7, Февраль 2018

«Законопроект — это далеко не вся реформа»

О том, за какими аудиторскими организациями предполагается установить особый надзор и как Банк России будет регулировать рынок, РБК+ рассказала директор департамента корпоративных отношений ЦБ РФ Елена Курицына.

— Почему зашла речь опередаче функций регулятора аудиторского рынка Центробанку?

— Как иво многих других случаях, единственной причины для передачи полномочийнет, скорее, мыдолжны говорить оцелом комплексе причин. С2013 года Банк России стал мегарегулятором нафинансовом рынке. Афинансовый рынок— это объемная, сложная структура, которая объединяет всебе разных участников, игроков, инструменты, нопри этом основой ихвзаимоотношений является анализ финансовой информации. Никто некупит ценную бумагу, необладая достаточной информацией обее эмитенте. Своевременность идостоверность финансовой информации— важнейшие еекачества.

Особенно это важно, когда речь идет окомпаниях, работающих впубличной, общественной сфере, сденьгами широкого круга инвесторов,— банках, страховых компаниях, негосударственных пенсионных фондах, публичных эмитентах ценных бумаг. Банк России является поотношению кним регулятором инадзорным органом, нопосле отзыва лицензии уфинансовых организаций мычасто видим, мягко говоря, асимметрию между реальным положением дел вданных компаниях итем, какая заверенная аудитором информация оних распространялась публично. Мыотвечаем зазащиту прав инвесторов нарынках ценных бумаг ифинансовых инструментов, заобеспечение интересов банковских вкладчиков, устойчивость финансовой системы. Ихотим, чтобы отчетность данных секторов аудировалась навысоком уровне.

— Если говорить отом законопроекте, который сейчас находится вГосдуме, какие его положения сточки зрения ЦБявляются ключевыми?

— Прежде всего, хочу отметить, что законопроект— это только первыйшаг, без которого реформа отрасли неможет начаться, ноэто далеко невся реформа. Вдальнейшем нам нужно будет отвечать насерьезнейшие вопросы отом, как усиливать иразвивать саморегулирование нааудиторском рынке, как настраивать систему профессионального обучения иповышения квалификации, как снова сделать профессию престижной ипривлекательной для прихода новых квалифицированных кадров. Что касается ключевых положений законопроекта, топервое— передача части полномочий порегулированию инадзору Банку России. Второе— предусмотрено внедрение системы пропорционального регулирования: мыхотим предъявлять качественные требования ктем аудиторским организациям, которые будут иметь возможность работать стакими общественно значимыми организациями, как банки, страховые, публичныеАО, эмитенты долговых ценных бумаг ит.д.

— Ноэти организации исейчас находятся под особым контролем Казначейства…

—Да, носейчас система устроенатак. Аудиторская компания просто заявляет вФедеральное казначейство: язаключила договор нааудит сорганизацией, которая имеет особый статус. Иединственное, что ейсейчас для этого нужно, быть зарегистрированной организацией— членом СРО ииметь хотябы одного аудитора стак называемым единым аттестатом. Причем этот аудитор может небыть штатным сотрудником иможет работать параллельно еще вкаком угодно количестве аудиторских организаций. Ина основании такого заявления попадает под специальный надзор. Получается, что аудиторы сами управляют процессом надзора засобой. Мыхотим сделать процесс более формальным, четко прописав понятие общественно значимой организации ипредусмотрев возможность проверок таких организаций только аудиторскими компаниями «второго контура», ккоторым будут предъявляться более серьезные требования сточки зрения деловой репутации, опыта работы, профессионализма идостаточности ресурса. Именно заэтим «вторым контуром» ипредполагается установить надзор состороны Центробанка вдополнение кнадзору состороныСРО.

Кроме того, имеется значительное количество кейсов, когда было либо банкротство, либо санация банков при немодифицированном заключении. Причем это случаи, когда мыеще ивыявляли недостоверность отчетности, недостатки всистеме внутреннего контроля, недостатки вработе полинии противодействия отмыванию денег ит.п. Вовсех таких случаяхмы, безусловно, направляем информацию вКазначейство. Ноэто довольно сложная процедура стехнической точки зрения. Банк России проверяет банк иобладает одной информацией. Казначейство проверяет аудиторскую организацию, невидя того, что виделЦБ, иполучает совершенно другую информацию, другой результат. Поэтому, безусловно, если все сосредоточить водном месте, процесс будет гораздо более эффективным.

