15, Январь 2020

Услуги для экономики

Цифровизация способствует росту доли рынка услуг в ВВП. Развитие экономики по сервисной модели рождает формы занятости на электронном рынке труда.

Доля сферы услуг вмировом ВВП ежегодно растет, вто время как доля промышленности исельского хозяйства снижается. Поданным Всемирного банка, уже в2015 году встранах свысоким уровнем дохода добавленная стоимость услуг формировала 74%ВВП. Вгосударствах Организации экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР) более двух третей занятого трудоспособного населения в2017 году работали всфере услуг. Например, вНовой Зеландии, Ирландии, Канаде иЮжной Корее всервисном секторе заняты более 90% работающего населения. В2019 году всекторе услуг заняты 67% трудоспособного населения России, поданным Всемирного банка. Вклад экономики сервиса вВВП страны в2018 году составил 54% иэтот показатель может расти на1–2% вгод, отмечают вEY.

Засчет сервисных услуг вовсем мире формируется основа экономики, которая менее подвержена перепадам спроса ипервой реагирует насовременные технологии, говорит управляющий партнер EYпостранам СНГ Александр Ивлев.

Мощным драйвером развития сервисной экономики становится цифровизация— продолжается рост доли услуг вВВП большинства стран, отмечают вEY.

Экспансия «цифры»

«В нашу жизнь активно входят финтех, совместное потребление, решения для «умного» дома, транспортные сервисы. Меняется медицина, которая начинает активно использовать удаленные методы мониторинга»,— добавляет Александр Ивлев. ВКПМГ вРоссии иСНГ приводят впример бурный рост интернет-торговли иразвитие сервисов доставкиеды.

Самые динамичные рынки Рунета— это действительно транспортные услуги идоставка готовойеды, билетные онлайн-кассы, профессиональные ибытовые услуги, говорит директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. Поего данным, объем рынка услуг исервисов вРунете поитогам 2018 года вырос на25% исоставил 255 млрдруб. Сегмент обогнал другие отрасли электронной коммерции (для сравнения: рост онлайн-ретейла составил 14%).

Объем рынков агрегаторов такси икаршеринг-сервисов, атакже служб доставки еды (таких как «Яндекс.Еда» иDelivery Club) составляет148,6 млрдруб. спрогнозом роста 13% поитогам 2019 года.

Второе место пообъему занимает рынок профессиональных услуг (образовательных, медицинских, юридических идругих), атакже бытовых услуг—95,4 млрдруб. спрогнозом роста в2019 году на8%, подсчитали вРАЭК. Воценку вошли услуги исервисы, заказываемые через платформы типа Qlean, Shelly или YouDo (без учета «Юлы» или Avito).

Объем рынка билетов накультурные иразвлекательные мероприятия поитогам 2018 года составил 11млрдруб. Эксперты РАЭК прогнозируют его рост на10% втекущем году.

Пословам руководителя Deloitte Digital Максима Шапировского, целый комплекс факторов подталкивает сервисный сектор кразвитию: урбанизация, требования потребителей кперсонализации услуг, изменение демографической ситуации.

Врезультате растет бизнес, вчастности, поставщиков интеллектуальных услуг. 75% созданной стоимости услуг приходится наинформацию, подсчитали вDeloitte Digital.

Кроме того, помнению Максима Шапировского, Россия задает тренды втаких сферах, как банковские игосуслуги. Вчастности, согласно результатам исследования 2019 года международнойBCG, страна занимает третье место вмире потемпам роста использования цифровых госуслуг ивходит втоп-10 стран поинтенсивности ихиспользования.

Привычка делиться

Доля потребления вВВП страны— важный индикатор благосостояния населения, отмечают авторы бюллетеня «Экономика совместного потребления как новая экономическая модель» Аналитического центра при правительстве РФ(АЦ). Например, США иВеликобритания отличаются развитым обществом потребления (на потребление домохозяйств вВВП этих стран в2018 году приходилось68,4 и66% соответственно) инизким уровнем валовых внутренних сбережений (17,6 и15,7% соответственно).

