6, Ноябрь 2019

Будущее такси

О том, что будет влиять на рынок легковых пассажирских перевозок, РБК+ рассказали эксперты отрасли.

Фото: Пресс-служба

Алексей Иванов, директор Института права иразвития ВШЭ— «Сколково», соруководитель рабочей группы ФАС России поразработке пятого антимонопольного пакета

Цифровизация рынка такси очень высока. Основные его игроки— агрегаторы, роль которых выходит зарамки традиционной функции перевозчиков.

Данные большого количества пассажиров иводителей— серьезный ресурс, который дает возможность выстроить систему профилей потребителей, интегрировать ихкак пользователей других сервисов вединую структуру.

Нацифровых рынках разворачивается борьба запостроение мегаплатформ. Это битва законтроль над большим массивом данных. Цифровые гиганты (Google, «Яндекс» идругие) инвестируют вразные цифровые платформы— оттранспорта домедицины. Имважен многосторонний доступ кпотребителю.

Объединение «Яндекс.Такси» и«Везет»— пример того, как бизнес стремится получить критическое преимущество, скоторым будет сложно бороться вобычной конкурентной борьбе. Такая платформа станет архитектором экономических процессов всфере пассажирских перевозок ибудет управлять процессами ина других рынках. Сетевые эффекты позволяют увеличивать рыночную власть даже вбольшем объеме, чем это вытекает изсущественной доли платформы нарынке.

Сохранение конкуренции— гарантия, что ключевой игрок нарынке нестанет его единственным архитектором, аостальные смогут идальше развивать сервис.

Развитие отрасли зависит отоперативной трансформации антимонопольного регулирования цифровизирующихся рынков: учета сетевых эффектов, оценки взаимного влияния смежных рынков наувеличение власти платформы.

Фото: Пресс-служба

Евгений Грэк, автоэксперт, координатор межрегионального движения «Стоп нелегал», советник профсоюза таксистов

Прежде всего для дальнейшего развития рынка такси необходимо принимать законы, которые будут четко регулировать рынок иего участников. Оразработке нового законопроекта чиновники говорят с2012 года, новоз инынетам. Без нового законодательства, вкоторомбы небыло правовых пробелов иссылочных норм, рынку очень сложно развиваться.

То, что мывидим сегодня вотрасли, удручает. Навызовы кпассажирам зачастую приезжают нелегалы, которые неимеют водительских удостоверений российского образца. Регулярные рейды ссотрудниками ГИБДД ипредставителями СМИ свидетельствуют, что семь издесяти водителей ездят без документов.

Отсутствие регулирования рынка агрегаторов приводит ик нарушениям трудовых прав легальных таксистов: если раньше стандартный рабочий день таксиста был восемь—десять часов, тосейчас это 12часов ибольше. При нынешней тенденции кукрупнению игроков нарынке доминирование одного изучастников может привести ктому, что водители попадут просто вкабальные условия, снизится безопасность перевозок.

Фото: Пресс-служба

Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров

Дальнейшее развитие рынка агрегаторов связано ссовершенствованием сервиса, повышением безопасности поездок. Способствовать этому будет более системный контроль заподключенными ксервисным платформам водителями, ужесточением требований кним.

Однако нужно понимать, что процессы консолидации игроков рынка, которые запущены сегодня, будут кардинально влиять набудущее всей отрасли. Сегодня только высокая конкуренция среди игроков рынка заставляет ихучитывать потребности пассажиров иводителей.

Вслучаеже развития рынка понегативному сценарию, каким мне видится объединение крупных игроков, монополия одного изагрегаторов позволит повышать комиссию для конкретного водителя: витоге водители будут работать все больше, азарабатывать все меньше.

Для конкретного пассажира процессы, происходящие сегодня нарынке, грозят увеличением стоимости поездки иотсутствием впоследствии возможности вызвать альтернативное такси. Особенно таких возможностей станет крайне мало врегионах.

Фото: Пресс-служба

Марат Аманлиев,президент общественной организации «Коллективная защита»

Сегодня сфера пассажирских перевозок легковым автотранспортом остро нуждается вовнимании государства.

Причем установление понятных ипрозрачных правил игры для основных игроков рынка такси— агрегаторов имеет важное значение для всей цифровой экономики.

Невмешательство государства грозиттем, что укрупнение одного агрегатора путем поглощения других участников рынка или выдавливания ихиз ниши будет способствовать сведению нанет конкуренции ивозможности выбора для потребителя влюбой сфере бизнеса.

Впассажирских перевозках монополизация может напрямую коснуться безопасности пассажиров. Обеспечение безопасности является лишь строкой расходов для участника рынка, ставшего монополистом. Монопольное положение нарынке игрока, нежелающего тратить часть своей прибыли, сделает расходы наобеспечение реальной безопасности поездок необязательными.

Источник