В поисках эффективных бизнес-моделей полносервисные компании перенимают приемы лоукостеров, а бюджетные перевозчики, в свою очередь, расширяют спектр доступных услуг.
Поданным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), пассажиропоток лоукостеров (Low-Cost Carrier, LCC) вмире в2018 году вырос на13,4% при общей динамике отрасли6,9%. Наих долю пришелся 21% рынка (в 2004 году— 11%). Пооценкам австралийского аналитического центра авиации САРА (международная компания, обрабатывающая информацию орынке пассажирских авиаперевозок для авиационной итуристической индустрии Европы, Северной Америки, Азии иАвстралии), 33% посадочных мест навнутренних рейсах впределах макрорегионов и13% мест нарейсах между регионами в2018 году пришлось налоукостеры.
Бюджетные перевозчики приобщили кперелетам новых пассажиров, которые никогда нелетали идаже нерассматривали для себя такую возможность, говорит ведущий научный сотрудник Института транспорта итранспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
«Впечатляющий рост пассажиропотока единственного вРоссии лоукостера «Победа» говорит отом, что российских рынок развивается всоответствии смировыми тенденциями»,— отмечает глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Крупные европейские перевозчики формируют бюджетные подразделения врамках своих групп; соответствует этому тренду иопыт «Аэрофлота».Так, в2002-м начала операционную деятельность «дочка» Lufthansa— Germanwings, в2013-м французская Air France-KLM заявила озапуске дочернего лоукостераHop! , в2017 году стал летать дальнемагистральный лоукостер Level, созданный всоставе международной авиационной группыIAG.
В2016 году произошло знаковое событие— бюджетной компании впервые удалось потеснить нарынке полносервисный авиахолдинг: крупнейшей авиакомпанией вЕвропе почислу перевезенных пассажиров впервые стал ирландский лоукостер Ryanair, опередивший Lufthansa Group. Чистая прибыль Ryanair превысила аналогичный показатель транснациональной Air France–KLM— €1316 млн против €792 млн соответственно.
Международная линия
Развитию рынка бюджетных авиаперевозок вмеждународном масштабе предшествовало дерегулирование рынка вСША. В1978 году правительство этой страны упростило выдачу лицензий наэксплуатацию авиалиний идало имвозможность самостоятельно изменять частоту полетов. Кроме того, перевозчики получили возможность менять тарифы— снижать ихне более чем на50% иповышать впределах 5%. Кэтому времени встране работали уже несколько лоукостеров, втом числе один изкрупнейших— основанная в1971 году компания Southwest Airlines.
ВЕвропе еще в1987 году была принята трехлетняя программа поэтапной либерализации рынка, уже тогда было разрешено свободно назначать тарифы. В1990 году сбюджетной бизнес-моделью вышел сегодняшний лидер рынка лоукостеров— ирландская Ryanair. Через пять лет заней последовала британская ЕasyJet.
ВАзиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) лоукостеры осваивают небо с2000-х годов.
Создание вначале 2000-х единого европейского воздушного пространства, обеспечившего принцип «открытого неба» для авиакомпаний Евросоюза, стимулировало выход нарынок новых игроков бюджетных авиаперевозок, таких как венгерская Wizz Air исловацкая SkyEurope (компания просуществовала до2009 года), кконцу 2007-го вЕвропе работало более 45лоукостеров.
Наевропейском рынке LCC отчетливо видна тенденция укрупнения игроков, поэтому аналитики NPD Travel Retail считают, что постепенно сформируется ситуация, аналогичная сложившейся наамериканском рынке. Там начетырех операторов— Southwest Airlines, Alaska Airlines, JetBlue иSpirit Airlines— приходится 85% перевозокLCC.
Кроме того, отмечают эксперты NPD TravelRe, сегодня динамично растет рынок Восточной Европы: количество пассажиров, перевезенных лоукостерами, здесь запоследние пять лет выросло почти на18%. Причем европейские пассажиры всех демографических групп предпочитают бюджетные перелеты.
Европейский исевероамериканский рынкиLCC, самые развитые наданный момент, близки кнасыщению.
Втоже время вСША, поданным CAPA, с2007 года непоявилось ниодной новой бюджетной авиакомпании.
