Российский рынок коучинга, менторства и бизнес-тренингов в десятки раз меньше американского. При этом отечественные специалисты успешно вытесняют с него иностранцев и приближаются к ним по уровню доходов.
Рынок коучинга, менторства ибизнес-тренерства (см. справку) вРоссии оценивается финансовыми экспертами в$75–100 млн ежегодно. Это вдесятки раз меньше емкости американского рынка ($2,5 млрд) — родины данного образовательного сегмента.
Иностранные специалисты иих книги пока остаются главными ориентирами для ихколлег-россиян. Число российских коучей международного уровня при этом скаждым годом растет, отмечают специалисты. Вомногом скачок популярности профессии обеспечили шумные московские гастроли американского коуча Тони Роббинса всентябре 2018 года.
Мир после Тони
ВРоссии действительно сейчас востребован профессиональный коучинг, соответствующий международным стандартам, говорит директор Международного Эриксоновского университета коучинга Анна Лебедева. Поее словам, визит вРоссию Тони Роббинса существенно повысил интерес кэтому виду деятельности как среди топ-менеджмента крупных компаний ивладельцев бизнеса, так исредитех, кто работает насебя: «Многие российские коучи мечтали попасть насеминар Тони, прикоснуться кживой легенде. Однако покомментариям всоциальных сетях после мероприятия стало очевидно: значительная аудитория его семинара просто незнала, кудашла, иожидала иного отмассового мероприятия такого рода. Возможно, укого-то ожидания несовпали сувиденным иуслышанным».
Для коуч-рынка выступление Роббинса было нетипичным. Обычно, продолжает Анна Лебедева, чтобы избежать конфузов инепонимания состороны аудитории, профессиональные коучи стараются обеспечить бережный подход кклиентам, аих ожидания отобщения снаставником выявляются настадии структурированных входных интервью.
После визита Тони Роббинса российский образовательный рынок получил сильную встряску, констатирует мастер-коуч международной категории Юлия Полежаева: «Он выступал вРоссии больше некак коуч, акак мотивационный спикер иоратор, который заряжает энергией. Подобные семинары важно совмещать свнутренней проработкой, которая основана напоиске собственных ресурсов ианализе своей успешной стратегии. Только тогда внешняя мотивация даст дополнительный положительный эффект». Поее мнению, вмноготысячных залах (на единственный семинар Роббинса встоличный СК«Олимпийский» 1сентября прошлого года пришли26,2тыс. человек) достаточно трудно добиться такого эффекта. «В результате толькоте, кто уже имел внутренний стержень иопределенную мотивацию, получили дополнительные инструменты истимулы дальнейших изменений ироста»,— говорит Юлия Полежаева.
Некоторые участники российского коуч-рынка оценивают эпохальное выступление негативно. «С точки зрения влияния нароссийский рынок коучинга этот визит наглядно показал реальное отношение западных коучей кнашей аудитории как кполудикому племени, которое забусы инесколько зеркалец может отдать килограммы золота»,— считает доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУим.Г.В. Плеханова Михаил Хачатурян. Поего мнению, приглашающая сторона исам лектор «получили отличный заработок» (по словам организаторов, завыступление вМоскве Тони Роббинс получил гонорар $1 млн), при этом практический результат семинара «был скорее нулевым, если неотрицательным». «Такие шоу лишь подтверждают существующее внаучных иобразовательных кругах мнение, что тренинги икоучинг— это неболее чем выкачивание денег излюдей, неимеющих достаточно образования испособностей, для того чтобы найти решение своих проблем»,— уверен эксперт.
Помнению аналитика ГК«Финам» Леонида Делицына, отклик навизит Тони Роббинса отчасти напоминал реакцию наоткрытие первого московского McDonalds вянваре 1990 года, когда энтузиасты отстаивали большую очередь, новкусом бигмака никто особенно невосторгался. «Разочарование было вызвано впервую очередь завышенными ожиданиями. Ктомуже впогоне замассовостью организаторы заполнили трибуны людьми, которым «интеллектуальный массаж» был неслишком нужен»,— констатирует Леонид Делицын.
Доцент кафедры теории менеджмента ибизнес-технологий РЭУим.Г.В. Плеханова Инга Корягина уверена, что негативная реакция навыступления Роббинса была связана и«с воспоминаниями о1990-х годах, вчастности сектах», атакже снеспособностью людей понимать, что сними происходит: «Многие еще помнят многотысячные сеансы Алана Чумака иАнатолия Кашпировского. НаЗападе коучинг ипсихотерапия развиты как рынки иочищены отдомыслов иобесценивания. Наш рынок находится всостоянии структурирования. Пока люди воспринимают коучинг как «волшебную палочку», апсихотерапию— как диагноз».