— Апочему вопрос объединения информационных потоков нельзя было осуществить, непередавая надзорные функцииЦБ?

— Это вопрос отчасти философский, отчасти практический. После того как в2013 году Банк России получил полномочия мегарегулятора нафинансовых рынках, ондемонстрирует повышение эффективности регулирования инадзора втом числе засчет объединения информационных потоков, засчет объединения компетенций специалистов, которые доэтого работали отдельно— вЦБ, Федеральной службе пофинансовым рынкам, страховом надзоре. Безусловно, врамках структуры единого мегарегулятора мывидим ситуацию гораздо глубже иобъемнее, чем врамках отдельных надзорных органов,—это, условно говоря, нерисунок, акартина в3D. Иесли добавить сюда еще иинформацию отаудиторов, тополучим 4D-эффект, тоесть еще большую эффективность регулирования.

— Нетеряетсяли тут независимость аудиторов? Получается, что ЦБконтролирует аудируемые организации, ихаудиторов, даеще иправила игры навсех рынках устанавливает.

— Яне думаю, что это неразрешимая проблема— стемиже рейтинговыми агентствами или актуариями, например, которые находятся ваналогичной ситуации, реализации конфликта интересов унас невозникало. Центробанк, как регулятор, заинтересован вполучении независимых аудиторских оценок. Хотя должна признать, что это один извопросов, которые беспокоят аудиторское сообщество. Мымного обсуждали его навстречах саудиторами, готовы предложить работающие механизмы, например создание специального комитета понадзору зааудиторами поаналогии скомитетами банковского ифинансового надзора.

— Как технически будет контролировать аудиторов Центральный банк? Упор будет наработу поконкретным кейсам или нанекий плановый мониторинг?

— Ина тои надругое. Безусловно, если ублоков банковского или финансового надзора будут обоснованные сомнения вкачестве конкретного аудита, тоони будут инициировать дополнительные мероприятия относительно проверки качества работы аудитора— также как это происходило ираньше, только соответствующий сигнал будет идти нев Казначейство, ав подразделение Банка России, отвечающее заработу аудиторов. Хочу подчеркнуть, что «второй контур» отличается отпервого нетолько интенсивностью надзора, нопрежде всего необходимостью наличия иподдержания специальных компетенций аудиторов иболее развитых, зрелых бизнес-процессов, направленных наминимизацию аудиторских ошибок. Поэтому неменее важна идругая составляющая наблюдения заработой аудиторов— неанализ конкретных кейсов, апроверка того, как ваудиторской фирме выстроена система внутренних процедур, внутреннего контроля, процедуры оценки независимости аудитора при заключении контрактов, насколько компания соответствует критериям, принятым для аудиторов общественно значимых организаций ит.д. Такие превентивные системы контроля иуправления всамих аудиторских организациях имеют огромное значение для обеспечения надежности идостоверности аудиторских заключений.

— Выпримерно оценивали, какое количество аудиторских организаций сейчас работает собщественно значимыми организациями?

— Поофициальным данным, более шестисот. Ноесть один нюанс. Примерно половина общественно значимых организаций являются таковыми всилу того, что вних доля государства более 25%. Это может быть, условно, небольшой городской автопарк или хлебозавод. Мыслышим разумные доводы аудиторского сообщества, что такие предприятия должны быть вправе, ноне обязаны привлекать аудиторов «второго контура». Еслиже говорить обаудиторских компаниях, работающих сбанками инекредитными финансовыми организациями, тотаких порядка150.

— Ичто сэтим делать— ЦБпредлагает пересмотреть понятие общественно значимой организации?

— Банк России готов рассмотреть различные подходы. Можно сам список некоторым образом сократить. Илиже, несокращая список общественно значимых организаций исохранив для них текущее регулирование, выделить сегмент общественно значимых организаций нафинансовом рынке итолько для них сделать обязательной работу саудиторами «второго контура». Это предмет обсуждения, мыготовы кдиалогу совсеми заинтересованными сторонами— законодателем, органами государственной власти, участниками аудиторского рынка, аудируемыми организациями, потребителями финансовой отчетности.

Источник