Большой бизнес в России пока испытывает дефицит в цифровых банковских услугах и сервисах. Проблему активно пытаются решить лидеры финансовой отрасли.
Банковская digital-инфраструктура для бизнеса вРоссии, особенно крупного исреднего, пока отстает отмассового розничного сегмента, говорят специалисты. «В целом развитие финансовых сервисов итехнологий для компаний, намой взгляд, находится внашей стране вначальной стадии формирования. Существует много разных проектов науровне планов идеклараций, номногие еще далеки отпрактической реализации»,— отмечает президент Ассоциации корпоративных казначеевВладимир Козинец. Вомногом это связано стем, что если вбанковском ретейле, кпримеру всфере дистанционного обслуживания или мобайл-сервисов, применяются вомногом типовые решения, тов случае скорпоративными клиентами вкаждом конкретном случае нужен индивидуальный подход. Насоздание ивнедрение цифровых продуктов для них требуется больше денег ивремени.
Вмалом имикробизнесе ситуация ближе крозничному сектору, поскольку цифровые решения для них легче тиражировать. «Предложение для некрупного бизнеса вРоссии развито достаточно хорошо. ВРоссии даже есть специализированные цифровые банки для малых предпринимателей («Точка», Модульбанк ипр.)»,— говорит руководитель группы пооказанию услуг компаниям финансового сектора в«Делойт, СНГ» Максим Налютин. Активно развивают новые продукты для этого сегмента иклассические игроки (Сбербанк, Райффайзенбанк, «Открытие», ПСБ идр.). Существуют платформы заемного капитала, работающие попринципу p2b-кредитования.
Вопрос масштаба
Как правило, вкрупных банках зацифровизацию услуг для крупного ималого бизнеса отвечают разные подразделения. «Подходы очень отличаются, потому что решения для малого имикробизнеса гораздо проще масштабировать, акорпоративный запрос— история сложная икапиталоемкая»,— объясняет руководитель управления поработе спредприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка Евгений Богачев. Поего словам, крупному клиенту требуется гораздо более широкая продуктовая линейка вонлайне— отпростого открытия счета истандартного РКО дообслуживания валютно-обменных операций, покупки инструментов хеджирования, опций валютного контроля, инструментов управления ликвидностью ипр.
Корпоративный сектор сегодня сильно нуждается вразвитии банковских цифровых продуктов, подтверждает Владимир Козинец: «В первую очередь это касается платежных сервисов— единых платежных шлюзов (host-to-host, «Транзит2.0», СПФС (система передачи финансовых сообщений.— РБК+), CyberFT, системы быстрых платежей (c2b, b2b), различных вариантов TMS (системы управления казначейством.— РБК+), дальнейшего развития цифровых систем факторинга, торгового финансирования исделок наденежном рынке».
Соответствующий запрос сегодня есть состороны практически всех отраслей— торговли, нефтегаза, транспорта ипр., говорит Евгений Богачев. Наибольшую заинтересованность, поего словам, проявляют крупнейшие корпорации, многие изкоторых уже исчерпали методы оптимизации, лежащие в«физической» плоскости,— например, сокращение штата. Между тем всфере digital еще остался большой неиспользованный потенциал для снижения затрат. Сучетом масштабов компаний любое улучшение засчет применения цифровых продуктов может принести имощутимый экономический эффект, снизить себестоимость финансовых операций. «Спросом пользуются ибудут пользоваться банковские продукты, которые позволяют нетолько выполнить традиционные задачи— скажем, привлечь финансирование, нои оптимальным способом решить смежные задачи бизнеса, например поуправлению остатками насчетах погруппе компаний»,— добавляет Максим Налютин. Например, вмае Райффайзенбанк специально для Askona Life Group разработал блокчейн-экосистему, которая автоматизирует исущественно удешевляет расчеты споставщиками ипокупателями. Решение особенно актуально для групп компаний ихолдингов для автоматизации расчетов попоставкам, управленияфинансированием, крупным компаниям-производителям— для расчетов спокупателями ипоставщиками, добавил Богачев.
Теже люди
Вцелом картина сейчас выглядит следующим образом: есть банки-лидеры, укоторых уже сформирован цифровой блок для эффективной работы скорпоративными клиентами, ивсе остальные— укого этого направления нет вообще или оно очень слабо развито. Вавгусте 2019 года финансовая лаборатория VRBank ифонд «Сколково» провели исследование сцелью оценки степени цифровизации топ-30 банков поитогам работы впервой половине 2019 года. Результаты показали, что наиболее продвинутые кредитные организации (в первую пятерку вошли Тинькофф Банк, Сбербанк, Альфа-банк, Райффайзенбанк и«Ак Барс») существенно опережают конкурентов поуровню развития digital-инфраструктуры.
Как показали результаты исследования, услугу пооткрытию счета юридического лица онлайн предоставляют 14банков из30, асервис онлайн-бухгалтерии— всего четыре. «Было также отмечено, что крупные банки создают собственные подразделения поразработке финтех-продуктов, втом числе для бизнеса. Вчастности, 17кредитных учреждений, представленных врейтинге, более 10% всех операционных затрат расходуютнаНИОКР»,— сообщил РБК+ финансовый директор VRBank Роман Ромашевский.