Свои среди чужих
Отрицательные отклики навыступление Роббинса, пословам Инги Корягиной, немешают целому ряду российских бизнесменов ездить заамериканской звездой иего именитыми коллегами повсему миру. «Соответственно, эта категория перестала пользоваться услугами коучей-соотечественников или предельно сократила для себя объем таких услуг»,— заключает эксперт.
Влияние коучей сроссийскими паспортами намеждународной арене пока невелико. Поданным аналитика ИК«Фридом Финанс» Евгения Миронюка, наРоссию приходится всего 2–3% мирового рынка коучинга. Это нетак мало, учитывая, что образовательное направление активно развивается унас встране лишь несколько последних лет исконцентрировано восновном вМоскве иСанкт-Петербурге, продолжает Евгений Миронюк. Оноценивает темпы прироста рынка в20% ежегодно. «Рынок остается молодым. Мировых звезд нанем поканет, апотенциал роста— есть»,— подтверждает Леонид Делицын. «Нельзя сказать, что вРоссии ираньше совсем небыло консультантов, тренеров инаставников. Они были, причем налюбой вкус икошелек— как клоны западных «гуру», так и«методологи» сразработками советских специалистов, умеющие организовать психодраму»,— считаетон.
«Российский рынок коучинга начал развиваться позже мирового, встране сейчас сравнительно немного коучей топ-уровня. При этом унас хватает достойных профессионалов, которые иквалифицированны, иимеют довольно приличные гонорары»,— говорит коуч Юлия Полежаева.
Сегодня извсех практикующих коучей иностранцы составляют неболее 15%, оценивает Анна Лебедева. Поее словам, такой расклад объясняется итем, что впоследние десять лет много российских коучей зарекомендовали себя иподтвердили свой уровень получением международных сертификатов. «Отечественный рынок коучинга на90–95% контролируется отечественными коучами, или входящими вассоциации, или создающими компании или иные формы объединения»,— говорит Михаил Хачатурян. Поего словам, так как наш рынок этих услуг уже сейчас исчисляется сотнями миллионов рублей, западные коучи внимательно относятся кнему ине оставляют попыток занять определенную нишу.
Другие эксперты вцелом согласны стакими оценками. Различны только процентные соотношения. Пословам Леонида Делицына, неменее трех четвертей рынка внастоящий момент занимают отечественные коучи ичетверть— иностранцы: «Правда, размеры долей иностранных ироссийских коучей зависят еще иот того, насколько широко мыопределяем рынок икого кнему относим. Если включить всех тренеров духовных практик, даже которые практикуют вшкольных спортзалах за500руб. вчас, доля россиян может вырасти идо 85%».
Интересным, хотя изакономерным явлением последних лет стало начало продаж услуг корпоративных коучинговых итренинговых центров крупных компаний внешним заказчикам, продолжает эксперт. «Поскольку менеджеры корпораций были едвали непервыми клиентами дорогих коучей, встал вопрос: апочемубы непродавать теже услуги остальным желающим? Витоге корпорации имеют возможность продавать эти услуги через налаженные каналы ив пакете сдругими услугами. Кпримеру, предоставляя торговой сети крупный кредит, банк может рекомендовать услуги коуча для собственника итоп-менеджеров, азаодно итренинг для управленцев среднего звена»,— говорит Леонид Делицын.
Особая мотивация
Сейчас науслуги иностранных коуч-специалистов нет ажиотажного спроса, поскольку вРоссии достаточно профессионалов высокого уровня, работающих постандартам Международной федерации коучинга (International Coach Federation), говорит Анна Лебедева. Пословам Юлии Полежаевой, вРоссии действительно сформировалась собственная традиция коучинга сосвоими инструментами итехниками, витоге коучи-иностранцы предлагают восновном кратковременные мотивационные программы.
Некоторым компаниям больше подходят консалтинг итрадиционные тренинги, считает Евгений Миронюк. Коучинг как наставничество приглашенного специалиста неоднозначно воспринимается некоторыми руководителями— впервую очередь из-за неочевидности финансового результата такого обучения, объясняетон.
«Сегодня очень востребованы командный, проектный, executive, семейный коучинг, атакже коучинг публичных выступлений, продаж иуправления продажами, личностного роста итрансформации, карьерный коучинг икоучинг попоиску собственного предназначения»,— констатирует Анна Лебедева. Пословам Юлии Полежаевой, популярна также тема повышения осознанности вовсех сферах инаправлениях: влайф-коучинге, бизнес-коучинге иконсалтинге: «Очень много запросов приходит надолговременное серьезное образование всфере коучинга: образование неза два вебинара, аполноценное, как минимум годовое обучение». Популярные направления коучинга— это прежде всего «кто яи вчем мое предназначение», продвижение покарьерной лестнице для молодых сотрудников, адаптация нановом месте, налаживание коммуникаций между руководителем иподчиненными, атакже любые вопросы, которые возникают наработе, добавляет Инга Корягина.
