8, Январь 2020

Без пробуксовки

Немецкие автоконцерны чувствуют себя уверенно в РФ и намерены продолжить инвестировать в рынок. Несмотря на тенденцию к снижению продаж в России новых машин, спрос на немецкие легковые модели стабилен.

Эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ожидают падения спроса вцелом налегковые автомобили вРоссии поитогам 2019 года, поих прогнозам, оно составит около2,3% кобъему продаж 2018-го.

Этот прогноз неотносится кбольшинству моделей немецких авто.Так, постатистикеАЕБ, посравнению саналогичным периодом прошлого года BMW иMercedes-Benz прибавили 19и15% соответственно. Поданным заянварь—октябрь Volkswagen, BMW иMercedes-Benz занимают соответственно пятое, 10-е и11-е места пообъемам продаж нароссийском рынке.

Стабильный интерес

Немецкие автоконцерны чувствуют себя уверенно нароссийском рынке. Вмае 2019 года Mercedes-Benz открыл завод полного цикла попроизводству легковых автомобилей вРоссии. ВКалуге много лет работает завод Volkswagen, который выпускает широкую модельную линейку Volkswagen иŠkoda. Намощностях калининградского завода «Автотор» производится отверточная сборка моделей BMW иAudi.

Неснижается также производство грузовиков. «Даймлер КамАЗ Рус»— совместное предприятие концерна Daimler AGиКамАЗа— выпускает вРоссии более 30модификаций грузовых автомобилей марки Mercedes-Benz, атакже грузовики марки Fuso. Грузовое подразделение концерна Volkswagen Truck &Bus, вкоторое входят такие марки, как MAN иScania, имеет соглашение оконтрактной сборке сгруппойГАЗ. Также намощностях ГАЗа собирают легкие коммерческие автомобили Mercedes Sprinter Classic.

«За годы работы вРоссии мызапустили два завода вНабережных Челнах: один попроизводству грузовиков Mercedes-Benz иFuso, второй— новый завод попроизводству каркасов кабин для грузовых автомобилей Mercedes-Benz и«КамАЗ», который был открыт вмае 2019 года»,— рассказал РБК+ Андреас Дойшле, генеральный директор «Даймлер КамАЗ Рус». Грузовое подразделение Mercedes-Benz вРоссии, поего словам, завсе это время инвестировало порядка €300млн. Эти средства пошли впервую очередь настроительство заводов, ихоснащение высокотехнологичным инновационным оборудованиеми, конечно, для вывода нарынок нового модельного ряда грузовиков Mercedes-Benz. «В дальнейшем мыпродолжим инвестировать вроссийский рынок, укоторого неплохой потенциал для развития»,— добавил Андреас Дойшле.

Переменная составляющая

Виюле 2019 года правительство России вочередной раз изменило порядок работы автосборочных предприятий. Теперь, чтобы претендовать назаключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК), которые гарантируют получение государственных преференций, иностранным концернам необходимо выполнить ряд условий, каждое изкоторых приравнено копределенному количеству баллов. Например, открытие назаводе цеха посварке кузова оценили в400 баллов, аорганизацию производства роторов— в200. С2019 года необходимо набрать неменее 900 баллов, с2022-го— неменее 1200 баллов, ас 2025 года минимальный порог составит 1400 баллов.

Требования кпроизводителям легковых, коммерческих игрузовых автомобилей, претендующих научастие вгосзакупках, еще жестче. С2019 года нужно получить 2000 баллов, с2021-го— 3200, ас 1января 2023 года— неменее 4500 баллов.

Это уже четвертое радикальное изменение условий производства автомобилей вРоссии с2005 года. Чтобы ограничить отверточную сборку, когда крупноузловые компоненты доставляются вготовом виде сзарубежного завода-изготовителя, были введены первые требования кминимальному уровню локализации производства. Вобмен иностранцы получали право беспошлинного ввоза ряда комплектующих. В2011 году был расширен перечень технических операций, необходимых для сохранения льгот. Вчастности, инвесторов обязали организовать вРоссии сварку ипокраску кузовов иналадить выпуск основных агрегатов— коробок передач идвигателя. В2016-м право нальготы привязали кдоле российских комплектующих, которую использует производитель, ив очередной раз утвердили список подлежащих локализации узлов иработ. Тогдаже вкачестве дополнительного «пряника» инвесторам создали благоприятные условия для участия вгосударственных тендерах.

Вцелом политику такого стимулирования автопроизводителей эксперты признают успешной. «С момента заключения первых соглашений опромышленной сборке локализация выросла всреднем на30–40%. Такой результат был достигнут засчет стимулирования локализации средствами государственной поддержки»,— подтверждает Татьяна Кофанова, руководитель группы автомобильного сектора компании «Делойт, СНГ».

После кризиса 2014-го ирезкого снижения продаж новых авто большинство производителей нестали закрывать заводы вРФ.Так, встрою остались предприятия всех немецких концернов.

«Локализация влюбом случае дает удешевление, поддерживает маржинальность продаж. Концерны ктомуже получают преференции ильготы поСПИК имогут претендовать наопределенную долю госзаказа»,— объясняет Ильгиз Баймуратов, вице-президент аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

Участие втендерах нагосзаказ— значительная преференция, впервую очередь для производителей представительских икоммерческих машин. Особенно если учесть,что, пооценкам аналитической службы «ВТБ Капитала», доля госзаказа впоставках российского автопрома всегменте легковых автомобилей невелика— 5%. Однако для микроавтобусов иавтобусов этот показатель достигает уже 10–15%. Упроизводителей строительно-дорожной техники, поподсчетам Российской ассоциации производителей специализированной техники иоборудования, этот показатель еще выше— от20 до50% продаж.

Несмотря наснижение покупательной способности, остался относительно стабильным спрос наавтомобили низшего иверхнего ценовых сегментов, объясняет Ильгиз Баймуратов ситуацию нароссийском рынке вцелом: «Больше всего пострадал средний ценовой диапазон, уменьшилось число предлагаемых моделей».

Теперь многое будет зависеть отдальнейшей политики правительства порегулированию авторынка. «В настоящий момент еще неокупились все инвестиции начала 2000-х. При этом в2018–2019 годах иностранные концерны подписали ряд СПИК, взяв насебя обязательства подополнительным инвестициям вобъеме от10 млрд до70 млрдруб. Втоже время исходя изстатистики Росстата, которая также подтверждается комментариями наших клиентов, в2019 году производство автотранспортных средств сокращается всреднем на10% посравнению с2018 годом. Вследующие несколько лет мыне ожидаем существенного роста выпуска, поскольку непрогнозируем заметного увеличения продаж навнутреннем рынке ина экспорт»,— делится прогнозами Татьяна Кофанова.

Впрочем, история показывает, что регуляторы рынка могут проявлять гибкость вотношениях синвесторами. Например, в2011 году при расчете уровня локализации был введен коэффициент, зависящий отстоимости национальной валюты. Поэтому в2014 году из-за девальвации рубля требования кпромышленным предприятиям были смягчены.

Кроме того, Минпромторг готовит очередную поощрительную меру для компаний, построивших заводы вРоссии. С2020 года на70–120% может быть увеличена ставка утилизационного сбора, который используется как барьер напути импортных автомобилей встрану.

Автор:
Иван Некрасов.

Источник