных органов— низкая или очень низкая.
Защищаться можно только понимая правоприменительную практику, аона вРоссии традиционно изменчива ипротиворечива, говорит Роман Шишкин. Поего словам, для предпринимателей постоянно повышается важность предварительной подготовки кпроверкам: «Собственники иих менеджеры просят нас сразу просчитывать финансовую модель налоговой компоненты, системы владения июридическую структуру компании вцелом».
Проблема— всверхвысокой налоговой нагрузке, неучитывающей отраслевую специфику компаний ив результате создающей преференции сырьевым компаниям, считает член комитета построительству «Деловой России» Николай Остарков. «На любой конференции пообсуждению новых технологий иразвитию цифровой экономики первый вопрос, который задают стартапы докладчикам: где лучше регистрировать бизнес— вГонконге или Сингапуре? Онашей юрисдикции даже речь неидет наэтапе старта компании, нацеленной наглобальный рынок,— слишком много рисков. Ивот это— будущая большая проблема»,— считает Остарков.
Пока бизнес тратит время иденьги наиздержки отвзаимодействия сгосударством, ему некогда заниматься технологическим развитием, отмечает директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований иэкономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Предприниматели воспринимают коррупцию иадминистративные барьеры как нормальное экономическое явление, они нанимают специальных людей— переговорщиков для взаимодействия сгосударством изакладывают затраты всебестоимость продукции, вто время как Китай ежедневно выводит нарынок новые технологии»,— подчеркивает эксперт, отмечая, что ожидание структурных реформ истратегии роста слишком затянулось.