30, Декабрь 2015

Что будет с российской финансовой системой

Отечественные банки демонстрируют признаки восстановления, но лицензий в наступающем году лишится еще 10% кредитных организаций. Какие проблемы предстоит преодолеть российским банкирам и почему они справятся?

В серии публикаций «Сценарии-2016» лидеры мнений дают прогнозы, что произойдет с Россией в следующем году и далее. Как будут решаться наши главные проблемы, какое развитие получат конфликты и как страна ответит на многочисленные вызовы, которыми был так богат уходящий год.

Признаки восстановления

Основной причиной проблем банков в 2015 году стала реализация процентного риска. Чистый процентный доход банков за девять месяцев 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года сократился на 500 млрд руб., а с учетом роста активов эффект снижения маржи можно оценить в 850 млрд руб. за девять месяцев. Основное снижение маржи пришлось на первый квартал 2015 года, с тех пор она заметно восстановилась. Если в 2016 году рентабельность банков сохранится на уровне осени 2015 года, объем годовой прибыли увеличится до 750 млрд руб. (до налогов). Однако с учетом дальнейшего восстановления маржи в 2016 году (по мере снижения ключевой ставки и роста активов) доналоговая прибыль банков в 2016 году может составить уже около 1 трлн руб.

Большой фактор неопределенности, конечно, составляют отчисления в резервы по кредитам, однако похоже, что в этой части пик проблем пришелся на 2015 год. Несмотря на сохраняющуюся напряженную ситуацию у многих заемщиков, основные проблемные кредиты были выявлены еще даже в 2014 году, хотя некоторые, например компания «Трансаэро», вышли на просрочку и потребовали создания резервов только в конце 2015 года. За 2014–2015 годы банки дополнительно создали резервов на 5,9% от средней стоимости кредитного портфеля. Есть признаки стабилизации доли просроченных кредитов физическим лицам, с августа снижается доля просрочки по кредитам юрлицам в рублях, а рост в валюте оказался небольшим и в последнее время в большой степени связан с ситуацией вокруг «Трансаэро».

Конечно, возможны и новые проблемы. Например, снижение цен на металлы снова ухудшает положение металлургов, по мере исчерпания эффекта субсидируемой ипотеки обостряется ситуация в строительной отрасли, нет улучшений в секторе недвижимости, продолжающееся падение потребительских расходов ухудшает качество кредитов в розничной торговле. Снижение цен на нефть и девальвация рубля могут дополнительно осложнить положение заемщиков.

Тем не менее эти вызовы все же будут банкам вполне по силам. Возможно и восстановление ранее созданных резервов по мере взыскания и реализации залогов и проведения реструктуризаций. Кредитование предприятий постепенно растет, а в 2016 году закончится и период снижения розничного кредитного портфеля.

Отзыв продолжится

Рост прибыли не должен успокаивать: банкам требуются деньги для восстановления достаточности капитала на комфортном уровне, в том числе с учетом отмены временных льгот со стороны ЦБ.

Улучшение также не означает снижения темпов отзыва лицензий. В 2016 году вероятен уход с банковского рынка еще примерно 10% банков. Часть этих банков уже находится под пристальным вниманием ЦБ (79 банкам запрещено привлекать вклады граждан), а проблемы части из них еще только предстоит выявить.

Кстати, более быстрому выявлению проблем способствует практика заведения уголовных дел на бывших руководителей банка, поэтому число желающих участвовать в фальсификациях отчетности заметно падает. Косвенным свидетельством тому является запрошенный АСВ от ЦБ новый лимит кредита на 2016 год в размере 140 млрд руб. С учетом доходов АСВ это предполагает ожидаемые выплаты вкладчикам в размере около 230 млрд руб., то есть больше, чем в 2014-м, но меньше, чем в 2015 году.

