25, Апрель 2018

Механизм немецкого подъема

Германская экономика находится на многолетнем максимуме, но требуют решения проблемы нехватки рабочих рук и угрозы экспорту из-за протекционизма США.

Потребление как драйвер роста

Экономический совет при федеральном правительстве Германии, называемый еще «советом мудрецов», в2017 году констатировал: «Немецкая экономика переживает мощный идолговременный подъем». Темпы роста экономики Германии, который непрекращается восьмой год подряд, в2017 году оказались самыми высокими с2012 года исоставили2,2%. Федеральное статистическое ведомство ФРГ (Destatis) отмечает, что рост оказался почти на1% выше среднего показателя запоследние десять лет (1,3%). Ав текущем году, попрогнозу немецкого правительства, ВВП вырастет на2,4% (ранее предполагалось, что на1,9%). Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) повысила свой прогноз с2,1 до2,3%.

Destatis вкачестве главных драйверов роста называет внутреннее потребление, которое увеличилось на2%, государственное потребление— рост на1,4% иинвестиции— на3%. Прибавились, вчастности, вложения встроительство, оборудование, транспорт, исследования иразработки. Одновременно занятость была зафиксирована намаксимальном уровне после воссоединения двух Германий (44,3 млн человек), абезработица оказалась минимальной— вдекабре она составляла3,6% пооценке Eurostat и5,7%— понемецкой методике. Инесмотря нарост государственных расходов, втом числе из-за наплыва мигрантов, бюджет удалось свести спрофицитом €38,4 млрд. Сбалансированности казны удается добиваться четвертый год подряд, подчеркивает Destatis.

Гонки наэкспорт

Экспорт, являющийся ключевой статьей для немецкой промышленности, также существенно подрос, прибавив6,3%. Его общий объем достиг €1,279 трлн (почти четверть отэкспорта всего Евросоюза). Впрочем, из-за увеличения внутреннего спроса темпы роста импорта оказались выше, составив8,3%. Германия закупила продукции нарекордную для себя сумму €1,034 трлн (около трети отобщего показателя ЕС). Сальдо внешней торговли сократилось запрошлый год на€2,3 млрд, до€247 млрд.

Ключевой статьей экспорта остается автотранспорт. Его было продано зарубеж на€234 млрд, что составляет почти18,3% отвсего объема внешнеторговых поставок. Второе место— замашинами иоборудованием (€183,6 млрд), третье занимает продукция химпрома (€114,7 млрд).

Основной покупатель немецких товаров—США.Туда было экспортировано продукции на€112 млрд, свидетельствуют данные немецкого статистического ведомства. Навтором месте Франция с€105 млрд, натретьем— Китай с€86 млрд.

Совсеми этими странами уГермании положительный торговый баланс. Импорт изСША составляет всего €61 млрд, изФранции— €64 млрд. Больше всего немцы покупают китайских товаров— на€101 млрд.

Вцелом основным торговым партнером для ФРГ являются страны Евросоюза. Поподсчетам Eurostat, немецкую продукцию покупали все страныЕС, при этом Германия— основной источник импорта для более половины партнеров поЕвросоюзу. Например, Австрия импортировала 42% товаров изГермании, Польша— 28%, Венгрия— 26%.

Мигранты ибезработица

Такой благоприятныйфон, казалосьбы, позволял канцлеру Ангеле Меркель иее однопартийцам, христианским демократам, напрошлогодних выборах впарламент взять большинство, позволяющее сформировать кабинет министров. Ноизбиратели проголосовали иначе, отдав значительную часть голосов партии «Альтернатива для Германии», которая жестко критиковала Меркель заее политику вотношении беженцев.

Чтобы сформировать правительство, Меркель пришлось договариваться соппонентами. Итогом многомесячных переговоров стала большая коалиция. Всередине марта партии подписали соглашение, аМеркель вчетвертый раз стала канцлером. Как это отразится наэкономической стратегии?

«Четвертый срок может стать для Меркель самым тяжелым завсе годы еепребывания увласти»,— считает известный историк-германист Дмитрий Карцев. Поего мнению, очередная «большая коалиция», которую удалось сформировать ссоциал-демократами после нескольких месяцев сложных переговоров, изначально нестабильна. Вкоалиционном соглашении обозначено намерение ограничить въезд новых беженцев вГерманию до220тыс. человек вгод. Нов тоже время оговорено право на«исключения». «Соответственно, как все будет выглядеть напрактике ине приведетли кновым конфликтам как вобществе, так ивнутри коалиции, неясно»,— говорит эксперт.