«Качество российских коучей растет, высокая конкуренция нарынке позволяет найти как бесплатные курсы, так икурсы, качество которых подтверждено международными сертификатами. Волна псевдокоучинга пошла наспад, уходит товремя, когда само понятие «коучинг» используется для описания любых псевдотренингов»,— подтверждает Евгений Миронюк. Поего словам, примером профессионального коучинга является магистерская программа ВШЭ «Психоанализ ибизнес-консультирование». Студенты, обучавшиеся поэтой программе, защитили уже более 400 диссертаций, подчеркивает эксперт.
Также востребованными субнаправлениями коучинга сейчас являются командообразование, формирование ипродвижение личного бренда, развитие навыков руководителя, добавляет Михаил Хачатурян. «В России уже есть коучи, способные соединить американскую матчасть иособенности российского рынка. Если говорить оконкретных программах, большим спросом внастоящий момент пользуется коучинг для управленцев, ив частности для развития менеджеров высокого уровня»,— резюмирует тренер отдела адаптации иразвития персонала «Открытие Брокер» Анастасия Бандурина.
Цена образования
Вмировом коучинге неприняты фиксированные ставки. Размер компенсации индивидуален изависит обычно отопыта, мастерства истажа коуча впрофессии.
Впервый год работы российского сертифицированного коуча-профессионала его время оценивается в3–7тыс.руб. закоуч-сессию (от одного дотрех академических часов). Стаж три—пять лет повышает эти ставки до5–12тыс.руб., объясняет директор Международного Эриксоновского университета коучинга Анна Лебедева. Командные коучи обойдутся дороже. «Например, бизнес-коучи всреднем зарабатывают 15–35тыс.руб. засессию, executive-коучи— 25–70тыс.руб. При этом VIP-коучи непредлагают свои услуги наоткрытом рынке, ихгонорары иногда превосходят самые смелые фантазии»,— продолжает эксперт. Проекты некоторых коучей именторов, длящиеся несколько месяцев, могут стоить десятки миллионов рублей. Такие специалисты «передаются изрук вруки» бережно, порекомендациям, разглашать имена клиентов имзапрещено, добавляет Лебедева.
Размеры гонораров отечественных изарубежных коучей обычно существенно различаются. «Как показывает практика, коучи-иностранцы, как ипроповедники, предпочитают брать числом— работать смноготысячной аудиторией вконцертных залах или настадионах, поэтому заодно выступление могут просить сразу сумму, эквивалентную 1–2 млнруб.»,— объясняет доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУим.Г.В. Плеханова Михаил Хачатурян. «Коучи-россияне работают или индивидуально, или смалыми группами, ихгонорар формируется неединоразово, акомплексно, засеанс, что сточки зрения результата более правильно исоздает употребителя эффект лояльности»,— добавляетон.
Ставки иностранцев вРоссии также зависят оттого, откуда они приехали. Например, средний годовой доход профессионального коуча вСША начинается от$60тыс. Соответствующие расценки онпривозит вРоссию, подчеркивает Инга Корягина, доцент кафедры теории менеджмента ибизнес-технологий РЭУим.Г.В. Плеханова. «Иностранный коуч рассчитывает нетолько надоход, сравнимый стем, который онбы получил, невыезжая издома, нои обычно желает компенсировать риски, связанные сполитико-экономической ситуацией встране пребывания»,— констатирует аналитик ГК«Финам» Леонид Делицын.
Кто начто учился
Впервые слово coach взначении «инструктор» употребили вОксфордском университете впервой половине XIX века. Так именовали наставников, которые помогали студентам готовиться кэкзаменам. Понаиболее расхожему определению сегодня коучинг— это метод консалтинга или тренинга, впроцессе которого наставник (коуч) помогает ученику либо группе людей достигнуть определенной жизненной или профессиональной цели.
Понятие «бизнес-тренер» относится ккоучингу лишь отчасти. Таковыми вобразовательной среде принято считатьлиц, которые способствуют усвоению учениками конкретного навыка, например успешных публичных выступлений или ведения переговоров.
Вотличие откоучинга менторством принято считать процесс неформальной передачи знания, социального капитала или психологическую поддержку, которые значимы для труда, карьеры или профессионального развития. Менторство предполагает длительную личную коммуникацию между лицом, обладающим опытом изнаниями (ментором), иего подопечным, которому требуются новые компетенции (протеже, или mentee— менти).
Автор:
Алексей Лоссан.