В последние годы набирают обороты франшизы, рожденные вдалеке от Москвы и Санкт-Петербурга. У каждого из региональных франчайзеров своя история, но заметны и общие черты.
Франчайзинг воспасение
Комментируя свой рейтинг 50самых продаваемых франшиз России, представленный вмарте 2017 года, РБК одним изсамых выраженных трендов рынка назвал экспансию региональных франчайзеров. Вкачестве примера агрессивно развивающихся проектов была названа сеть аптек «Фармкопейка» фармацевтического дистрибьютора изОмска «Медэкспорт— Северная Звезда», атакже другая аптечная сеть, запущенная крупнейшим производителем БАДов изАлтайского края «Эвалар». РБК отметил спрос нафраншизы тверской сети фастфуда «Чикен Хауз», старт проектов цветочных магазинов изВладимира «Флора центр», интернет-магазина иавтосервиса «Тикамис» изНижневартовска, производителя удобрений изТулы «Фру-фру», саратовской службы доставки «Социальные суши».
Невсем стартапам суждено взлететь, ноиногда франчайзинг становится спасением предприятия.
Вкомментарии крейтингу РБК отдельно был отмечен проект «Чебаркульская птица» как «настоящее открытие нарынке франшиз». Агрохолдинг с40-летней историей только в2016 году начал формировать франчайзинговую сеть фирменных магазинов. Уже впрошлом году компании удалось заключить 54концессионных соглашения иобзавестись почти сотней фирменных магазинов. Программа франчайзинга работает только вЧелябинской исоседних областях.
Какже птицеводы пришли крешению всерьез заняться франчайзингом? «Чебаркульская птица»— это часть холдинга «Союзпищепром», занимающего серьезные позиции наЮжном Урале. Это современный технологичный птицекомплекс полного цикла. Норынок вЧелябинской области очень конкурентный. НаЮжном Урале наращивают производство «Равис», Аргаяшская иКунашакская птицефабрики, Магнитогорский иНагайбакский птицекомплексы компании «Ситно». Иесли всоветское время Челябинская область так ине вытянула планы партии производить 50тыс. т мяса птицы вгод, тов прошлом году его было произведено 345тыс. т— по70 кгна каждого жителя области. Наступило перенасыщение. Цены намясо птицы, пословам гендиректора «Чебаркульской птицы» Дмитрия Пырсикова, второй год нерастут, рентабельность ничтожно мала.
Вкомпании нестали ждать, когда она станет отрицательной. Уже построен семенной завод— должна снизиться себестоимость кормов, компания делает свои комбикорма. Вэтом году запущен новый проект поувеличению производства куриных яиц с230 млн до450 млн штук вгод— это уже диверсификация.Ну, астроительство сети франчайзинга должно разрешить кризис перепроизводства вобласти, расширив число клиентов засчет покупателей изсоседних областей без серьезных инвестиций впостроение собственной розницы— для птицекомплекса это всеже непрофильный бизнес. Кроме того, фирменные магазины позволяют избежать передачи маржи мощным ретейловым сетям.
Программа развития франчайзинга компании досих пор находится вактивной фазе. Ксентябрю 2017-го открылось еще 49точек, число магазинов всети достигло139.
Кейс1: Сохраниться вхолоде
«Чебаркульская птица»— новичок нарынке. Отношениям компании сфранчайзи еще предстоит пройти проверку временем. Хотябы такую, как убренда «33 пингвина»,— одной изсамых первых региональных франчайзинговых сетей вэтом году исполнилось 11лет.
Всередине 2000-х годов три томских предпринимателя— Андрей иОлег Федченко иСергей Протопопов— были озабочены выбором направления развития ихпредприятия. Вконце 1990-х годов они были оптовыми поставщиками замороженной продукции вмагазины региона, позже приобрели консервативный Томский хладокомбинат, который никак нехотел менять советский еще ассортимент. Изакупили для него в2004 году итальянское оборудование для выпуска премиального мороженого. Развитию сильно мешали ценовые войны, затягивавшие компанию вдемпинговую спираль— тоньше стаканчик, больше растительных масел ит.д.
Акак продавать дорогие сорта мороженого всегменте импульсных покупок? Осуществовании Buskin-Robbins (это старейшая франчайзинговая сеть России) они, конечно, знали. Это ибыл путь— продавать мороженое нев магазинах, а«через витрину». В2006 году тогдашний гендиректор компании Елена Рыбина вовремя декретного отпуска написала все необходимые для франчайзи руководства— выбор места, составление бизнес-плана иплана продаж, брендбук, дизайн-проекты кафе, торговых павильонов ипередвижных лотков. Правда, всравнении сBuskin-Robbins формат измельчал— островные точки вторговых центрах, летние мобильные форматы, бренд-витрины.
Первую франшизу купили новосибирцы, ачерез три года вСибири ина Дальнем Востоке бренд «33 пингвина», который придумали томчане, был уже хорошо известен. Схема начала приносить прибыль. Создатели решили сделать «Пингвинов» федеральным брендом. Имна руку сыграло бурное развитие франчайзинга, который всегда прирастает вкризис (или процессов, которые тогда казались кризисом,— заокном был 2009 год), ито, что ихфраншиза оказалась всамой низкой ценовой категории— паушальный взнос запять лет партнерства составлял 370тыс.руб. В2012 году у«33 пингвинов» было уже 650 точек в80 городах повсей России, в2014-м— 1000.