Проблема мигрантов остается крайне острой, несмотря нато что ихприток резко сократился срекордных показателей 2015 года, когда встрану, поданнымМВД, приехали 890тыс. беженцев.

Среди мигрантов безработица примерно втрое выше, чем всреднем постране. Кроме того, вновь прибывшие, как правило, необладают нужной рынку квалификацией, невладеют немецким языком иувеличивают социальную нагрузку набюджет. Число получателей различных пособий перевалило вГермании за6 млн человек.

Втоже время растущей немецкой экономике требуются новые рабочие руки. Поданным Eurostat, вчетвертом квартале вГермании было1,174 млн вакансий, что составляет почти 3% отобщего числа рабочих мест. Согласно прогнозу Министерства экономики, втекущем году будет создано около 490тыс. новых рабочих мест, аобщее число занятых вырастет с44,3 млн до44,8 млн человек. Прогноз Федерального агентства потруду— плюс 600тыс. рабочих мест.

Понемецким оценкам, встране2,4 млн безработных. Ночасть изних непойдут наимеющиеся вакансии, поскольку представляют собой группу так называемых профессиональных безработных. Согласно опросам, большинство предприятий испытывает проблему скадрами. Внутренними силами эту проблему нерешить, признают власти.

«Скажу совсей определенностью: без привлечения работников изтретьих стран мыв ближайшие годы необойдемся»,— признал вначале этого года глава Федерального агентства потруду Детлеф Шеле (его слова приводит Deutsche Welle). Аналогичной позиции придерживаются инемецкие работодатели.

Работающие бедные

Еще одна непростая составляющая немецкого рынка труда— большая доля людей счастичной занятостью инизкой оплатой труда. Поданным ОЭСР, вГермании доля низкооплачиваемых рабочих мест составляет18,3% (статистика за2016 год). Изстран Западной Европы больше только уВеликобритании—19,3%. Под низкооплачиваемыми понимаются рабочие места, накоторых работники получают менее двух третей отсреднего заработка постране.

Доля работников счастичной занятостью (менее 30часов внеделю наосновной работе) также немаленькая, поевропейским меркам. ОЭСР оценивает еев22,1%. Более высокие показатели уШвейцарии, Великобритании иНидерландов.

Решением проблемы работающих бедных также предстоит заниматься новому правительству Ангелы Меркель. Вчисле задач также снижение долговой нагрузки надомохозяйства. Поподсчетам Eurostat, обязательства немецких домохозяйств в2016 году составили €1,7 трлн, или 53%ВВП. При этом повышать объемы выплат избюджета власти нестанут. Скорее всего,они, напротив, попробуют снизить собственную задолженность.

Рост экономики позволил опустить уровень госдолга ниже 70%ВВП. Нов денежном выражении онвсе равно составляет около €2,1 трлн— это примерно одна пятая отзадолженности всей еврозоны.

«Черный лебедь» из-за океана

Кроме уже ставшей привычной миграционной проблемы кАнгеле Меркель неожиданно прилетел «черный лебедь» отближайшего союзника из-за океана. Президент США Дональд Трамп вмарте объявил, что вцелях защиты американских металлургов повысит пошлины наимпортную сталь иалюминий до25 и10% соответственно. Изначально под эту меру попали истраны Евросоюза, потом было объявлено, что для них сделано временное исключение. Переговоры между ЕСи США будут идти до1мая.

«В вопросе протекционизма Дональд Трамп очень последователен. Поскольку предвыборная кампания его штаба была максимально популистской, авыстраивание внешнеторговых барьеров— самый достижимый изпредвыборных пунктов, именно нанего делается ставка»,— отмечает Андрей Хохрин, начальник управления поработе ссостоятельными клиентами ИК«Церих кэпитал менеджмент».

Очевидно, что для того, чтобы неразвязывать полномасштабный протекционистский конфликт сосновным торговым партнером, ЕСи Германии придется пойти науступки. Впротивном случае есть риск помимо пошлин наметаллы получить сборы ив отношении более чувствительных кподобным мерам статей экспорта— например, техже автомобилей.

Источник