Уже в июле может возобновиться сообщение с популярными у россиян зарубежными туристическими направлениями — Турцией, Грецией, Кипром. Что рынок предложит потребителям в период незавершившейся пандемии?
Индустрия туризма — спящий гигант мировой экономики. Стоит открыть границы, как рынок начнет восстанавливаться после вызванного коронавирусом застоя, считает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. Потребители, туроператоры, перевозчики —все, поего словам, ждут возобновления международных сообщений: «Только навнутреннем рынке незаработаешь».
В прошлом году темпы роста глобального туристического рынка (3,5%) опережали рост мировой экономики (2,5%), по данным Всемирного совета потуризму ипутешествиям (WTTC) иOxford Economics. Вклад туриндустрии вмировом ВВП в2019 году достиг $8,9 трлн, или10,3%.
Доля отрасли вВВП России оценивается WTTC в5%, или более чем в5,4 трлнруб. В2017-м этот показатель составлял3,8% и3,2 трлнруб. Впериод с2017-го по2019- год Россия продвинулась начетыре пункта в«Индексе конкурентоспособности туризма ипутешествий» Всемирного экономического форума ивышла на39-е место. Лидеры рейтинга — Испания, Франция, Германия, Япония иСША.
Страны Европы допандемии лидировали пообщему количеству иностранных туристов: в2019-м общий поток врегионе составил 743 млн человек (число международных туристических поездок встраны региона впрошлом году увеличилось на4%), по даннымВсемирной туристической организации при ООН (UNWTO). Динамично развивался Ближний Восток (рост на8%), Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) сохранял стабильную динамику выше среднемировой (5%). Для них сокращение туристического потока иоказалось наиболее ощутимо.
Глобус напаузе
По данным UNWTO, вАТР число туристических поездок вянваре—апреле сократилось на51%, встранах Европы— на44%. Запервые четыре месяца этого года мировой туристический поток вцелом сократился на44%. Вденежном эквиваленте потери мирового рынка уже оцениваются в$195 млрд. Доконца года сокращение числа международных туристов может достичь 60–80% посравнению с2019-м.
В России, пооценкам Ростуризма, объем потери рынка составит поменьшей мере1,5 трлнруб. Треть предприятий отечественной туриндустрии может уже невернуться нарынок, поданнымРСТ.
Более 10% только туроператоров рынка работают навыездном туризме, несчитая сопутствующих сфер перевозок, бронирований, приводят данные висследовании «Туриндустрия через призму драйверов ибарьеров бизнеса» 2020 года аналитики фонда «Центр стратегических разработок».
Основные направления летнего традиционного отдыха для российских туристов, пословам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, это Средиземноморье: Турция, Греция, Испания, Италия, Кипр, Черногория, Хорватия ипобережье Черного моря — Болгария. Вдесятку наиболее востребованных направлений входили также круглогодичные Таиланд иАрабские Эмираты.
Остановите кризис
Если удастся захватить хоть какую-то часть бархатного сезона, Турция удержит лидирующие позиции, считает Майя Ломидзе. Действительно, Турция, кажется, активнее всех демонстрирует сегодня готовность возобновить туристическое сообщение сРоссией. Поданным Министерства иностранных дел России, с 11июня власти Турции открыли морские, воздушные исухопутные границы для всех иностранцев. Поприбытии необходимо пройти короткое обследование сизмерением температуры тела, соблюдения карантина или самоизоляции встране нетребуется. Как следует изтурецкихСМИ, авиасообщение сРоссией должно начаться примерно с15 июля. Для поддержки виностранных гостях уверенности вбезопасности вреспублике запустили программу «Сертификации здорового туризма». 400 отелей страны уже выполнили необходимые 132 пункта подготовки мест отдыха кпринятию туристов, еще более 2тыс. завершают необходимые процедуры для получения сертификата безопасности.
Поехать вТурцию будет возможно вовремя летних каникул, уверен генеральный директор французского туроператора Club Med вРоссии Оливье Монсо. ClubMed, вчастности, виюле запускает вработу свой турецкий семейный курорт Palmiye. Причем, помнению Оливье Монсо, потребитель, как никогда ранее, будет ориентироваться напроверенных туроператоров ипредпочтет тукомпанию итот сервис, вкачестве которыхонуверен.
