Драйверами роста грузовых автоперевозок становятся инфраструктурные проекты и продажи через интернет.
В2017 году российская экономика постепенно выходила изрецессии нафоне роста цен нанефть истабилизации рубля. Годовой приростВВП, поданным Росстата, составил1,5%, индекс промышленного производства подрос на1% посравнению с2016-м. Общее оживление экономики сказалось ина динамике грузовых перевозок: грузооборот загод вырос на5,4%, аобщий объем перевезенных грузов достиг7,98 млрдт. Ожидать сохранения позитивных тенденций можно ив 2018 году. Попрогнозу Минэкономразвития, российская экономика продолжит расти на2% вгод, аиндекс промпроизводства вернется кдокризисному уровню, сускорением его роста к2019 году до2,9%. Введомстве прогнозируют идальнейшее увеличение объемов розничной торговли— на2,4% ежегодно, что положительно отразится навсем секторе транспортно-логистических услуг.
Согласно данным Росстата, вструктуре грузооборота по-прежнему доминирует трубопроводный (47,7%) ижелезнодорожный (45,5%) виды транспорта, тогда как наавтомобильные перевозки приходится чуть более4,5%. Хотя в2000–2014 годах конкурентоспособная зона использования грузового автотранспорта выросла с950 до2000км, асредняя дальность перевозки 1тгруза увеличилась с26 до75км, маршрут частных перевозок всреднем непревышает 300км.
Однако вобщем объеме перевезенных грузов значение автотранспорта постепенно растет: в2017 году доля автоперевозок составила68,2 против66,5% в2015 году. Всего впрошедшем году поавтодорогам перевезли5,4 млрд тгрузов, годовой прирост составил0,3%. При этом тарифы науслуги автоперевозчиков выросли только на3,5%, что существенно ниже общего показателя посектору (6,7%).
Свидетельством повышения востребованности услуг автоперевозчиков можно считать ивзрывной рост продаж коммерческого транспорта. ПоданнымPwC, сегмент новых LCV (легких коммерческих автомобилей до3,5 т) вырос на17%, продажи среднетоннажных (3,5–16 т) икрупнотоннажных (свыше 16т) грузовых автомобилей выросли нарекордные 50против 5% годом ранее. Стимулирующими факторами здесь выступили как отложенный спрос, так иобщая консолидация рынка грузовых перевозок. Завремя кризиса доля частных лиц вструктуре владения легкими коммерческими автомобилями сократилась с51 до36%, акрупные игроки начали активно обновлять парк.
Традиционно главными драйверами автомобильных перевозок выступают строительство иретейл, которые в2017 году демонстрировали разнонаправленное движение.Так, несмотря насокращение реальных располагаемых доходов населения на1,7% вгодовом выражении, оборот розничной торговли вырос на1,2%, причем положительная динамика отмечалась впервые задва года. Встроительной области, меньше пострадавшей вовремя кризиса из-за накопленного эффекта инвестиций, в2017 году, напротив, наметился спад (1,4% вгодовом выражении), несмотря нареализацию масштабных инфраструктурных проектов. В2018-м, попрогнозам, сектор ждет восстановление.
Вкраткосрочной перспективе российский рынок транспортно-логистических услуг продолжит уверенно расти, попрогнозуM.A. Research, среднегодовые темпы роста в2017–2020 годах могут достичь7,5%— поддержку окажут рост промпроизводства, строительство ивосстановление импорта (хотя, попрогнозуМВФ, его объем достигнет уровня 2015-го неранее чем через пять лет). «РБК Исследования рынков» прогнозирует небольшое замедление роста общего рынка автоперевозок с10,4% в2017 году до8,9% в2018-м из-за более умеренного роста тарифов наперевозки. При этом нарынке будет продолжаться консолидация исокращение числа мелких игроков засчет сделок слияния ипоглощения, атакже ухода срынка серых компаний благодаря внедрению системы «Платон», обязательному оснащению грузовиков тахографами ивведению штрафов занарушение режима труда иотдыха водителей.
Ретейл, онлайн исборные грузы
Структура сектора розничных продаж впоследние годы претерпела существенные изменения как из-за режима санкций иконтрсанкций, так иблагодаря развитию технологий. Согласно оценке «РБК Исследования рынков», объем импорта вреальном выражении в2014–2016 годах сократился на29,8%, или на48,2 млнт, при этом поставки изстран, попавших под действие контрсанкций, затотже период упали на53%. Пословам директора поэкспедированию ГКTELS Ольги Новик, продовольственное эмбарго «стало шоком для российского рынка международной логистики».
Кроме того, сокращение импорта привело кперераспределению грузоперевозок внутри страны. «Если до2014 года основной поток шел изевропейской части (Москва, Санкт-Петербург) врегионы ииз Владивостока назапад, тов последние годы мынаблюдаем активное увеличение грузооборота внутри страны между промышленно развитыми субъектами игородами, такимикак, например, Ярославль, Иваново, Омск, Екатеринбург, Новороссийск, Казань»,— отмечает руководитель повнешним коммуникациям компании «Байкал-Сервис» Ольга Фомичева. Нафоне стабилизации рубля упокупателей вновь проснулся интерес кимпортным товарам: вминувшем году поставки из-за рубежа, поданным Росстата, увеличились на24,1%. Впрочем, европейские поставки выросли всего на0,5%, алидером роста стал Китай, прибавивший 25%, отмечают вРоссийской ассоциации экспедиторских илогистических организаций. Пооценке завотделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексея Маслова, рост объема электронной торговли между РФи КНР в2017–2018 годах может составить около 20%, причем значительную часть этого потока могут взять насебя автоперевозчики. Вбудущем ихзначение еще более возрастет, когда вдействие будет введен транспортный коридор Западная Европа— Западный Китай.