Последние два-три года стали для сети, которую уже можно назвать зрелой, периодом оптимизации: бурный прирост числа точек позади. Более того, насегодняшний день общее число точек, открытых франчайзи, сократилось начетверть спикового 2014-го. Сейчас работают 667 точек вРоссии и86 зарубежом (в Минске, Бишкеке инескольких городах Казахстана). Впрошлом году вкомпании сменился генеральный директор— место Елены Рыбиной заняла Ольга Степико. Новый гендиректор настаивает, что еекомпания по-прежнему успешна, нодоказательством считает совсем другие критерии. Поее словам, впоследние годы рост объема продаж через сеть ниразу непадал ниже 10% иво время перезаключения договоров (срок действия каждого договора коммерческой концессии— пятьлет, ив момент, когда онзаканчивается, можно расстаться сфранчайзером без особых последствий) компанию непокинул ниодин франчайзи.
Кейс2: Бюджетные отношения
Тольяттинец Сергей Киселев в1998 году создал компанию «Гранд Тойз» для продажи игрушек. К2005-му дозрел досоздания гипермаркета игрушек «Бегемот» (в формате cash & carry), который открылся вПензе. Затри года число «Бегемотов» выросло до50— иоткрывались они накредитные деньги. Кризис 2008-го чуть неразрушил проект. Тогда вцелях поддержки оптовых продаж была запущена программа продажи франшиз. Впервоначальном варианте она предполагала паушальный взнос 15тыс.руб., роялти 10тыс.руб. ипервоначальные инвестиции неболее 1млнруб. Сейчас паушальный взнос вырос до177тыс.руб. (выплачиваетсяон, кстати, раз вдва года— против обычных пяти), роялти нет совсем, аинвестиции требуются вразмере неменее 2млнруб. Ясно, что иподдержка франчайзера вэтом случае является тоже весьма бюджетной. Водном изотзывов франчайзи сети винтернете перечислены планограмма магазина, хендбук, брендбук ипособие померчандайзингу. Выбор иоценка помещения, обучение сотрудников, формирование ассортимента сюда невходят.
В2015 году головная компания, посообщениямСМИ, испытывала финансовые трудности.Но, несмотря наэто, если верить данным самой компании, развитие франчайзинговой программы продолжается— число оптовых центров (гипермаркетов, которые являются точками закупки товаров для франчайзи) запоследние годы выросло с75 до100. Число компаний-франчайзи также значительно— их350.
Кейс3: Франшизу— зарубеж
Хотя создатель Sun Studio новосибирский предприниматель Владислав Мирчев продает b2b высокотехнологичную франшизу зарубеж, сам онне изобретатель. Капитал заработал наторговле, втом числе китайскими принтерами. Из-за недовольства ихкачеством онвложил $3 млн вдоработку технологии ирасходных материалов, применяемых при ультрафиолетовой печати. Такие принтеры могут печатать налюбой поверхности. Для привлечения внимания технологи Мирчева даже научились формировать чернильную пленку сзаданным рисунком наповерхности воды.
Носбыт принтеров укомпании пошел неочень хорошо, вРоссии найти достаточное количество заказчиков оказалось трудно (такой принтер стоит около $100тыс.), апродажи зарубеж наладить неудалось. Совместный проект с«Роснано» привел кскандальному разводу ипотянул засобой длительные судебные тяжбы. Владислав Мирчев попросил двух своих сотрудников изкоммерческого отдела открыть две студии, которыебы использовали его разработку для выполнения заказов, ивыступил для них инвестором. Услуги понанесению любых изображений налюбые поверхности для дизайнеров дорогостоящих интерьеров несобрали достаточного количества заказов, как иподобные услуги компаниям поустройству натяжных потолков. Методом дорогостоящих проб иошибок студии нащупали своего клиента— ими оказались небольшие производители мебели, керамической плитки, дверей, которые немогли позволить себе приобретение принтера.
После этого Владислав Мирчев сел иразработал условия франшизы. Насегодняшний день этой франчайзинговой программой воспользовались 130 студий из25 стран.
Выход наоперативный простор
Гигантская компания, которая начинала снебольшого количества точек нев самом богатом регионе,— довольно распространенное явление. Примеры есть зарубежом (Сэм Уолтон, создавший Wal-Mart Stores)
ив России (Сергей Галицкий, «Магнит»; Сергей Студенников, «Красное & Белое»). Сэм Уолтон начинал сприобретения в1946 году ретейл-франшизы вмаленьком городке вАрканзасе, Сергей Галицкий стартовал в1995 году вКраснодаре, Сергей Студенников первый алкомаркет купил в2006 году вТавде Челябинской области. Все трое пренебрежительно относились ковсяким новомодным штучкам ивеяниям (Сергей Студенников всвоем первом публичном интервью заявил, что незнает ниодной успешной торговой сети, котораябы «реально использовала эту научную фантастику под названием «маркетинг»). Вместо этого они предпочитали фанатично влезать вкаждую мелочь, которую считали важной для своих магазинов. Сэм Уолтон был буквально помешан напоиске самых дешевых товаров. АСергей Студенников рассказывает, что помещения для своих первых 1800 магазинов всегда выбирал толькосам. Wal-Mart стал триумфатором в1990-х годах идо сих пор является крупнейшим ретейлеромСША, потихоньку уступая лишь Amazon.
Всередине 2012-го «Магнит» вошел впятерку крупнейших покапитализации ретейлеров мира, асеть «Красное & Белое» за11 лет выросла содного магазина досети более чем из4тыс. точек. Возможно, поэтому интернет полон статьями опродаже франшизы этих магазинов, которой насамом деле никогда несуществовало.