Портал «MBA в Москве и России» (MBA.SU) представляет народный рейтинг программ MBA в России.
В этом году Рейтингу российских бизнес школ MBA.SU ("Народный"), который составляет портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) исполняется десять лет. Информационными партнерами Народного рейтинга выступают российские деловые СМИ: ТАСС, газета "Известия", ИД "КоммерсантЪ", РБК, журнал "Профиль" др.
Народный рейтинг является наиболее объективным рейтингом российских бизнес школ, поскольку основан непосредственно на оценках выпускников программ MBA/ Executive MBA. Методика рейтинга не предполагает использования весовых или иных корректирующих коэффициентов, учета баллов или мнений какого-либо жюри или экспертов; в зачет идет среднеарифметическая оценка выпускников, которые оценивают результаты обучения от 1 (min) до 5 (max). Независимость рейтинга определяется отсутствием прямого или косвенного финансового участия бизнес школ в процессе создания рейтинга.
Анкетирование проводилось в феврале-мае 2019 г. на портале «МВА в Москве и России» при содействии ассоциаций выпускников бизнес-школ. Кроме того, редакция портала опрашивала членов Российской Лиги МВА и выпускников, имеющих аккаунты в социальных сетях.
В опросе 2019 г. приняло участие свыше 1250 выпускников 2015-2017 гг. выпуска из 54 бизнес-школ. Расширилась география опроса: помимо бизнес-школ Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, в нем впервые приняли участие выпускники бизнес-школ Самары, Махачкалы и Владивостока. В этом году впервые свои анкеты прислали выпускники МШУ «Сколково». В шорт-лист рейтинга прошли анкеты выпускников 38 бизнес-школ из 7 городов, представляющих около 95% национального рынка программ МВА и EMBA.
Традиционно, итоговый балл в Народном рейтинге российских бизнес-школ формируется из среднеарифметических оценок четырех показателей: рост дохода, карьерный рост, деловые и профессиональные связи, личное и профессиональное развитие.
ЧТО ДАЛО ОБУЧЕНИЕ?
Основным результатом обучения 64% выпускников считают знания и навыки, необходимые для успешной работы; карьерный рост отметили 12%; ценность установленных деловых связей отметили 13%. Шесть процентов опрошенных указали «рост доходов» как главный результат; систематизацию ранее имевшихся знаний и возможность открытия бизнеса оценили 4%.
Немало ответов, подобных этому: «Все происходило постепенно: сначала знания и навыки + связи и знакомства, потом карьерный рост, потом я организовала свою компанию, открыв ИП, что в итоге привело к увеличению дохода».
Рост дохода
Несмотря на то, что доля указавших «рост дохода» как главный результат, невелика, абсолютное большинство (86%) участников опроса удовлетворено ростом своего дохода в течение 2-4 лет после окончания бизнес-школы, это больше, чем результат прошлого года (83,5%); из них 63.5% — очень довольны.
Карьерный рост
Карьерный рост в течение двух лет после окончания бизнес-школы 35% опрошенных выпускников оценивают как отличный, 29% — как хороший; 22% — как удовлетворительный и не довольны им -14%. Однако, удовлетворенность карьерным ростом по сравнению с 2018 г. немного снизилась: доля отличных и хороших оценок — на 3,5%. При этом доля удовлетворительных оценок выросла на 6%., а доля неудовлетворительных оценок — снизилась на 3%,
Менеджеры высшего и среднего звена по-разному оценивают свой карьерный рост. Три четверти (73%) менеджеров высшего звена считают свой карьерный рост отличным и хорошим; среди менеджеров среднего звена таких 64%.
Деловые и профессиональные связи
Уровень деловых и профессиональных связей, установленный в бизнес-школе как отличный и хороший практически не изменился (66.7% против 65.6% в 2018 г.), тогда как общее число удовлетворенных связями выпускников выросло до 85,4%.
Личное и профессиональное развитие
Оценки показателя «личное и профессиональное развитие» среди всех- самые высокие. Им удовлетворены практически все — 98.9% опрошенных (в 2018 г. — 96.5%); очень довольны 96.3% . В свете последних трансформаций, происходящих в мировом бизнес-образовании по отношению к оценке результатов обучения, личное и профессиональное развитие становится основным показателем. Результат от обучения, обычно фиксируемый на отрезке нескольких лет после окончания бизнес-школы, не является окончательным: обучение в бизнес-школе, часто является источником разнообразных человеческих и менеджерских траекторий в будущем.
Место
ШКОЛА БИЗНЕСА
Сумма оценок
1
Московская школа управления "СКОЛКОВО", Москва
17.77
Институт бизнеса и делового администрирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Москва
17.64
Бизнес-школа ИМИСП, Санкт-Петербург
17.59
Факультет международных программ ИОН РАНХиГС (с Кingston University London), Москва
17.58
2
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург
17.37
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета, Казань
17.36
Antwerp Management School / ИБДА РАНХиГС, Москва
17.35
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС, Москва
17.34
3
Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ, Москва
17.11
Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (ГУУ), Москва
17.09
Экономический факультет МГУ им М.В.Ломоносова, Москва
17.03
Школа IT-менеджмента РАНХиГС, Москва
17.00
4
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС, Москва
16.77
Евразийская школа менеджмента и администрирования (EMAS), Москва
16.76
Институт делового администрирования и бизнеса ГУУ (до 2017 г. в составе Финуниверситета), Москва
16.75
5
МВА-центр (Бизнес-школа) Уральского федерального университета им.Первого президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург
16.53
Институт государственной службы и управления РАНХиГС, Москва
16.51
Международный институт менеджмента ЛИНК, Москва
16.50
Высшая школа бизнес-информатики ВШЭ, Москва
16.48
Балтийский государственный технический университет им.Д.Ф.Устинова ("Военмех"), Санкт-Петербург
16.44
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС, Москва
16.43
6
Банковский институт ВШЭ, Москва
16.21
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ, Москва
16.13
Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, Москва
16.13
Плехановская школа бизнеса "Integral" Российского экономического университета им.Г.В.Плеханова, Москва
16.12
7
Высшая школа международного бизнеса Самарского государственного экономического университета, Самара
15.83
Байкальская международная школа бизнеса Иркутского государственного университета, Иркутск
15.78
Институт коммуникационного менеджмента ВШЭ, Москва
15.75
8
Бизнес-школа школа Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ (ВАВТ), Москва
15.43
Академия PricewaterhouseCoopers, Москва
15.34
Бизнес-школа AMI, Санкт-Петербург
15.31
Бизнес-школа Московского финансово-юридического университета (МФЮА), Москва
15.30
9
Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов им. П.Лумумбы, Москва
15.07
Высшая школа управления проектами ВШЭ, Москва
15.05
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления, Новосибирск
15.00
10
Открытая школа бизнеса, Санкт-Петербург
14.80
City Business School, Москва
14.78
11
Moscow Business School, Москва
14.12
В ходе опроса были получены анкеты от выпускников МВА и EMBA бизнес-школ: