11, Апрель 2018

Достичь передела: новые стратегии российских экспортеров

В 2017 году впервые за последние несколько лет российский экспорт вырос, при этом увеличилась доля несырьевой продукции. За какие рынки борются отечественные производители?

Догоняющее развитие

Поданным Всемирной торговой организации (ВТО), 53% всей мировой торговли товарами в2016 году приходилось напервую десятку стран (совокупная доля Китая,США, Германии, Японии иФранции составляла 38%), 41% товарооборота обеспечивали развивающиеся экономики. Вторговле услугами наблюдается сходная ситуация: десятка крупнейших игроков контролирует 53% рынка, нодоля развивающихся стран здесь ниже— 34%.

Вклассической индустриальной модели центрами производства выступали развитые страны, импортировавшие сырье изотстающих, периферийных стран— так называемых сырьевых придатков— иэкспортировавшие обратно готовые товары широкого спроса. Помере развития научно-технического прогресса, укрепления международных связей ироста благосостояния вразвитых странах транснациональные корпорации стали стремиться выносить напериферию исами производства— поближе кисточникам ресурсов идешевой рабочей силе, споследующим экспортом товаров народину бренда (процесс получил название офшоринг). Основными бенефициарами этой системы стали страны Азии: впослевоенное время Южная Корея иТайвань сумели вырваться из«третьего» мира впервый иприблизиться поуровню доходов населения кразвитым странам засчет создания гигантских экспортноориентированных промышленных секторов. Потойже «азиатской модели» (ставка надешевую рабочую силу итрудоинтенсивные отрасли, ускоренная индустриализация, высокая доля инвестиций вВВП) шло развитие Японии иКитая.

Кто производит айфоны?

В 2010 году себестоимость производства одного телефона Apple составляла $187, изкоторых $80,05 приходилось накорейские компоненты, $20,75— наТайвань, $22,88— наСША и$16,08— наГерманию; китайские рабочие, собиравшие все детали воедино, добавляли кэтой сумме еще $6,50. Так ктоже является производителем готового продукта? Сточки зрения формальной статистики— Китай, поэтому производство айфонов, пооценке Азиатского банка развития, углубило торговый дефицит США сэтой страной на$1,9 млрд. Однако если исходить изиндикатора добавленной стоимости, предложенного ВТО иОрганизацией экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР), эта сумма сократится всего до$73,5млн.

Параллельно резкий рост мирового спроса науглеводороды обеспечил подъем экономики вразвивающихся странах, богатых этими природными ресурсами (страны Персидского залива, Латинской Америки, Россия иКазахстан). Однако сырьевая направленность экспорта инеравномерность развития секторов экономики могут приводить к«голландской болезни»— инфляции, безработице ипадению производства. «Декарбонизации» глобальной экономики также толкают эти страны кнеобходимости слезть снефтяной иглы.

Новейшее развитие вобласти автоматизации поставило под вопрос и«азиатскую» модель— использование роботов вместо дешевой рабочей силы позволяет перенести предприятия ближе крынкам сбыта, сократив затраты налогистику (решоринг). Замедляются итемпы глобализации, ав мировой экономике нарастают центробежные тенденции— Brexit, рост протекционизма, создание региональных объединений. Кроме того, впостиндустриальную эпоху все большую долю добавленной стоимости формируют знания, технологии иинновации, арынок смещается всторону сектора услуг. Сочетание всех этих тенденций ставит перед развивающимися странами задачу поиска новой экономической модели, основой конкурентоспособности которой может стать высокотехнологичное производство иэкспорт услуг (например, всфере ИТ).

Россия наглобальном рынке

Россия глубоко интегрирована вмировую торговлю иглобальную систему создания добавленной стоимости. Согласно исследованиюЕЦБ, страна входит вшестерку ееключевых участников, причем еероль вглобальных цепочках выше, чем уостальных стран БРИКС (кроме Китая), идаже превышает роль Великобритании, Франции иИталии. Хотя это положение обусловлено впервую очередь важностью российского сырьевого экспорта, его интегрированность вмировую экономику значительно выше, чем удругих сырьевых экспортеров— Бразилии, ЮАР иАвстралии.

Поданным Российского экспортного центра (РЭЦ), объем российского экспорта в2017 году составил $357,1 млрд, увеличившись на$71,3 млрд (25%) посравнению споказателями 2016 года. Основной вклад, традиционно, внесТЭК, напродукцию которого пришлось 63% совокупного прироста. Нопри этом неэнергетический экспорт вырос на$24,6 млрд, или на22,5%, посравнению спредыдущим годом, до$137 млрд. Самыми востребованными неэнергетическими российскими товарами намеждународном рынке стали полуфабрикаты нелегированной стали, пшеница, алюминий иего сплавы, пиломатериалы, рафинированная медь, металлы платиновой группы, горячекатаный нелегированный листовой прокат, смешанные удобрения, золото, азотные удобрения. Поитогам года РФвышла напервое место вмире поэкспорту пшеницы истабильно удерживает второе попоставкам вооружений.

Президент Торгово-промышленной палаты России (ТПП) Сергей Катырин считает, что основным фактором роста экспорта стало улучшение мировой общехозяйственной итоварной конъюнктуры, сопровождавшейся повышением средних контрактных цен иувеличение физических объемов продаж. Поего мнению, немаловажную роль сыграла мобилизация государственных иобщественных структур нарешении задач поддержки экспорта. Онотметил также «повышение качества российских товаров, расширение ихассортимента при сохранении умеренных цен».

Развитие несырьевого экспорта является одной изключевых задач страны, инструментом выхода изкризиса ипостроения сильной иустойчивой экономики, независимой отволатильности насырьевых рынках. Обэтом, вчастности, говорил президент Владимир Путин впослании Федеральному Собранию. Пословам главы государства, вближайшие шесть лет несырьевой экспорт должен увеличиться почти вдва раза— до$250 млрд. Вперечень приоритетных экспортных направлений, утвержденный правительством, входят автомобилестроение, авиастроение, сельскохозяйственное ижелезнодорожное машиностроение, где РФобладает наиболее продвинутыми компетенциями. Кроме того, государство намерено поддерживать экспорт товаров металлообрабатывающей, химической, фармацевтической, легкой имедицинской промышленности, агропромышленного илесопромышленного комплексов, экспорт услуг всферах туризма, образования, здравоохранения, инжиниринга, строительства, техобслуживания иремонта иИТ.

Задача для России, помимо увеличения объема поставок,— нарастить долю высокотехнологичного экспорта, которая вмировом товарообороте растет год отгода. Поданным Всемирного банка, в2016 году онсоставил $1,95 трлн. При этом четверть всех поставок пришлась надолю Китая ($496 млрд): вовнутренней структуре китайского экспорта высокотехнологичная составляющая с2000 года выросла с11 до24%. Впятерку лидеров вошли также Германия (10% рынка), США (8%), Сингапур иЮжная Корея (по 6%). Доля России, экспортировавшей высокотехнологичной продукции всего на$6,6 млрд, составила0,3% (30-е место). Вобщей структуре экспорта РФтакая продукция непревышает2,35%, что ниже, чем в2002 году (4,28%), когда начавшийся рост цен нанефть привел кперекосу вэтом направлении.

User
User
2
17
2018-04-02T06:58:00Z
2018-04-02T06:58:00Z
1
74
423
3
1
496
15.00

Clean
Clean
false

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»������� �������»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»����� �������»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-priority:39;
mso-style-unhide:no;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

Барьеры ивозможности

Согласно рекомендациям Всемирного банка, стратегия диверсификации российского экспорта должна опираться наулучшение условий для появления инновационных предприятий иразвитие внутренней конкуренции. Насегодняшний день РФзанимает 38-е место виндексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума— вомногом из-за слабой конкурентоспособности российских компаний.

Кроме того, существуют ивнешние препятствия. Как указывается вбюллетене НИУ ВШЭ «Комментарии огосударстве ибизнесе», вчисло долгосрочных рисков входит дальнейшее ужесточение антироссийских санкций, которые будут сдерживать приток инвестиций, рост торгового протекционизма ивозможное резкое торможение роста мировой экономики.

Решение системных задач для развития экспорта требует активного участия государства. «Осуществляя импортозамещение, мыне ставили перед собой задачу защиты внутреннего рынка. Нашей задачей был иостается выход навнешний, мировой рынок»,— заявил глава Минпромторга Денис Мантуров наГайдаровском форуме. Поего словам, доконца следующего года российские предприятия запустят впроизводство более 1тыс. номенклатурных позиций насамом современном технологическом уровне. «Это основа для дальнейшего роста нашего несырьевого экспортного потенциала»,— подчеркнул Денис Мантуров.

Сокращению административных барьеров способствует вступление всилу с1 января этого года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ограничивающего сроки совершения таможенных операций донескольких часов (при отсутствии рисков). При этом правительство делает ставку навовлечение вэкспортную деятельность малых исредних предприятий (сейчас менее 1% объема экспорта приходится нанекрупные компании, тогда как зарубежом ихдоля всреднем составляет 30%). Облегчить для них выход назарубежный рынок должна поддержкаРЭЦ: компенсация затрат навывоз образцов навыставки, патентование торговых наименований, сертификация продукции вдругих странах ина транспортировку определенных видов товаров. Впрочем, отмечает Сергей Катырин, программа РЭЦ покомпенсации производителям высокотехнологичной продукции части затрат, связанных ссертификацией продукции навнешних рынках, «распространена, ксожалению, наузкий спектр экспортных товаров ине обеспечивает потребности значительной части экспортеров».

Развитию российского экспорта будет способствовать ориентация наВосток: формирование мощной прослойки среднего класса вразвивающихся странах Азии приводит крезкому росту потребления товаров иуслуг. Развитие региональной торговли исоздание локальных торговых коридоров «из Азии вАзию» поддержат проекты локальной интеграции вроде концепции «Один пояс— один путь». Врамках этого направления Россия совместно сдругими государствами ЕАЭС ведет работу позаключению соглашений освободной торговле сИзраилем, Сингапуром, Египтом, Индией иИраном. Спрошлого года вступил всилу режим свободной торговли ЕАЭС сВьетнамом.

Лицом кбудущему

Цифровизация глобальной экономики иповышение роли услуг ставит новые задачи— исоздает новые возможности— вобласти экспорта. «Наша цель заключается нетолько впереводе производственных процессов в«цифру» (хотя само посебе это важно), мыстремимся вырастить глобальных лидеров, которые будут поставлять миру цифровые технологии икомплексные решения для производств нового поколения»,— говорит Денис Мантуров. Решению этой задачи будет способствовать, например, создание сети промышленной кооперации, субконтрактации итрансфера технологий врамках ЕАЭС, которое должно начаться уже вэтом году.

Параллельно вправительстве занимаются проработкой мер поддержки российского ИТ-экспорта, объем которого, как предполагается, к2025 году должен превысить $10 млрд. Приоритетными направлениями, вкоторых уроссийских компаний уже есть хорошие наработки, являются технологии «умных» городов, комплексной кибербезопасности, автоматизации органов власти, платформы электронного правительства. Кроме того, программа «Цифровая экономика» предполагает создание натерритории РФсети собственных центров обработки данных— нетолько винтересах национальной безопасности, нои для обеспечения конкурентоспособности намировом рынке.

Наконец, экспортным потенциалом обладают такие сферы, как туризм, образование издравоохранение.

«По образованию уже принят отдельный паспорт проекта, врамках которого предполагается реализация набора мер для привлечения иностранных студентов. В2017 году вроссийских вузах иучреждениях среднего профобразования обучались 276тыс. иностранцев (это примерно 6% отобщего объема). Это студенты изстранСНГ, Китая, Вьетнама, атакже традиционно изстран Африки. Минобрнауки России планирует увеличить это значение к2025 году вдва споловиной— три раза»,— говорит замглавы Аналитического центра при правительстве РФТатьяна Радченко.

Минздрав России в2017 году также начал работу внаправлении экспорта услуг всфере здравоохранения. Основное конкурентное преимущество российских клиник— относительно низкая стоимость лечения (на стандартизированные услуги она ниже вполтора-два раза посравнению севропейскими иизраильскими аналогами). «Все обозначенные выше типы услуг требуют значительных усилий попродвижению, популяризации играмотному маркетингу зарубежом. Представляется, что программа Made inRussia вцелом отвечает этим потребностям иэффективно может быть использована для позиционирования России как места для туризма, качественного обучения илечения»,— полагает Татьяна Радченко.

Источник