Можно ожидать, что в 2016 году ЦБ все же постарается применить новые методы санации банков. Например, одну потенциально интересную схему ЦБ пытался применить в 2015 году на примере НОТА-банка. Предполагалось, что расчеты с вкладчиками проведет АСВ. А в части корпоративных кредиторов рассматривалась возможность процедуры bail-in, когда часть издержек на санацию банка несут его кредиторы в отличие от bail-out, когда кредиторов спасают за счет государства, как было в предыдущих случаях санации.

Предполагается, что крупным кредиторам могла бы быть предложена схема списания части долга банка перед ними, а взамен они бы получили акции банка или предоставили ему бессрочный заем (также включается в капитал). Однако в результате работы временной администрации было установлено низкое качество активов НОТА-банка. Из пресс-релиза ЦБ следует, что «для восстановления банка требовалась добровольная конвертация всех обязательств банка перед юридическими лицами в размере 95% превышения суммы 1,4 млн руб. в бессрочный заем». Так как это эквивалентно фактической возвратности средств при банкротстве банка, было принято решение об отзыве лицензии. Тем не менее потенциально эта схема может быть использована на других банках.

А вот щедрых санаций за счет дешевых кредитов ЦБ будет явно меньше. Важной причиной такой перемены политики является не только принятое решение о выделении кредита АСВ, но и понимание, что санация с помощью выделения значительных средств банкам и их санаторам противоречит и целям денежно-кредитной политики по снижению инфляции. К настоящему моменту на санации было выделено около 1 трлн руб. преимущественно по ставке 0,51%. Эта сумма вполне сопоставима с объемом кредитов ЦБ банкам, выданных через все инструменты рефинансирования, — 3,3 трлн руб. на середину декабря, то есть санации как источник эмиссии вполне сопоставимы по масштабам с основным инструментом денежного предложения, используемым ЦБ. В текущих условиях ЦБ вынужден поддерживать высокую процентную ставку (11%), чтобы сдерживать рост цен. Но при этом странно было бы продолжать раздавать кредиты банкам на санации по ставке 0,51% в сопоставимых объемах. Конечно, кредиты АСВ также представляют собой денежную эмиссию, но объемы компенсации вкладчикам обычно ниже, чем расходы на спасение банка.

Рискованные вкладчики

Другой повод для беспокойства — это рост рисков у крупных банков. Например, Пробизнесбанк сам выступал санатором для других банков. По счастью, он не получал кредитов ЦБ на санацию, в результате отзыва лицензии ЦБ не понес потерь, но дальнейшее предоставление необеспеченных кредитов становится рискованным для ЦБ, особенно учитывая, что стоимость спасения банков часто в процессе санации еще увеличивается.

Подобная ситуация способствует перетоку клиентов, особенно юридических лиц, в крупнейшие банки, а активная политика ЦБ по ограничению рискованной процентной политики снижает возможность проблемных банков по привлечению вкладчиков, да и сами вкладчики стали осторожнее.

Главная интрига начала 2016 года — это поведение вкладчиков. С февраля 2015 года вклады граждан в банках быстро росли, прирост вкладов с февраля по ноябрь можно оценить в 2,5 трлн руб. (без учета переоценки), причем три четверти прироста пришлось на вклады в рублях.

Однако эти вклады в значительной мере притекали на счета, открытые в период высоких процентных ставок в конце 2014-го — начале 2015 года. По мере завершения сроков этих вкладов вкладчики обнаружат, что уровень депозитных ставок резко снизился как в рублях, так и в валюте. Соответственно, какая-то часть вкладчиков может решить, что новая доходность их не устраивает, и предпочтет потратить сбережения, например, на недвижимость, автомобили или же будет искать иные способы вложений. Наиболее серьезен этот риск для небольших банков, процентная политика которых была наиболее агрессивной. Но и для крупнейших банков эта ситуация представляет заметный вызов.

Несмотря на завершение острой фазы кризиса, в 2016 году банкам предстоит столкнуться с большим числом вызовов, с которыми не все справятся. «Зачистка» не будет бесконечной, в результате в банковской системе останутся более надежные банки, что в конечном итоге будет способствовать росту доверия к ним клиентов и качественному росту всего сектора. И в стране все еще будет более 600 банков.

Источник