Знаковым для отрасли, пословам Оливье Монсо, является иоткрытие ссередины июня границ между странами Евросоюза. Европейские курорты компании будут открыты для граждан Шенгенской зоны сиюля. «Дальше меры предосторожности будут постепенно ослабляться идля остальных стран», — уверены туроператоры.
Следующими, кто откроет границы для российских туристов, могут быть Греция иКипр. Доход оттуризма вГреции составляет почти третьВВП, истрана начала запускать туристическую инфраструктуру уже ссередины июня. «Открытие внешних границ будет проходить надвухсторонней основе сгосударствами, где эпидемиологическая ситуация улучшается», — сообщает МИДРФ.
Кипр виюне начал поэтапно принимать граждан 21государства, нодопуск зависит отэпидемиологической обстановки встране проживания. Россия пока, сточки зрения кипрских властей, находится вдинамическом списке. Российские туристы смогут попасть накурорты страны ближе кконцу туристического сезона, приводят слова министра туризма страны Савваса Пердиоса напортале АТОР.
Руководитель группы Deloitte Digital Максим Шапировский полагает, что пропуск туристов встрану пофакту сдачи анализа накоронавирус могбы ускорить процесс сообщения сЕвропой: «По результатам (отрицательным) втечение 72часов можно прибывать впункт назначения.Но, например, наКипре это время отсчитывают смомента сдачи анализа. Ав России срок получения результата колеблется вдиапазоне 48–96 часов».
Доступность других туристических направлений Европы вомногом будет зависеть отрешения наобщеевропейском уровне, считают вМИДРФ. В частности, власти Италии, как говорится всообщении ведомства, продолжают курс напоэтапное снятие эпидемиологических ограничений. Однако из-за сохранения закрытым внешнего периметра Евросоюза национальные границы Италии для граждан третьих стран пока закрыты.
Туристическое сообщения сКубой, Доминиканской Республикой, Мексикой, Перу, Бразилией, Аргентиной, Ямайкой, старт которого пока даже неанонсируется, будет возобновляться сбольшой осторожностью. Мальдивская Республика, Непал иШри-Ланка, несмотря наснятие некоторых внутренних санитарно-эпидемиологических ограничений, также несообщают даты открытия внешних границ. ВАссоциации индийских туроператоров восстановление въездного туризма связывают ссозданием вакцины откоронавируса.
Юрий Барзыкин полагает, что дальнее зарубежье начнет открывать границы нераньше августа, ато исентября, нои это позволит смягчить удар, который игрокам рынка нанесла пандемия.
Отрасли важно понимать, что этот момент все-таки настанет ибудет платежеспособный спрос, говорит директор объединения туроператоров всфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко. Нодля самих туристов немаловажное значение имеет эпидемиологическая обстановка встране назначения, условия пребывания ивозможность получения медицинской помощи вслучае непредвиденных обстоятельств или болезни, напоминаетон. ВРоссии, согласно распоряжению правительства РФот 6июня 2020 года, границы пока открыты только для однократного выезда граждан заграницу научебу, работу, лечение или для ухода заблизкими родственниками.
Цикл восстановления индустрии гостеприимства увсех стран начнется свнутреннего туризма итолько затем станет охватывать соседние государства, считает Майя Ломидзе: «В России уже идет активное бронирование, ине только самых популярных направлений».
45% представителей отрасли ждут восстановления туристического спроса навнутренних направлениях виюле—сентябре, поданным опросов UNWTO. 34% ожидают возвращения кполноценным международным туристическим направлениям осенью и39% — кначалу 2021 года.
Чемоданное настроение
70% общих туристических расходов россиян приходится навнутренний туризм, согласноданнымWTTC. При этом Россия— шестая вмире поколичеству выездных туристических поездок (42,0 млнединиц) иседьмая пообъемам расходов намеждународный туризм ($34,3 млрд), поданным исследования фонда «Центр стратегических разработок».