При этом примерно половина всего стоимостного объема автоперевозок приходится напродуктовый ретейл, отмечает начальник управления развития Х5 Retail Group Максим Шапочка. Поего словам, стоимость всех перевозок для продуктового ретейла в2017 году составила около 340 млрдруб., изкоторых 97% пришлось наавтоперевозки, ив среднесрочной перспективе эта тенденция меняться небудет. При этом почти все ведущие розничные сети используют собственный транспорт надальних исредних маршрутах, опасаясь отдавать эти перевозки нааутсорсинг, особенно когда речь идет осреднетоннажных грузовиках, отмечает Максим Шапочка. Надальних маршрутах ретейлеры также прибегают куслугам железнодорожных перевозчиков, наних приходится почти шестая часть общего грузооборота (30 млрд ткм против 179 млрд ткм уавтоперевозок).
Еще один тренд— бурное развитие интернет-торговли, куда пришли итрадиционные розничные игроки отпродовольственных сетей (Spar, «Перекресток», «Ашан») доодежных испортивных брендов (Nike, H&M, Levi’s). Поданным опроса «РБК Исследования рынков», речь может идти одвузначном росте интернет-продаж при околонулевых или однозначных темпах роста втрадиционной рознице. В2010–2016 годах объем продаж вонлайн-магазинах вырос с291 млрд до944 млрдруб., быстрее всего росли продажи одежды иэлектроники, асамой популярной стала китайская площадка Alibaba (хотя средняя стоимость заказа наней обычно невысока). Однако, несмотря навысокое проникновение интернета (доступ кнему имеют 70% населения), надолю интернет-торговли вобщей структуре розничной торговли приходится неболее2,2%, тогда как вЗападной Европе иСША этот показатель значительно выше: 10и13% соответственно.
При этом большинство онлайн-ретейлеров отдают логистическую составляющую нааутсорсинг, способствуя росту перевозок сборных грузов (LTL, less than full truck loaded),— пооценкеM.A. Research, вструктуре стоимостного объема рынка коммерческих автоперевозок ондостиг 20%, превысив отметку 135 млрдруб. ипродемонстрировав темпы роста, почти втрое превышающие общую динамику рынка. К2020 году аналитики прогнозируют рост доли сектора до24,6%, или 227 млрдруб. Это вынудит транспортные компании пересмотреть пакеты услуг игибче реагировать напотребности рынка e-commerce, например, втом, что касается соблюдения температурного режима при перевозке продуктов ифармпродукции, электронного оформления документов идругих ИТ-решений. Крупнейшие транспортные компании уже отреагировали наэтот запрос: например, ПЭК запустила сервис для онлайн-магазинов ЕasyWay, включающий как готовые ИТ-решения, так иширокую сеть доставки, включающую около 100тыс. населенных пунктов. Как утверждают вкомпании, это позволило платформе загод увеличить клиентскую базу в5,5 раза. ГК«Деловые линии» планирует вложить до700 млнруб. всоздание сети подразделений, специализирующихся наприеме ивыдаче грузов массой до50кг,— они должны появиться вовсех районах Москвы иСанкт-Петербурга игородах-миллионниках. Развитие должны получить иразличные логистические агрегаторы, работающие помодели Uber,— пока ихпроникновение нарынок крайне невысоко.
Перевозки для стройки
Строительная отрасль меньше пострадала откризиса, чем другие секторы экономики, благодаря накопленному объему инвестиций, вложенных вее развитие с2013 года, отмечают в«РБК Исследования рынков». Спад инвестиционной активности произошел лишь в2015 году, аего последствия дали себя знать в2017-м, когда показатели ввода вэксплуатацию зданий жилого инежилого назначения сократились на1,3%. В2018 году можно ждать восстановления отрасли. Способствовать этому будет, вчастности, федеральная адресная инвестиционная программа, утвержденная Минэкономразвития: впрошлом году вее рамках настроительство объектов капитального строительства иприобретение объектов недвижимости было выделено636,4 млрдруб.
Важным фактором роста автоперевозок станет иувеличение госинвестиций вроссийскую дорожную инфраструктуру.Так, вноябре 2016 года правительство утвердило приоритетный проект «Безопасные икачественные дороги», который предполагает выделение 640 трлнруб. наремонт истроительство автодорог в34 городских агломерациях, население которых превышает 500тыс. человек. Врезультате должно нетолько сократиться время доставки грузов поавтотрассам, нои вырасти максимальное плечо перевозки.
При этом масштабные инфраструктурные проекты вроде строительства Крымского моста или Центральной кольцевой автодороги вМосковском регионе сами посебе обеспечивают рост загрузки для автоперевозчиков, поставляющих строительные материалы— щебень, бетонные смеси ит.д. Пооценкам участников рынка, в2017 году наих долю пришлась значительная часть грузооборота. Вближайшее время ких числу должна прибавиться имосковская программа реновации.