Российский рынок грузовых автомобилей падает после роста последних лет, а скромный июльский всплеск не изменил общей картины. Участники ждут расширения господдержки отрасли.
Поданным аналитического агентства «Автостат», засемь месяцев 2019 года вРоссии было продано42,3тыс. единиц коммерческой техники, что на4,6% меньше результата семи месяцев 2018-го. Нафоне общего падения рынка виюле отмечалось небольшое оживление. Замесяц было реализовано6,6тыс. машин, что на2,3% больше, чем втомже месяце 2018 года.
При этом 58% спроса пришлось нагрузовики иавтобусы отечественных марок. Лидером рынка большегрузных автомобилей остается КамАЗ сдолей около 30%, даже сучетом того что продажи марки упали почти на10%. Навтором месте находится другой отечественный бренд —ГАЗ, прибавивший около 7%, следом— марка Volvo, которая потеряла 20% посравнению сиюлем 2018 года.
Чуть лучше чувствует себя рынок легких коммерческих автомобилей— виюле текущего года объем продаж достиг9,9тыс. единиц, что на10% выше результата годичной давности. Нопо продажам первых семи месяцев года даже этот сегмент испытывает падение на5,5% срезультатом59,2тыс. машин.
С2015 по2018 год рынок коммерческого транспорта непрерывнорос, носейчас онв целом насыщен, считают эксперты, апредпосылок кдальнейшему росту поканет. Гендиректор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев полагает, что транспортные компании восновном успели обновить парки в2017–2018 годах, когда наблюдались более стабильная экономическая ситуация ирост автоперевозок. «Сейчас мынаблюдаем стабильную ситуацию нарынке, аспрос нановые грузовики реализован практически полностью. Все предстоящие закупки будут точечными инезначительными»,— отмечает эксперт.
Автоиндикатор экономики
Ключевой причиной падения стали экономическая стагнация ибыстрое исчерпание средств, выделенных впервой половине года нагосударственное субсидирование лизинга, при том что субсидированные лизинговые продажи составляют неменее 60% всего рынка грузового автотранспорта, добавляет гендиректор лизинговой компании Carcade Олег Заглядин.
Обэкономических причинах напоминает иглава сервиса аренды транспорта для грузоперевозок GetTransport.com Александр Новосельцев: «С 1января поднялсяНДС, увеличиваются ставки покредитам, встране нереализуются крупные проекты. Бизнес неспешит инвестировать вразвитие, так как степень неуверенности вэкономических перспективах высока. Средства, которые могли быть потрачены наобновление парка, откладываются вкачестве финансовой подушки».
Из-за снижения экономической активности государства объемы перевозок остаются науровне первого полугодия 2018-го, отмечает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Шураков: «Государство неспешит наращивать расходы, втом числе инвестиционные. Поэтому впервом полугодии 2019 года имеем лишь незначительный рост инвестиций иэкономической активности». Отмена налога надвижимое имущество организаций иснижение стоимости долгового финансирования, добавляет эксперт, неспособны компенсировать рост фискального обременения сектора грузоперевозок.
Роман Гидаятов из«Автоспеццентр Котляковка» предполагает, что продажи грузовиков будут снижаться идальше: «Некоторые производители грузовых автомобилей прогнозируют снижение продаж кконцу 2019 года. Например, показатели КамАЗа могут составить кдекабрю 58тыс. единиц против 66тыс. годом ранее. Втечение 2019–2023 годов реализация грузовой техники внашей стране также будет планомерно снижаться».
Вусловиях стагнации транспортники ориентируются нена расширение парка, ана замещение старых автомобилей. Принципиально менять конфигурацию рынка участники неторопятся, утверждает Александр Шураков: «Имеющийся инструментарий господдержки способен поддерживать текущий слабый спрос, ноне способен инициализировать его рост, так как годовые объемы программ льготного лизинга рассчитаны на4,5тыс. автомобилей вгод».
Надежда насубсидии
Для обновления парка транспортникам нужна государственная поддержка, нообъемы субсидирования невелики, что ограничивает возможности бизнеса поприобретению техники. «Существует большая проблема устаревания парка грузовой техники, еесоответствия эконормам истандартам безопасности. ВРоссии больше 60% грузового транспорта старше десяти идаже 15лет. Внашей стране один изсамых старых парков коммерческих автомобилей вмире»,— сообщили в лизинговой компании «Европлан».
ВРоссии до1 декабря 2020 года действует программа льготного лизинга колесной техники, накоторую государство периодически выделяет определенные суммы. Смысл программы втом, что государство компенсирует избюджета 10% авансового платежа. Изначально лизинговая компания компенсирует субсидию засвой счет, апотом получает возмещение отгосударства. Поподсчетам Романа Гидаятова, всегменте грузового транспорта надолю госпрограммы приходится от80 до90% объема лизинговых продаж. Кроме того, особые условия предлагаются при покупке техники поцелевым программам «Российский тягач», «Российский фермер» и«Свое дело».
Господдержка делает более выгодной покупку российских машин, иименно благодаря ейв первом полугодии 2019 года заметно снизились продажи импортных транспортных средств, отмечает Роман Гидаятов: «Российские грузовики «КамАЗ» и«ГАЗ» останутся главными драйверами роста рынка грузовых автомобилей благодаря стимулирующим мерам, поддерживающим отечественного производителя».
Ставку наКамАЗ делает иАлександр Новосельцев: «В 2019 году завод проводит масштабную программу модернизации, накоторую предполагается потратить больше 15млрдруб. Одна изожидаемых новинок— запускаемый всерию вовторой половине года новейший седельный тягач «КамАЗ-54901» спринципиально новой кабиной».
Всередине августа председатель правительства Дмитрий Медведев заявил онеобходимости выделения наподдержку льготного лизинга икредитования вавтопроме дополнительных 3млрдруб., нои этих денег рынку может нехватить. Наподдержку отрасли нужно выделять больше, считают в компании «Европлан»: «Выделенные в2019 году8,9 млрдруб. насубсидирование льготного лизинга колесной техники сегодня уже практически исчерпаны иво втором полугодии небудут оказывать положительного влияния напродажи техники».
Олег Заглядин предполагает, что насубсидирование лизинга грузового автотранспорта дополнительно требуется неменее 7млрдруб. «В условиях экономической стагнации ипадения нормы прибыли компаний роль кредитных илизинговых инструментов вырастет еще больше,и, возможно, через два-три года 99% грузовиков будут покупать влизинг»,— отмечает эксперт.
Существенно оживить рынок моглабы игосударственная программа, стимулирующая замещение старых грузовых автомобилей нановые машины экологического стандарта Евро-5, полагает Александр Шураков. Недавно подобное предложение выдвинул комитет Госдумы попромышленности, нозначительная часть игроков рынка отнеслись кнему негативно.
Автор:
Иван Ананьев.