О системе господдержки промышленных парков РБК+ рассказала замдиректора департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Министерства экономического развития РФ Олеся Тетерина.
— Поданным Ассоциации индустриальных парков России, насегодня мерами господдержки врамках программ субсидирования воспользовались 60промышленных парков изпочти 270 существующих. Это много или мало?
— Это неплохой результат. При том что речь вданном случае идет опрограммах субсидирования двух министерств: Минэкономразвития иМинпромторга. Они различны посвоей концепции. Наша программа реализуется врамках нацпроекта «Малое исреднее предпринимательство иподдержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Она предусматривает субсидирование до80% затрат управляющей компании насоздание инфраструктуры промышленного парка для размещения новых производствМСП. Максимальная сумма наодин проект— 500 млнруб. (по 250 млнруб. вгод). Конкретный размер зависит отмасштабов парка. При этом ондолжен соответствовать двум основным критериям: окупаемость бюджетных ассигнований спятого года отначала проекта, атакже срок выхода наразмещение резидентов— небольше полутора-двухлет.
— Довольно короткий срок.
— Скорость— очень важный параметр, учитывая, что унас довольно дорогостоящая программа. Это была принципиальная настройка врамках нацпроекта. Мыпоняли, что многие объекты впредыдущие годы создавались ввялотекущем режиме попять—семьлет. Заэто время рыночная конъюнктура менялась, апотенциальные резиденты, которые хотели изначально зайти впарк, находили другие объекты для размещения. Ипроекту надо было снова начинать весь путь практически снуля. Поэтому мырешили простимулировать рынок наускорение. При этом необязательно запускать вэксплуатацию весь парк единовременно— можно делать это небольшими очередями. Первый рабочий участок начнет приносить финансовую отдачу, которую можно направить надальнейшее развитие. Имея конкретный результат, управляющая компания (УК) может посниженным ставкам получать банковские кредиты, выходить надолговой рынок, привлекать инвесторов. Тоесть напоследующих этапах она вполне может справляться без федеральной поддержки.
— Естьли приоритеты поотношению кгосударственным индустриальным паркам или частным?
—Нет. Когда программа разрабатывалась вконце 2018 года, мыучли весь предыдущий опыт работы министерства синдустриальными парками ипоняли, что чисто государственных или чисто частных проектов очень мало. Тоесть чаще всего это какой-то симбиоз: частный инвестор имуниципальная земля; участок всобственности бизнеса, аУК— сдолей региона. Формы очень разные, иразделять ихна гособъекты ичастные, распределяя между ними какую-то квоту, несовсем правильно.
При этом, как показала практика, парки, где превалирует бизнес-составляющая, являются более эффективными. Бизнес заинтересован вбыстрой возвратности инвестиций, онболее гибок ввопросах маркетинга, впроцессах управления объектом— вних меньше бюрократических моментов. Кпримеру, когда парк чисто государственный, топо закону привлечение резидентов онможет осуществлять только через конкурсные процедуры, что значительно «утяжеляет» весь проект, арезиденты врезультате уходят надругие площадки.
— Какая вторая программа субсидирования?
— Минпромторг РФвозмещает затраты насоздание объектов инфраструктуры индустриального парка регионам. Тут принципиально иной подход. Если мычаще всего даем авансовую субсидию, тосубсидия Минпромторга выдается всчет налогов, которые резиденты парка платят вфедеральный бюджет (НДС, налог наприбыль, транспортные акцизы). Тоесть объект уже должен стоять готовый, атам— работающие производства, действующие налоговые агенты. Иеще один момент: парки, где резиденты— субъектыМСП, немогут претендовать наэту меру, так как для малого исреднего бизнеса действуют спецрежимы поналогам.
Среди регионов, которые могут себе позволить получение субсидий натаких условиях, как правило, экономически развитые субъектыРФ: Московская, Калужская, Белгородская области, Республика Татарстан идр. Уних благоприятный инвестклимат, они могут привлечь частных инвесторов или потратить свои средства настроительство ипотом возместить.
Ноесть регионы, где никогда непоявится производственная инфраструктура, если нестимулировать процесс засчет государственной помощи. Например, Тува, Бурятия, некоторые республики Северного Кавказа, регионы Дальнего Востока, Арктическая зона. Втаких случаях больше подходит программа Минэкономразвития. Унас для таких регионов есть специальные дополнительные критерии, которые дают имопределенные привилегии.
— Почему программа Минэкономразвития работает врамках нацпроекта поМСП?
— Очевидно, что малым предприятиям труднее всего самостоятельно начинать производственный бизнес. Надо самому подвести необходимую инженерную инфраструктуру, договориться обобеспечении определенных мощностей сресурсоснабжающими организациями, решить бюрократические вопросы сместными администрациями, получить исходно-разрешительную документацию настроительство иввод вэксплуатацию линий ит.д. Из-за соответствующих сложностей небольшие предприятия— отмикробизнеса ииндивидуальных предпринимателей досредних компаний— неочень охотно идут всферу производства. Доля производителей вобщей структуре субъектов МСП вРоссии непревышает 3–4%, если считать поОКВЭД. Это мало, при том что производственный бизнес дает экономике значительно больше отдачи, чем торговля или услуги.
Это направление надо развивать. Можно оказывать адресную финансовую поддержку конкретной компании, помогая создавать производство, ноэто очень дорого ималопродуктивно. Гораздо эффективнее, если финансировать организованные промплощадки, где есть коллективный доступ кинфраструктуре ивсе сложные вопросы можно отдать нарешение профессиональным экспертам изуправляющей компании. Мыоценили, что для малых компаний затраты наорганизацию собственного производства виндустриальном парке на30–40% ниже относительно того, сколько они платилибы вслучае, еслибы решали все вопросы самостоятельно.
— Как выохарактеризуете уровень господдержки индустриальных парков? Икак вцелом оцениваете зрелость сегмента?
— Полномочия поработе синдустриальными парками, технопарками были даны нашему министерству в2007 году. За14 лет работы данное направление стало для нас одной изприоритетных задач врамках развития сектораМСП.
Сегмент индустриальных парков итехнопарков сучетом накопленного опыта уже вполне сформирован. Посовокупным оценкам двух профильных организаций— Ассоциации индустриальных парков России иАссоциации кластеров итехнопарков России,— встране сегодня насчитывается более 400 объектов организованных промышленных территорий разных форматов. Это немало для оценки ихзначимости как полноценного блока вструктуре экономики.
Нопри этом недостатков еще много. Один изнаиболее распространенных— неполноценное исполнение управляющими компаниями своих функций. Они обязаны помогать срешением всех вопросов, втом числе свыстраиванием производственных цепочек, поиском крупных партнеров иновых рынков сбыта, логистикой, экспортом. Нона деле получается, что менеджмент парков вцелом ряде случаев считает, что ихдело— лишь разместить арендаторов исобирать сних плату. Особенно всвое время этим грешили УКбизнес-инкубаторов. Витоге мызакрыли программу поддержки такого формата.
— Накакую государственную помощь помимо субсидирования могут рассчитывать индустриальные паркии, вчастности, ихрезиденты?
— Дополнительная поддержка оказывается площадкам науровне регионов, какУК, так ирезидентам. Здесь каждый субъект РФможет сам определять размеры иглубину соответствующей помощи вконтексте тех социально-экономических задач, которые нужно решить. ВСмоленской области, кпримеру, установили для резидентов нулевую ставку поналогу наприбыль врегиональной части. Отдельные регионы, например Татарстан, создают программы посубсидированию покупки оборудования для производства натерритории индустриального парка.
Резидентам парков, если они подпадают под критерииМСП, доступны все программы поддержки малого бизнеса врамках нацпроекта иантикризисных планов— откредита под8,5% дольготных субсидий, спецпрограмм полизингу, гарантийной поддержки, обучения, инжиниринговых услуг итак далее. Обэтом можно подробно узнать вцентрах «Мой бизнес» вовсех регионах.
Минэкономразвития, сосвоей стороны, дает рекомендации, транслирует лучшие практики. Мынадеемся, что наша современная инфраструктура станет еще более доступной ипонятной для предпринимателей, вызовет реальный практический интерес. Для старта бизнеса вусловиях последних экономических измененийэто, безусловно, привлекательный инадежный способ наладить производство без крупных финансовых вложений ирисков.