Вцелом международный рынок лоукостеров последние несколько лет развивался засчет стремительного выхода нарынок дальнемагистральных перелетов— длительностью более шести часов. Его дальнейший рост аналитики NPD Travel Retail связывают сразвивающимися странами, вчастности растущими доходами итягой кпутешествиям жителейАТР. Пассажиропоток авиакомпаний рынка LСC врегионе запять лет увеличился на6,1% идостиг доли23,1%. Вчастности, количество пассажиров, предпочитающихLCC, вВосточной Азии, включая Китай, выросло на16%. Аудитория пяти лидирующих операторов региона— TWayAir, Air Busan, EastarJet, Jeju Air иJin Air— загод выросла более чем на30%. ВЮжной Корее иТаиланде, например, уже действует пошесть национальных бюджетных авиакомпаний.
Российский масштаб
Высок потенциал развития рынка лоукостеров ив России, отмечают аналитики CAPA: запервые девять месяцев 2019 года надолю LCC встране приходится лишь9,8% мест навнутренних рейсах и5,7%— намеждународных. Нодинамика впечатляет. Запять лет смомента основания компании «Победа» в2014 году ееаудитория стремительно выросла— в2019 году услугами российского лоукостера уже воспользовались 10млн пассажиров. Ак 2023 году, согласно стратегии «Аэрофлота», пассажиропоток здесь должен увеличиться до25–30млн.
Средняя загрузка рейсов запять лет выросла с60,5 до95–96%. В110 маршрутов авиакомпании входят втом числе 27городов Европы, СНГ иИзраиля. Как ранее (в 2018 году) заявлял глава «Победы» Андрей Калмыков винтервьюРБК, развитие международных рейсов, накоторых компания зарабатывает больше, позволяет перекрестно субсидировать межрегиональные перевозки. При этом 36% рейсов внутри России осуществляется без пересадки вМоскве. Пословам Андрея Калмыкова, встране еще много городов-миллионников, которые несвязаны между собой. Ачтобы конкурировать сосновными альтернативами— РЖД иавтобусным сообщением, цены наавиаперевозки должны быть сопоставимы сназемным транспортом.
Поитогам 2018 года компания Boeing, которая регулярно мониторит ключевые эксплуатационные параметры своих самолетов, отметила российскую компанию залучший показатель вмире поналету Boeing 737-800 среди глобальных бюджетных перевозчиков. Кроме того, в2018 году «Победа» продала более 400тыс. билетов поминимальным тарифам 499 и999руб. сучетом всех аэропортовых сборов. Эксперты метапоисковика Aviasales отмечают, что вцелом приход «Победы» приводит кснижению цен насамые востребованные маршруты увсех перевозчиков.
Развитию бизнеса лоукостеров вСША иЕвропе помогло, вчастности, использование второстепенных аэропортов сменее дорогим обслуживанием. Ryanair иEasyJet, например, вместо лондонского Хитроу предпочитают обслуживаться вСтанстеде, вместо римского Фьюмичино используют аэропорт Рим-Чампино, авместо Берлин-Тегель— Берлин-Шенефельд. ВЕвропе вторичные аэропорты— довольно распространенное явление, отмечает Олег Пантелеев: «Однако вРоссии ихпрактическинет, кроме, пожалуй, Жуковского».
Кроме того, поего словам, аэровокзальная инфраструктура встране долгое время неразвивалась итолько впоследнее время еестали активно модернизировать. Однако инвестиции вразвитие аэропортов требуют возврата, что повышает стоимость обслуживания. Российский рынок авиаперевозок— развивающийся, пассажиропоток растет,и, чтобы заним успевать, приходится строить сзапасом. Втоже время высокие ставки покредитам непозволяют закладывать длительные сроки окупаемости проектов, что «драматически отражается натарифах реконструированных аэропортов», пословам Олега Пантелеева. «Когда инвестиционный цикл будет пройден, темпы роста перевозок стабилизируются, будут снижены ставки позаемным средствам, сроки окупаемости инфраструктурных проектов удастся увеличить доевропейских— 15–20 лет ирост стоимости обслуживания ваэропортах будет менее интенсивным»,— полагает эксперт.
Помере дальнейшего дерегулирования рынка, атакже развития инфраструктуры могут появиться иновые игроки, считают аналитики. Вчастности, ранее овозможности создания еще одного бюджетного авиаперевозчика заявляли источники вВТБ иСбербанке. Кроме того, Минобороны России виюле этого года предложило построить набазе военного аэродрома Клин-5 транспортный хаб для лоукостеров. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев внедавнем интервью агентству «Прайм» также заявил онеобходимости развивать конкуренцию нарынке бюджетных авиаперевозок. Поего мнению, этому моглабы способствовать продажа «Победы» частным инвесторам итиражирование опыта успешной компании нановые подобные проекты.
Гибридные бизнес-модели
Под влиянием лоукостеров традиционные перевозчики стали менять подходы корганизации бизнеса, говорит заместитель исполнительного директора НКО «Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта» Борис Шокуров: «Эта бизнес-модель оказала большое влияние навсю гражданскую авиацию, как наполносервисные компании, так ина другие сегменты». Конкуренция слоукостерами, поего словам, способствовала ускорению внедрения авиакомпаниями новых технологий— электронных билетов ионлайн-регистрации, атакже дополнительных сервисов— заказа такси, размещения вотеле.
Сегодня «Аэрофлот» идругие российские перевозчики—S7, Utair, «Уральские авиалинии», отмечает Олег Пантелеев, пользуются отдельными принципами компаний лоукостеров: уних гибкая тарифная политика, вводятся относительно невысокие безбагажные иневозвратные тарифы. Втаких условиях, поего мнению, новые игроки нарынке лоукостеров могут ине понадобиться.
Рынок ищет модель смаксимальной доходностью, говорит Федор Борисов: «Сейчас впринципе все авиакомпании— гибридные». Нетолько полносервисные компании частично перенимают принципы «бюджетников», идет иобратный процесс. «Многие лоукостеры, изначально неимевшие бизнес-класса, возвращают усебя эту опцию, вто время как мейджоры сокращают его доминимума»,— говорит Федор Борисов.
Например, компания «Победа», укоторой нет бизнес-класса, летом 2019 года разрешила провозить ноутбук больших габаритов, чем положено понормативам, вручной клади. Вкомпании это объяснили ростом числа бизнес-клиентов— нанекоторых рейсах ихдоля составила 43%. «Они часто просили нас разрешить провоз больших ноутбуков, размеры которых превышают габариты калибратора»,— приводят впресс-службе компании слова генерального директора Андрея Калмыкова.
Как отмечает Федор Борисов, команде «Победы» удалось выстроить эффективную систему управления.
Дискаунтерынавзлете
Лоукостер— авиакомпания, которая засчет минимизации внутренних издержек игибкого управления услугами— отказа отоднихсервисовивнедрения других, например электронных билетов, может предложить низкую плату заполет. Сразвитием рынка LCC средняя цена наавиабилеты вобе стороны снизилась более чем с$1тыс. в1995 году допорядка $350 в2015-м(данные IATA). Для бизнес-моделилоукостеровхарактерны один пассажирский класс иодин тип самолетов, электронные невозвратные билеты иих прямая продажа через интернет, поощрение раннего резервирования билетов, использование вторичных аэропортов, атакже ранний или поздний вылет вцелях сокращения издержек наработу вусловиях загруженного воздушного пространства, быстрый оборот самолета, сокращение услуг наборту (отсутствие питания, ограниченный провоз багажа) идополнительный доход отвведения этих услуг ввидеопциональных. Число пассажиров, предпочитающих бюджетные авиакомпании, с2014 года выросло вмире на5,5%, отмечают аналитики британской консалтинговой компании NPD Travel Retail. Впериод смая 2017 поапрель 2018 годалоукостерыперевезли 443 млн человек. Наиболее популярны бюджетныеавиаперевозкивЕвропе, там37,9% всех пассажиров летаютлоукостерами, запять лет рост составил6,7%. Поитогам первых девяти месяцев этого года, пооценке CAPA, LCC занимают41,8% всехавиакреселвЕвропе.
Авторы:
Владимир Паньков, Юлия Глуховская.