Оживление экономики открывает возможности для давно назревшего обновления парка коммерческой автотехники. Поддержку растущему рынку оказывают государственные меры стимулирования, включая льготный лизинг.
Модернизация назрела
Более двух третей перевозок грузов вРоссии приходится надолю автогрузового транспорта, однако большая часть техники морально ифизически устарела. Поданным аналитического агентства «Автостат», на01.01.2017 встране насчитывалось около8,1 млн единиц коммерческой техники. Почти половина отобщего числа приходится надолю легких коммерческих автомобилей (LCV) —49,3%. Несмотря нато что этот парк самый молодой, 42% автомобилей внем старше 15лет. Крупно— исреднетоннажные грузовики (HCV иCV) составляют45,8% всей коммерческой техники, ихизношенность еще выше— 65% автомобилей выпущены до2002 года (некоторые еще всоветский период), средний возраст автомобиля достигает 20лет, астандарту Евро-4 соответствуют лишь 13% машин. Оставшиеся4,9% парка приходятся наавтобусы, 45% которых также старше 15лет. Вовсех сегментах лидирует техника отечественного производства; самое высокое проникновение иномарок наблюдается всегменте LCV— 37%, минимальное— среди грузового транспорта (менее 21%).
Давно назревшая модернизация коммерческого автопарка впоследние годы сдерживалась экономическим кризисом, падением цен нанефть ипокупательной способности населения, атакже снижением товарных потоков из-за рубежа вусловиях санкций. Однако наметившееся в2016 году оживление российской экономики иукрепление курса рубля уже успели благоприятно сказаться наавтомобильном рынке, включая сегмент коммерческого транспорта,— после нескольких лет падения онперешел вустойчивый рост.
Повышение активности малого исреднего бизнеса, рост объемов магистральных автоперевозок (по прогнозу Межотраслевого экспертного совета поразвитию грузовой автомобильной идорожной отрасли, всреднесрочной перспективе рост составит3,5% вгод) требуют значительного расширения иобновления парка тяжелого илегкого автотранспорта, активизируя так называемый отложенный спрос. Кроме того, нарынке грузоперевозок отмечается консолидация: вструктуре владения легкими коммерческими автомобилями доля частных лиц снизилась с51% в2014 году до36% в2017-м, число индивидуальных предпринимателей, занятых воптовой ирозничной торговле, затотже период сократилось на11%. Этот фактор также влияет наспрос: вотличие отмелких игроков, ориентирующихся насамую дешевую подержанную технику, крупные компании имеют больше возможностей обновлять парк.
Продолжающаяся программа модернизации автобусных парков врегионах наряду сподготовкой кчемпионату мира пофутболу 2018 года подстегивает рост иэтого сектора—так, сянваря помай нынешнего года вМоскве автобусный рынок вырос на155,2% (а учитывая объявленную столичными властями программу перехода наэлектротранспорт, вближайшие годы рост будет неменее бурным). Наконец, свой вклад вносят государственные программы стимулирования спроса наавтомобили, включая льготный лизинг.
Господдержка по-новому
Впрошлом году государство потратило наподдержку российского автопрома почти 138 млрдруб. Изних22,5 млрд были выделены напрограмму обновления парка транспортных средств,11,3 млрд— нальготное кредитование, 5млрд— нальготный лизинг,3,3 млрд пошли наподдержку экспорта, еще 3млрд— настимулирование закупок газомоторного транспорта.
Внынешнем году подходы кмерам поддержки автопрома решено было пересмотреть. Как отмечал министр промышленности иторговли РФДенис Мантуров, задачей являлась «персонификация» иперенаправление поддержки вплохо растущие сектора. Несмотря насокращение объемов финансирования до63 млрдруб., кдействующим программам был добавлен ряд новых. Объем финансирования запущенных ссередины года льготных кредитных илизинговых программ «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело» вместе спрограммами поддержки закупки газомоторной техники игородского общественного электротранспорта, закупкой школьных автобусов икарет скорой помощи должен составить17,4 млрдруб. Примерно столькоже получат российские автопроизводители ввиде субсидий, апрограмму поддержки льготного лизинга решено было увеличить вдвое— до10 млрдруб. ВМинпроме рассчитывали, что новые меры поддержки должны стимулировать производство ипродажу почти 1млн единиц техники (как легковой, так икоммерческой).
