В структуре продаж лидируют столовые вина.
По данным «Анализа рынка вин в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, объём их продаж в стране за 2015-2019 гг снизился на 5,1%: с 1 013,7 до 962,3 млн л. При этом показатель в 2016-2018 гг демонстрировал отрицательную динамику, темпы снижения колебались от 0,9 до 5,4%. Уменьшение объёма продаж вин в эти годы связано с регулярным повышением цен. Цены в свою очередь росли вслед за постоянным увеличением акцизных ставок, дорожающим импортным сырьём, комплектующими и т.д. Кроме того, в условиях падения реальных доходов потребители стремились к экономии и сокращали объемы покупки вин. Снижение продаж особенно сильно затронуло сегмент дорогого алкоголя. При этом часть потребителей пожертвовали качеством и переориентировались на более бюджетные вина.
В 2019 г впервые за пятилетие продажи вин продемонстрировали рост на 4,4% к уровню 2018 г. Основная причина – адаптация населения к экономической ситуации и впервые зафиксированный с 2013 г рост реальных доходов населения. Также в 2019 г заметно возрос интерес потребителей к импортным винам – поставки в Россию выросли на 15,8%. При этом средняя цена импорта в долларовом выражении впервые за рассматриваемые годы снизилась (на 4% относительно предыдущего года).
На российском рынке вин в структуре натуральных продаж лидируют столовые вина. В 2019 г их доля от общего объёма продаж составила 76,3% (734,1 млн л). На втором месте по объёму продаж – вина игристые и газированные с долей в 21,9% (210,5 млн л). Соответственно доля продаж специальных вин в России в 2019 г составила 1,8% (17,7 млн л). В целом, с 2015 по 2019 гг наибольший спад реализации продукции наблюдался в категории игристых и газированных вин и составил 12,1% за пятилетие. В натуральном выражении продажи снизились на 29 млн л. Продажи специальных вин за исследуемый период упали на 8,3%, или 1,6 млн л. Реализация столовых вин снизилась на 2,8%, или 20,8 млн л.
В 2020-2024 гг рост продаж вин продолжится в среднем на 3,7% в год. В 2024 г они составят 1 156,4 млн л.