4, Ноябрь 2015

$2 млрд из чулка

Владелец брендов Calzedonia и Intimissimi Сандро Веронези не побоялся отвергнуть бизнес-модель, принесшую успех его тестю, и что сделало его богачом.

Уроженец тирольского городка Ала предприниматель Сандро Веронези в марте 2015 года в третий раз подряд вошел в ежегодный список богачей Forbes — его состояние составило $2 млрд. Он оказался на 21-м месте среди богатейших итальянцев и на 838-м среди всех мировых миллиардеров. На конец октября счетчик реального времени Forbes показывает, что стоимость активов бизнесмена выросла до $2,2 млрд. Основа его состояния — группа компаний Calzedonia Holding, объединяющая несколько одежных брендов: в первую очередь сети магазинов Calzedonia и Intimissimi.

С момента основания группы в 1987 году Веронези является ее президентом и держателем основного пакета в 85% акций. Поскольку компания не является публичной, остальные 15% не обращаются на бирже, а находятся во владении жены бизнесмена Нади Грасси. Многомиллиардная корпорация уже 30 лет является семейным бизнесом.

Не являясь публичной компанией, Calzedonia Holding не публикует консолидированной отчетности, и о масштабах бизнеса можно судить лишь по заявлениям менеджмента. Так, в марте 2015 года итальянское деловое издание Il Sole 24 Ore сообщало, ссылаясь на Веронези, о выручке корпорации за предыдущий год.

Оборот группы составил в 2014 году €1,85 млрд. Из них на бренд Calzedonia пришлось €598 млн, на Intimissimi — €586 млн, на Tezenis — €474 млн, на Falconeri — €37 млн. Остальные €152 млн пришлись на прочие активы группы. Ровно половину всех продаж составила экспортная выручка.

Помимо Calzedonia Holding Веронези является независимым директором одного из крупнейших итальянских банков Banco Popolare, чей капитал по итогам 2014 года составил €123 млрд. По данным Reuters, бизнесмен занимает эту должность с ноября 2011 года, до этого он более двух лет входил в наблюдательный совет банка. Штаб-квартира Banco Popolare, как и Calzedonia Holding, находится в Вероне — городе, где Веронези вырос и живет до сих пор и с которым связано его становление как бизнесмена (кроме того, его фамилия переводится с итальянского как «веронский»).

Отличник деловой подготовки

Веронези родился в 1959 году в городе Ала в 35 км к северу от Вероны. После окончания школы он там же поступил в престижный лицей имени Галилео Галилея. В конце 1970-х годов для получения высшего образования он переехал в Верону, которая с тех пор стала его домом.

В то время в городе еще не было своего университета, но работал факультет экономики и коммерции, который официально подчинялся Падуанскому университету, одному из старейших учебных заведений в Европе. Лишь в 1982 году, когда Веронези был старшекурсником, правительство Италии предоставило Вероне академическую автономию, тем самым положив начало существованию Университета Вероны, лучшего в 2014 году, по версии издания Il Sole 24 Ore.

В 1983 году Веронези с отличием окончил университет по направлению «экономика и бизнес» и через несколько месяцев начал работу в концерне Golden Lady, расположенном в соседнем городе Мантуя. Golden Lady была основана в 1966  году братьями Амальдо и Нерино Грасси как компания по производству женских чулок. Впоследствии фирма создала или выкупила множество брендов колготок: например, в 1980–1990-х годах Golden Lady приобрела такие известные марки, как SiSi и Omsa.

Молодой и амбициозный менеджер, Веронези легко встроился в управленческую команду, он разделял идеи братьев Грасси, которые хотели монетизировать мировую моду на «настоящий итальянский дизайн». Кроме того, Веронези перенял у начальства внимание к качеству продукции. На этапе становления Golden Lady это сослужило компании хорошую службу: первое зарубежное представительство Грасси открыли в Дюссельдорфе, быстро завоевав скептичную западногерманскую публику.

Наконец, свою роль сыграло то, что Веронези удалось породниться с семьей владельцев, женившись на Наде Грасси, младшей дочери Нерино Грасси.

Амбициозный зять

«Как в жизни, так и в работе человек должен быть деятелем, актером, а не зрителем», — гласит один из принципов работы Calzedonia Holding. За несколько лет работы в Golden Lady Веронези пришел к выводу, что многие игроки на рынке готового платья безо всякого резона накладывают сами на себя ограничения: отделяют производство от продаж или, в лучшем случае, отодвигают вопросы сбыта на второй план.

Веронези был недоволен тем, что продукция Golden Lady продавалась в отделах сторонних галантерейных магазинов и в супермаркетах, а не в собственных фирменных салонах. Кроме того, у бизнесмена перед глазами были примеры удачного построения предприятия, которое контролирует весь процесс: от разработки дизайна до продажи готовой одежды. В первую очередь это были шведская H&M и испанская Zara. Во второй половине 1980-х годов, когда у Веронези созрела идея собственного бизнеса, основатель Zara Амансио Ортега уже охватил сетью своих торговых точек всю Испанию и готовился к выходу на международный рынок (в 1988 году магазины Zara открываются в Португалии, затем в США, Франции и Японии).

Для реализации своего замысла Веронези в сентябре 1987 года открывает в Вероне первый магазин Calzedonia. Как писала в 2013 году итальянская Corriere della Sera, с тех пор Веронези стал одним из хедлайнеров демократичной итальянской моды, которая построена на тех же принципах, что и зарубежные конкуренты вроде Zara: дешевое, но качественное производство и реализация по доступным ценам на рынках развитых стран.

​Тесть Веронези Нерино Грасси скептически отнесся к попыткам своего зятя привнести инновации в отрасль. Во многом из-за этого Веронези пришлось открыть свою собственную фирму: Грасси отказался переводить весь бизнес Golden Lady на предложенную зятем схему «полного цикла». По его мнению, многолетнее успешное развитие предприятия не давало повода для радикальной смены стратегии. Более того, в те годы Грасси готовил поглощение нескольких чулочных брендов и занимался активным маркетинговым продвижением за пределами Италии (например, через несколько лет концерн проведет масштабную рекламную кампанию с участием голливудской звезды Ким Бэсинджер).

Несмотря на разногласия, Веронези семь лет совмещал работу в Golden Lady и управление своим небольшим делом. Только к 1993 году, когда бизнес Calzedonia заметно расширился, предприниматель решил сконцентрироваться на собственном бизнесе и покинул Golden Lady. После этого еще несколько лет компания его тестя продавала товары через магазины группы Calzedonia Holding. Окончательно сотрудничество между компаниями прекратилось в 2002 году: Нерино Грасси последовал примеру зятя и открыл собственную сеть торговых точек Golden Point, через которую продолжил реализовывать фирменные носки и чулки.

Ближе к телу

Следуя примеру владельца Zara Ортеги, который постоянно создавал новые бренды для разных стилей одежды в разных ценовых категориях, Веронези с самого начала стремился выстроить диверсифицированную корпорацию, удовлетворяющую широкие потребности клиентов. Уже в 1996 году в дополнение к чулочно-носочному бизнесу Calzedonia начали работу магазины нижнего белья Intimissimi. В 2003 году запускается третий проект Веронези — Tezenis, также реализующий нижнее и домашнее белье, но нацеленный на более молодежную аудиторию.

После этого Веронези ненадолго взял паузу, развивая имеющиеся три направления и наращивая объемы выручки. В 2009 году предприниматель решается пойти по пути тестя и выкупить существующий бизнес взамен создания предприятия с нуля: компанию Falconeri. Бренд предлагает верхнюю одежду из шерсти и кашемира, что для Веронези является абсолютно новым сегментом одежного рынка. За несколько лет он сумел поставить бизнес на ноги, что привело к росту продаж: в 2014 году выручка Falconeri увеличилась к 2013 году на 85%, до €37 млн (хотя по-прежнему составляет незначительные 2% от всего оборота Calzedonia Holding). Последним по хронологии проектом внутри холдинга является сеть Cash & Carry для оптовых покупателей.

Сейчас империя Веронези включает четыре фабрики в Италии, восемь в странах Восточной Европы, включая Болгарию и Сербию, шесть производств в Шри-Ланке, а также 3,8 тыс. магазинов более чем в 40 странах мира — преимущественно в Европе и Азии. В октябре этого года Веронези объявил о готовности выйти на американский рынок: «Мы, наверное, начнем с Нью-Йорка, города моды, а потом осуществим экспансию в крупнейшие города». Потребителям в США Веронези обещает «более утонченную» альтернативу белью Victoria's Secret.

Половина выручки и половина всех торговых точек приходится на Италию, но бизнесмен хочет это изменить. По итогам 2015 года Веронези планирует увеличить удельный вес зарубежных продаж до 60%. По словам бизнесмена, в 2014 году холдинг открыл 301 магазин за рубежом и лишь 27 точек в самой Италии, что демонстрирует стремление Calzedonia Holding к международной экспансии. Большинство магазинов (около двух третей) работает по системе франчайзинга.

Объясняя причины своего успеха, Веронези в 2010 году утверждал: «Если я буду привлекать к работе инициативных людей, то, во-первых, я буду получать больше информации, больше мнений. Во-вторых, сами работники станут ощущать свою причастность к делу. Наконец, в-третьих, на выходе у нас будут лучшие решения. Но весь процесс надо провести быстро, иначе никакого решения вообще принято не будет». На тот момент итальянец еще не был миллиардером — впервые в список Forbes он вошел в 2013 году с $1,8 млрд.

Источник