По данным Global Destination Cities Index 2019 компании Mastercard, страна входит вдесятку государств ссамыми путешествующими гражданами (девятое место). Больше нас помиру ездят только жители Америки, Китая, Германии, Великобритании, Франции, Южной Кореи иЯпонии. Общее количество международных путешественников вмире в2019 году достигло1,5 млрд человек, поданным UNWTO.
Удержать эту армию туристов дома уже неудастся. Даже вразгар пандемии некоторые потребители были готовы лететь отдыхать, отмечает Оливье Монсо. 60% клиентов, поего словам, предпочли перебронировать свои отпуска как налетний, так ина зимний сезон: «50% изтех, кто перебронировал отпуск, запланировали зимний отдых нанаших горнолыжных альпийских курортах». Этому способствовали втом числе удобные условия переноса туров ссохранением цены, полагает Оливье Монсо. С общим текущим количеством продаж зимнего отдыха, которые уже составляют 43% отожидаемого ежегодного объема, горнолыжный сезон обещает быть очень насыщенным, отмечают вClub Med.
36% россиян планируют туристические поездки поРоссии уже вближайшие шесть месяцев,а 20% готовы выезжать зарубеж, поданным опроса, проведенного всередине мая среди жителей городов-миллионников ввозрасте 18–65 лет международной Ipsos.
Трансформация
И наконец, отдых уже небудет прежним, говорят эксперты. Вводимые вотрасли нововведения вчасти обеспечения безопасности исанитарных норм, втом числе частая тщательная уборка, мониторинг физического состояния персонала, соблюдение дистанции вресторанах, будут способствовать повышению уровня икачества сервиса, считают вClubMed. «Сервис станет более персонализированным», — говорит Оливье Монсо. Исторически специализирующиеся насистеме премиального отдыха «все включено» курорты французского туроператора, например, меняют подачу блюд «шведский стол» наиндивидуальную. Отдых обещает стать более размеренным икамерным, говорят вкомпании: «Время работы ресторанов увеличили минимум дотрех часов накаждый прием пищи, в первое время после открытия максимальная загрузка курортов непревысит 65%».
Кроме того, план выхода туриндустрии изкризиса подразумевает адекватное ценообразование, отмечает Оливье Монсо: «В период карантина клиенты нестали зарабатывать больше иврядли будут готовы красходам наотдых выше обычного. Асезонность запросов несколько сместилась, иэто позволяет выстроить более лояльную ценовую политику».
По данным исследования фонда «Центр стратегических разработок», туристические компании внедряют цифровые решения для улучшения клиентского опыта ив целях оптимизации внутренних процессов идиверсифицируют бизнес. Одна изприоритетных стратегий вотрасли среди стабильно развивающихся компаний — разработка новых туристических направлений зарубежом ив России, отмечают авторы исследования.
В частности, вответ нарастущий спрос потребителей туроператорыстанут активнее развивать экологические маршруты, считает Майя Ломидзе: «Туристы охотнее выбирают маршруты, где впринципе меньше людей иможно небеспокоиться засоблюдение социальной дистанции».
Экошик — мировой тренд втуриндустрии последних двухлет, отмечает Оливье Монсо. Ион будет только усиливаться. Курорты борются зазвание самого устойчивого и«зеленого» бизнеса врамках сертификации Green Globe. Солнечные батареи, вторичное использование переработанной воды, замена пластика альтернативными экологичными материалами — потаким принципам устойчивого развития уже работают курорты компании вДоминиканской Республике иИталии. В конце года туроператор планирует открытие еще одного экокурорта начастном острове наСейшелах.
Потенциал внутреннего рынка Юрий Барзыкин тоже видит вразвитии экотуризма. Стратегией развития туризма вРоссии, принятой правительством впрошлом году, предусмотрено вовлечение особо охраняемых природных территорий, прежде всего национальных парков, втуристическую деятельность. Ноэто требует инвестиций влогистику, инфраструктуру икадры для отрасли.
Авторы:
Марина Журавлева, Владимир Паньков.