Льготный лизинг
Программа льготного лизинга была запущена Минпромторгом еще в2015 году ис тех пор непрерывно росла вобъеме: первоначально наэти цели было выделено2,5 млрдруб., в2016 году— уже 5млрдруб., ав нынешнем году финансирование достигло 10млрдруб. Еецелью является стимулирование спроса наотечественную технику засчет субсидирования затрат лизинговых компаний при предоставлении скидки клиентам поавансовым платежам. Проводниками программы являются непосредственно лизинговые компании; сейчас всписке Минпромторга насчитывается 61организация этого профиля.
Как ожидается, новые программы «Российский тягач», «Российский фермер» и«Свое дело» позволят расширить круг лизингополучателей ипривлечь нарынок покупателей, которые раньше неимели возможности взять автомобиль влизинг. Программы предполагают увеличение размера скидки с10 до12,5% отстоимости нового транспортного средства при оплате первоначального взноса, максимальная сумма скидки увеличена с500тыс. до625тыс.руб. наединицу техники. Воспользоваться преимуществами могут лизингополучатели, приобретающие магистральные тягачи российского производства, сельхозпроизводители исубъекты малого исреднего бизнеса. Кроме того, сиюля заработала ипрограмма субсидирования лизинга новой коммунальной идорожно-строительной техники.
Меры господдержки влияют нетолько наавтомобильный, нои насам лизинговый рынок. Как отмечается висследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX), государственная программа льготного автолизинга оказывала ключевое позитивное влияние наобъем лизинга автотранспорта впоследние два года. Порасчетам Минпромторга, в2016 году врамках льготного лизинга было приобретено более27,9тыс. автомобилей, ав нынешнем году ихчисло возрастет до41,5тыс. единиц. Специализированные лизинговые программы должны добавить кэтой цифре еще27,3тыс. автомобилей. Впрочем, запервые два месяца ихдействия попрограмме «Свое дело» было реализовано только3,9тыс. единиц техники, врамках программы «Российский тягач»—767, апо программе «Российский фермер»— лишь124. Всегоже с1 января по17 сентября 2017 года врамках программ льготного кредитования, льготного лизинга иобновления парка было продано597,9тыс. автотранспортных средств, тоесть господдержка обеспечила почти 58% отобщего объема продаж. Однако основная часть пришлась надолю легкового, ане коммерческого транспорта.
Впрочем, сами игроки рынка оценивают новые меры господдержки неоднозначно. Недовольство программой неоднократно высказывали вгруппеГАЗ. Помнению автопроизводителя, введение сегментарных программ льготного лизинга неподходит для сегмента коммерческого транспорта: для 75% представителей малого исреднего бизнеса, атакже фермеров лизинг остается слишком дорогим инструментом. Врезультате новые госпрограммы небудут стимулировать рост продаж, как прежние программы утилизации итрейд-ин, апросто предоставят скидкутем, кто итак готов приобретать автомобили влизинг, полагают вкомпании.
Сами лизинговые компании, напротив, оценивают роль господдержки позитивно. Пословам руководителя дирекции продуктового развития ивзаимоотношений спартнерами компании «Балтийский лизинг» Андрея Волкова, в2016 году отмечался рост лизинговых продаж повсем сегментам коммерческого транспорта. «Простая иэффективная государственная программа субсидирования лизинга стала основным драйвером роста, поскольку упредпринимателей были опасения относительно дальнейшего еепродления. Втекущем году программы господдержки продлены, спрос наавторынке вовсех сегментах после длительного падения всеже начал восстанавливаться, поэтому есть основания рассчитывать наувеличение темпов роста лизинга вавтопродажах»,— говоритон.
Пословам замглавы Минпромторга Александра Морозова, программы поддержки спроса напродукцию отечественного автопрома предполагается продлить ина 2018 год; неисключено, что это коснется только автомобилей, которые оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС.