20, Декабрь 2015

Алкомаркеты «Красное & Белое» войдут в десятку крупнейших продуктовых сетей

По итогам 2015 года крупнейшая сеть алкомаркетов «Красное & Белое» впервые войдет в топ-10 продуктовых ретейлеров России и исходя из текущих прогнозов покажет самые высокие темпы роста по выручке.

Новый участник десятки

Выручка крупнейшей российской сети алкомаркетов «Красное & Белое» в этом году вырастет примерно на 80%, до 85 млрд руб. (без НДС), рассказал РБК основатель и основной владелец сети Сергей Студенников. В прошлом году рост выручки сети составлял 62% (рост выручки за предыдущие годы см. в графике). Сеть «Красное & Белое» заняла седьмое место в последнем рейтинге самых быстрорастущих компаний России РБК.

С таким показателем по выручке «Красное & Белое» гарантированно войдет в топ-10 крупнейших продуктовых сетей России по итогам 2015 года, говорит генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. В 2014 году «Красное & Белое», по оценке «INFOLine-Аналитика», занимала 15-е место.

«Показатель по росту выручки у «Красного & Белого» в этом году, скорее всего, будет уникальным для крупных продуктовых сетей», — говорит Михаил Бурмистров. Прирост выручки у десяти крупнейших продуктовых сетей 2014 года в этом году составит в среднем 21%, подсчитал он (прогнозы по выручке публичных ретейлеров см. в таблице). В течение года некоторые публичные ретейлеры скорректировали свои прогнозы по выручке в сторону понижения. Так, крупнейший ретейлер России «Магнит» в начале года рассчитывал на рост выручки на 28–32%, однако в августе снизил свой прогноз до 26–28%. Сеть «Дикси» в начале года прогнозировала рост выручки на 20–25%, но в августе скорректировала прогноз до 16–20%.​

По данным «INFOLine-Аналитика», в прошлом году из топ-30 продуктовых ретейлеров больше, чем «Красное & Белое», на 141%, выросла только сеть «Верный» Андрея Рогачева. Однако тот рост был вызван в первую очередь низкой базой 2013 года, рост этого года будет значительно скромнее, уверен Бурмистров. Андрей Рогачев переадресовал вопросы о выручке сети генеральному директору «Верного» Олегу Высоцкому, Высоцкий в среду не ответил на звонки РБК.

Алкомаркеты растут

Вторая по количеству магазинов сеть алкомаркетов России «Бристоль», принадлежащая Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, не раскрывает финансовые показатели. Однако, по словам управляющего сети Алексея Топоркова, выручка сети в этом году вырастет более чем в два раза. В 2014 году, по данным СПАРК, выручка «Альбион-2002» (операционная компания «Бристоля») составила 7,7 млрд руб. Исходя из данных СПАРК и прогнозов Топоркова на этот год выручка «Бристоля» в этом году превысит 15 млрд руб. С таким показателем сеть займет примерно 35-е место среди крупнейших продуктовых ретейлеров по итогам года, говорит Бурмистров. В 2014-м «Бристоль» была на 64-м месте.

​Такой существенный рост выручки сетям алкомаркетов обеспечит в первую очередь обширная экспансия. По состоянию на 31 декабря 2014 года сеть «Красное & Белое» объединяла 1704 магазина, сейчас сеть насчитывает уже почти 2500 магазинов. «Прирост за 2015 года составит, по нашему прогнозу, около 850 магазинов», — говорит Студенников. При этом в нынешнем году компания активно открывала магазины в Центральном федеральном округе, где доходы населения выше, чем в среднем по России, это одна из причин бурного роста выручки, поясняет бизнесмен. Сеть «Бристоль» по состоянию на 31 декабря 2014 года насчитывала 1107 магазинов, говорит Топорков, на конец этого года сеть будет объединять около 2 тыс. точек. «Одна из причин высокого роста нашей выручки в этом году — низкая база, — поясняет Топорков. — Мы открыли сотни магазинов в течение 2014 года, и полную выручку по году они покажут только в этом году». По подсчетам РБК, в течение прошлого года «Бристоль» запустила около 850 магазинов. По количеству открытий магазинов и «Бристоль», и «Красное & Белое» были в пятерке лидеров в России уже в прошлом году, подсчитывал раньше РБК.

По мнению Бурмистрова, никто из топ-35 продуктовых ретейлеров этого года не покажет более высокие темпы роста выручки, чем «Красное & Белое» и «Бристоль». Источник в топ-менеджменте «Компании Холидей» (14-е место в рейтинге «INFOLine-Аналитика» 2014 года) сообщил, что рост выручки компании в этом году по прогнозу составит около 9%. Основной владелец «ТД Интерторг» (девятое место в 2014 году) Михаил Абдуллаев рассказал РБК, что выручка его компании в этом году составит 73–74 млрд руб. с НДС. Выручка компании в 2014 году, по данным СПАРК, составляла 56 млрд руб. Генеральный директор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин в интервью Forbes, опубликованном во вторник, рассказал, что в прошлые годы выручка сети иногда росла на 35%, а в нынешней ситуации «12–15% — уже хорошо». В прошлом году в рейтинге «INFOLine-Аналитика» «Азбука вкуса» занимала строчку ниже, чем «Красное & Белое» — у нее было 16-е место среди продуктовых ретейлеров.

Представители сетей «Монетка» (восьмое место прошлого года), «Атак» (десятое место), Globus (13‑е место), основной владелец «Марии-Ра» (11-е место) Александр Ракшин не ответили на звонки и запросы РБК или не смогли прокомментировать вопрос о росте выручки. Член совета директоров «Седьмого континента» (12-е место) Владимир Сенькин отказался давать любые прогнозы по выручке сети в этом году. В прошлом году, по оценке «INFOLine-Аналитика», «Седьмой континент» показал отрицательную динамику по выручке.

Причины роста​​

Однако лидеры роста, «Красное & Белое» и «Бристоль», существенно нарастят выручку не только благодаря активному органическому росту. Компании в этом году также покажут положительные сопоставимые продажи (продажи в магазинах, работающих больше года). Сопоставимые продажи «Красного & Белого» в 2015 году, по словам Студенникова, составят 14%. Для сравнения: сопоставимые продажи «Магнита» за девять месяцев этого года выросли на 8,7%, Х5 — на 15,2%, «Дикси» — 3,8%.

«Красное & Белое» нарастила свою выручку в том числе благодаря расширению продуктового ассортимента, считает Бурмистров: «Основные продажи компании по-прежнему приходятся на алкоголь, но ей удается увеличивать выручку за счет сопутствующих товаров, линейка которых постоянно расширяется. Люди приходят в магазины за алкоголем и заодно покупают продукты».

По словам Сергея Студенникова, сопоставимые продажи сети по алкогольной группе в этом году падают, а по продуктовой — растут. «Но если посмотреть like-for-like [сопоставимые продажи] по продуктовой группе, то она показала у нас плюс 23% в начале 2015 года, — рассказывал Студенников в интервью РБК в феврале этого года. — Другими словами, покупатель говорит нам: «А вы продуктовую группу расширяйте. У нас всего 500 руб. в кармане, и ни в «Ашан», ни в «Ленту», ни в «О’кей» мы с ними не поедем. А мы пойдем в тапочках в соседний подъезд, в соседний магазин и на эти 500 руб. купим именно то, что нам необходимо». Бизнесмен указывал, что в кризис идет отток трафика из большеформатных магазинов в магазины «у дома» (именно в этом формате работают и «Красное & Белое», и «Бристоль»).

Потребители сейчас стараются ходить в маленькие магазины, а не в гипермаркеты, подтверждает Алексей Топорков из «Бристоля»: «У людей нет денег, а в больших магазинах траты всегда выше, — объясняет он. — Поэтому потребители стараются купить все, что им нужно, возле дома».

То, что в кризис потребители стали чаще посещать магазины «у дома» — преувеличение, считает аналитик «ВТБ Капитала» Николай Ковалев. «Магазины «у дома» чувствуют себя лучше, потому что в их ассортименте непродовольственных товаров меньше, чем в ассортименте гипермаркетов, — объясняет он. — А в кризис люди стали чаще отказываться именно от непродовольственных товаров». По мнению Ковалева, «Магнит», «Дикси» и «Лента» были вынуждены пересмотреть свои прогнозы в сторону понижения из-за того, что средний чек потребителей рос в два раза медленнее, чем продуктовая инфляция, в то время как ретейлеры рассчитывали на лучшую для них ситуацию.

Источник