Подведомственное Минтрансу ФГУП «Спектр» закупило рельсы у РЖД, а затем продало их Крымской железной дороге почти вдвое дороже. Удорожание связано со сложной логистикой, утверждает представитель предприятия
Одним из основных поставщиков продукции для Крымской железной дороги (КЖД) после вхождения полуострова в состав России в марте 2014 года стало ФГУП «Исследовательский институт «Спектр», подведомственное Росжелдору (структура Минтранса), следует из базы данных «Спарк-Маркетинг». Согласно этим данным, только за 2016 год и за январь—июль 2017 года предприятие заключило контрактов с КЖД на 1 млрд руб.
«Спектр» занимается поставкой специализированного железнодорожного оборудования по всей России, а для Крымской дороги в основном оказывает услуги по ремонту локомотивов и поставляет рельсы. В 2017 году КЖД заключила со «Спектром» четыре контракта. Самым крупным был контракт на поставку рельсов длиной по 100 м и общей массой 3,9 тыс. т, его сумма составила 289 млн руб. Сам «Спектр» в 2017 году закупил без конкурса партию аналогичных рельсов (длиной по 100 м и и весом 3,9 тыс. т) у филиала РЖД «Росжелдорснаба». Сумма этого контракта составила 166 млн руб., то есть в 1,7 раза меньше. Даты контрактов практически совпадают: первый предполагает поставку в период с 22 июня по 31 декабря, второй — с 20 июня по 31 декабря.
Крымская железная дорога в 2016 году провела ремонт 30 км путей, сообщила пресс-служба компании. Тогда стометровые рельсы планировалось использовать на участке Краснопартизанская — Пролетная, находящемся в центре полуострова. До 2020 года компания планирует реконструировать еще почти 370 км путей, говорилось в сообщении компании.
Представитель «Спектра» заявил РБК, что предприятие начало работать с КЖД после того, как «возникла проблема» с доставкой стометровых рельсов на полуостров. «Нам дали задание (Минтранс. — РБК) проработать механизм доставки этих рельсов на территорию Крыма», — сказал он. По его словам, «Спектр» проработал все необходимые регламенты и механизмы и начал доставку. Такое значительное увеличение стоимости рельсов при перепродаже в Крым собеседник РБК объяснил логистическими расходами: доставка включает паромную переправу, использование специальных поездов, наемные бригады обслуживания и т.д. «По большому счету, мы работаем за 2–3%», — заключил представитель «Спектра».
По этим контрактам «Спектр» уже проверяла прокуратура, утверждает представитель предприятия. «Мы за каждую запятую отчитались», — сказал он.
Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров соглашается, что доставка таких грузов в Крым достаточно дорога. К тому же логистика не отлажена, добавил эксперт. Младший партнер консалтинговой компании «НЭО Центр» Александр Ракша также считает, что перевозка такого груза стоит дорого. «Удорожание в принципе реалистичное», — признает он. По его словам, перевозка рельсов действительно требует разработки специального регламента, и это трудоемкий процесс.
«Спектр» уже не первый год поставляет рельсы в Крым. В 2016 году стоимость контракта с КЖД составила 216,6 млн руб. за 2730 т, следует из данных «СПАРК-Маркетинг». Эти рельсы предприятие также закупило у «Росжелдорснаба». Однако стоимость этого контракта неизвестна. На сайте госзакупок она не указана.
Стометровые рельсы в России делают только два завода — Evraz и «Мечел». Это основные поставщики РЖД, еще один клиент этих заводов — Московский метрополитен. План закупок РЖД всех видов рельсов на 2017 год составляет 850 тыс. т, заявил президент РЖД Олег Белозеров в интервью «Интерфаксу» в мае 2016 года. РЖД является крупнейшим постоянным заказчиком рельсов в стране, закупающим их в больших объемах и со значительной скидкой, заявил РБК представитель компании. Закупка государственным предприятием у РЖД позволяет оптимизировать стоимость продукции, а также упрощает процедуру поставки, сказал он.
Представитель Evraz отказался комментировать, известно ли компании о том, что эти рельсы попадут в Крым. Он также не стал комментировать, готова ли компания сама поставлять рельсы для КЖД. «Потребителем наших рельсов является РЖД, регионы дальнейшего их использования нам неизвестны», — сказал представитель «Мечела». Представитель Минтранса отказался от комментариев.
После вхождения Крыма в состав России в 2014 году в правительстве были дискуссии о том, кому должна принадлежать КЖД. Тогдашний президент РЖД Владимир Якунин был против того, чтобы дорога вошла в состав монополии. В итоге в декабре 2015 года правительство передало КЖД в собственность Росжелдора, подведомственного Минтрансу.
РЖД напрямую с Крымской железной дорогой почти не сотрудничает. Согласно данным «СПАРК-Маркетинга», РЖД только предоставила крымской компании семь электричек в аренду на 2017 год (стоимость контракта — 203 млн руб.).