ВРайффайзенбанке, кпримеру, как рассказал Евгений Богачев, создано специализированное профильное подразделение, которое активно взаимодействует свнешними финтех-компаниями. «Наши специалисты сотрудничают сразличными инновационными кластерами, стартапами, находятся внутри финтех-сообщества, при этом давая этому сообществу обратную связь, подсказывая, какие потребности есть убанков, помогая «довести доума» хорошие идеи. Адаптацией выбранных продуктов под необходимый функционал иих внедрением затем занимаются уже непосредственно теили ииные профильные бизнес-подразделения»,— говорит эксперт.
Главные стимулы для развития корпоративного направления— ужесточение конкурентной среды ирастущие запросы состороны бизнес-клиентов. Цифровые сервисы, дистанционное банковское обслуживание (ДБО), различные онлайн-платформы для корпоратов— сегодня все эти темы, пословам Евгения Богачева, очень быстро развиваются. «Любой клиент банка заинтересован вскорости иудобстве при обслуживании. Ине важно, как частное лицо онпришел или как юрлицо. Вкачестве физлиц все пользователи современных гаджетов уже успели вполной мере оценить все прелести цифровизации банковских услуг, привыкли кудаленным сервисам, мобильным приложениям»,— говоритон. СЕвгением Богачевым соглашается директор поработе cфинансовым сектором компании «ABBYY Россия» Ольга Морозова: «Руководители предприятий, специалисты— теже люди, они нехотят тратить часы вочередях, вводить вручную данные, собирать для банков справки, если намерены открыть счет, оформить зарплатный проект для сотрудников или получить долгосрочный кредит для своей фирмы».
Поэтому ведущие российские банки, поее словам, сейчас активно внедряют решения для автоматической обработки ианализа сложных, неструктурированных документов, технологии обработки естественного языка, компьютерного зрения ираспознавания лиц вразличных сочетаниях, применяют искусственный интеллект для персонализации предложений исервисов для предпринимателей, организуют удаленную регистрацию юридическихлиц, втом числе спомощью смартфона. Мобильные технологии помогают бизнес-клиентам банков автоматически извлекать данные излюбых документов— например, счетов наоплату. «Для бизнеса важно как можно скорее начать работу сбанком, иза счет автоматизации это можно сделать втри раза быстрее»,— говорит Ольга Морозова.
Месседж отрынка
Наиболее перспективным иактуальным для развития, как говорят специалисты, является направление дистанционного банковского обслуживания. «Это самый востребованный насегодня вцелом сервис. Вомногих банках, втом числе унас, удаленное обслуживание уже очень хорошо налажено»,— отмечает Евгений Богачев. Однако, как говорится, нет предела совершенству. Нарынке все время появляется множество новых разных потребностей. Главный запрос откорпоративных клиентов набудущее, поего словам, это максимальное наполнение системы «банк— клиент»: детализация ианалитика информации обоперациях, подключение новых продуктов всистемеДБО.
Есть идругие интересные задачи.Так, вРоссии пока далеко несовершенны digital-сервисы покредитованию бизнеса. Одна изпричин втом, что финансовые данные внашей стране пока еще недостаточно прозрачны посравнению сзарубежной практикой, считает Евгений Богачев. Есть открытые данные Росстата, куда все предприятия сдают финансовую отчетность раз вгод.Да, ФНС заявила опланах создать сервис доступа кквартальной бухгалтерской отчетности юрлиц с2020 года, нопока детальной информации оподключении ктакому сервису нарынкенет. «Проблема втом, что публикуются соответствующие данные сзадержкой вшесть-девять месяцев. Кроме того, изимеющихся данных невсегда очевидно, как отдельные предприятия связаны между собой, насколько крупные бизнесы они образуют. Кроме того, отчетность индивидуальных предпринимателей пока никак непроанализировать дистанционно. Аих миллионы, иони зачастую являются участниками той или иной группы предприятий»,— объясняетон.
Пословам Евгения Богачева, помимо «внешней витрины» спродуктами, которую видит клиент, для банков важна ицифровая «внутренняя кухня»— системы мониторинга ианалитики спомощью искусственного интеллекта. Эта работа позволяет наоснове имеющихся данных обизнесе иоперациях клиента вбанке совершенствовать продуктовое предложение, выявлять целевые потребности каждого клиента набудущее, формировать репрезентативное предложение. Кпримеру, Райффайзенбанк пилотирует новый продукт— предодобренный овердрафт для корпоративных клиентов. Основываясь наинформации одвижении средств посчетам клиента, используя внешние данные оего финансовом состоянии, наличии арбитражных дел ит.д., банк одобряет определенного размера кредитный лимит. Воспользоваться лимитом клиент сможет очень оперативно: останется подписать предложение банка ипредоставить последнюю финансовую отчетность.
Несмотря нато, что развитие банковских b2b-сервисов идет медленнее, чемb2c, большая часть финтех-стартапов сегодня ориентируется именно наэту сферу, говорит Роман Ромашевский: «Для выхода нарынок b2b ненужна банковская лицензия, нетребуется больших вложений вмаркетинг, поэтому многие финтех-компании работают помодели b2b2c». Так или иначе, поданным «ABBYY Россия», запоследнее полугодие 29% проектов сприменением интеллектуальных технологий для бизнеса были реализованы именно вбанках.
Автор:
Владимир Миронов.