ВКитае доля расходов наконечное потребление домашних хозяйств вВВП была существенно ниже среднемирового уровня исоставляла всего39,4%ВВП. «Одной изпричин низкого потребления вэкономике Китая является сберегательная модель поведения, обусловленная недостаточным развитием системы социального обеспечения»,— отмечают вАЦ.

Именно Китай сегодня является мировым лидером экономики совместного потребления: ожидается, что к2025 году еедоля вВВП страны достигнет 20%. Пооценкам Всемирного банка, в2018 году ееобъем вКНР составил $230 млрд, или1,67%ВВП.

Потребительские привычки россиян тоже способствуют развитию шеринг-экономики. Доля потребления вВВП страны снизилась с53,0% в2016 году до49,9%— в2018-м. Ив целом этот показатель на7,0 п.п. ниже среднего значения для стран «Группы двадцати».

Возможности потребления сократились втом числе из-за падения вкризис реальных располагаемых доходов. Кроме того, впрошлом году зафиксировано максимальное запоследние десять лет значение нормы сбережений россиян—33,3%ВВП.

Лицо экономики сервиса

Сервисная экономика меняет рынок труда, сприходом новых технологий массовой стала самозанятость, говорит Александр Ивлев. Развитие мобильных приложений иагрегаторов (порталы типа YouDo.ru,FL.ru) повышает доступность персональных сервисов для клиентов ирасширяет потенциальную клиентскую базу длятех, кто оказывает соответствующие услуги, говорит руководитель группы стратегического иоперационного консультирования КПМГ вРоссии иСНГ Елена Устюгова: «Проникновение интернета сделало глобальным рынок профессиональных услуг для программистов, дизайнеров, переводчиков, контактных центров имногих других».

Поданным РАЭК, онлайн-биржи труда в2019 году выросли на43% посравнению спредыдущим годом. Поданным сооснователя сервиса YouDo Дениса Кутергина, втоп-5 категорий поколичеству заказов наплатформе входят: 25%— «Ремонт истроительство», 11%— «Курьерские услуги», 11%— «Красота издоровье», 7%— «Уборка ипомощь похозяйству», 7%— «Виртуальный помощник» и7%— «Грузоперевозки».

Самозанятость, которая была распространена вдоиндустриальную эпоху, сейчас переживает ренессанс всфере сервиса, говорит доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Денис Стребков. Биржи удаленной работы, поего словам, нетолько помогают заказчикам иисполнителям находить друг друга, они выступают вроли регуляторов рынка: формируют рейтинги заказчиков ифрилансеров, позволяют проводить сделки через себя (таким образом стороны могут обезопасить себя отриска невыплат или невыполнения работы).

Оценить реальное количество «электронных самозанятых» вРоссии сложно. Поприблизительным данным, группа, для которых самозанятость— основной источник дохода, может составлять 1–1,5% всех работников— около 1млн человек, полагает представитель НИУВШЭ.

Государство считает иначе: пооценкам Федеральной налоговой службы, число самозанятых встране насчитывает 15млн. Власти предпринимают усилия полегализации самозанятости. Врамках пилотного проекта вчетырех регионах— Москве, Подмосковье, Татарстане иКалужской области— для этого сегмента введен особый режим налогообложения. Самозанятому ненужно платить НДФЛ, оноблагается только транзакционным налогом: юридическое лицо— вразмере 6%, физлицо— 4%. Поданным Минфина, сначала года вРоссии зарегистрированы более 260тыс. самозанятых. Как сообщаетФНС, самыми распространенными профессиями среди самозанятых стали водитель такси, репетитор, консультант иарендодатель квартиры. Вдальнейшем предполагается распространение эксперимента навсю Россию.

Создание стимулов для самозанятых, предоставление, например, банковских кредитов нахороших условиях, может потенциально вывести изтени 10–15 млн самозанятых, считает Денис Кутергин. Однако, поего мнению, модель потребления сервисных услуг все больше будет уходить вend-to-end сервисы— агрегатор будет постепенно превращаться вплощадку, которая сама оказывает услугу.

Автор:
Дарья Балабошина.

Источник