Объемы платных медуслуг в РФ снижаются из-за падения покупательной способности. Шанс усилить позиции на рынке получили ведомственные клиники: в поиске доступных и качественных услуг пациенты могут предпочесть их частным.
Переменная конкуренция
Впоследние несколько лет спрос наплатные медицинские услуги снижается из-за падения платежеспособного спроса. Пандемия еще больше усилила тенденцию. Согласно исследованию рынка коммерческой медицины вРоссии за2018–2019 годы, проведенномуEY, эксперты прогнозируют отток потенциальных пациентов изсегмента платных услуг впользу бесплатной медицины игосударственных лечебных учреждений.
Помнению авторов, пациенты будут экономить или оптимизировать затраты намедицинское обслуживание, также снизится спрос накомплексные программы иуслуги. Впользу этого высказались более 40% участников исследования. Поих оценкам, потенциальные клиенты могут переключить свое внимание всторону клиник сбесплатными услугами или государственных клиник.
Вданном случае речь идет опотребителях сосредним иниже среднего уровнями дохода. При этом 36% респондентов, указавших наэту тенденцию, уверены, что пациенты будут обращаться вгосударственные учреждения преимущественно задорогостоящей стационарной медицинской помощью илиже будут стараться получить такую помощь вчастных клиниках врамках территориальной программыОМС.
Исторически государственная медицина преобладала над частной из-за большого коечного фонда, репутации врачей иумеренныхцен. Коммерческие медицинские центры изначально делали ставку насостоятельных клиентов, качество иперсонифицированный подход, именитых врачей, специализации поотдельным направлениям высокотехнологичного лечения (кардиология, кардиохирургия, гинекология, урология, травматология иортопедия, нейрохирургия, репродуктивная медицина, онкология ит.д.). Однако, помнению авторов исследования, сегодня, учитывая стремление населения сэкономить, все большее число обращений, втом числе заполучением дорогостоящих медицинских услуг, смещается вгосударственный сектор.
Другой фактор, сыгравший свою роль впривлечении внимания пациентов кгосударственным лечебным учреждениям, заключается втом, что впоследние годы госклиники значительно повысили свою конкурентоспособность нарынке. Это стало возможным, вчастности, засчет реализации госпрограмм поперевооружению таких учреждений иповышения уровня зарплат лечебного персонала. Сегодня госклиники зачастую неуступают пооснащению частным, втоже время повышение зарплат позволило первым уменьшить отток квалифицированных кадров.
Отом, что конкуренция состороны государственных имуниципальных медучреждений существенно усилилась, заявили 42% участников рынка, отмечается висследовании. При этом еще два года назад только 15% клиник называли такие медучреждения своими конкурентами.
Как следствие, 15% опрошенных авторами исследования клиник считают, что внастоящее время нет предпосылок для увеличения спроса начастную медицину хорошего качества итекущая ситуация наиболее выгодна небольшим клиникам вмассовом сегменте игосударственным лечебно-профилактическим учреждениям.
Впрочем, нестоит делать вывод отом, что потенциальный клиент готов будет довольствоваться фельдшерско-акушерскими пунктами. Как утверждают авторы исследования, 58% медицинских организаций вкачестве основной тенденции впотребительском спросе указали повышение спроса насервис итехнологическую оснащенность клиник. Клиент намерен тратить намедобслуживание меньшие средства, нополучать при этом нетолько качественную услугу, нои высокий уровень обслуживания навсех этапах обращения вклинику.
Кроме того, практически обязательным критерием для выбора той или иной клиники сегодня считаются цифровые элементы сервиса: быстрый доступ кинформации оклинике испециалистах, ксвоей медицинской истории, результатам обследований, возможность онлайн-записи наприем, наличие каналов для обратной связи вкачестве личного кабинета, мобильного приложения ит.д.
Примеры усиления конкурентной борьбы приводит идиректор группы пообслуживанию предприятий отрасли медико-биологических наук компании «Делойт, СНГ» Дамир Хусаинов.Поего словам, как существующие, так иновые игроки нарынке платных медицинских услуг стремятся повысить свою конкурентоспособность, открывая новые поликлиники или пункты первичного приема. «Наиболее востребованным форматом оказания услуг являются клинико-диагностические центры— здания площадью 2–5тыс.кв.м, где водном месте пациенту могут быть предоставлены различные услуги подиагностике, лечению иреабилитации,— комментируетон.— Вздании располагаются нетолько кабинеты различных специалистов, нои лаборатория, диагностическая аппаратура (МРТ,КТ, рентген, УЗИ ит.п.), кабинеты физиотерапии илечебной гимнастики ит.д.».
Другим востребованным направлением выступает цифровизация услуг, подтверждает эксперт «Делойт, СНГ». Крупные частные клиники предлагают клиентам приложения для смартфонов, которые облегчают запись кспециалисту, дают доступ крезультатам анализов, рекомендациям врачей, имеют функционал для дистанционных консультаций слечащим доктором.
Ведомственные козыри
Помимо частных коммерческих клиник игосударственных медицинских учреждений нарынке платных услуг отдельную категорию составляют медицинские учреждения, которые сегодня еще можно отнести кведомственным клиникам. Впоследнее время они настолько укрепили свои позиции нарынке, что некоторые изних можно отнести ксерьезным игрокам, считают эксперты.
«Успех ведомственных клиник нарынке платной медицины зависит отих размера. Крупные сетевые ведомственные клиники, например «РЖД-Медицина», достаточно успешно работают наэтом рынке иявляются его весомыми игроками,— полагает директор практики поработе скомпаниями сферы здравоохранения ифармацевтики КПМГ вРоссии иСНГ Дамир Сухов.— Способность таких клиник покрыть все потребности рынка вквалифицированных платных услугах зависит отспециализации конкретного медучреждения, нов целом проблем сэтим нет».
Для своих и не только
Отраслевые клиники, военные госпитали, стационары крупных предприятий, «кремлевские» больницы еще с советских времен могли похвастать разветвленной инфраструктурой, современным дорогим оборудованием и высокими, часто даже уникальными компетенциями медицинского персонала. Ряд этих специальных клиник подчинялся союзному Минздраву, но большая часть оставалась достаточно обособленными подразделениями на балансе головных структур и ведомств.
Например, сложная и эффективная сеть была в свое время создана на железной дороге. Она многие годы была примечательна обширной географией своих фельдшерских пунктов, узловых и дорожных больниц. Самых сложных пациентов лечили в центральной больнице в Москве.
Система ведомственной медицины стала рушиться в период распада СССР. Чуть позже, в 1997 году, премьер-министр Виктор Черномырдин подписал постановление «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ». Согласно документу, ведомственные клиники следовало включить в систему ОМС, а часть из них просто передать в собственность субъектов РФ или муниципальных образований.
В результате реформирования системы ведомственной медицины ряд клиник, например принадлежащих силовым структурам, закрыты для простого гражданина и по сей день. Немалое число клиник было приватизировано, что негативно отразилось на их деятельности, компетенциях и способности выжить в рыночных реалиях.
Некоторые же клиники за счет разумных управленческих решений не только остались на плаву, но и продолжали наращивать компетенции, что затем помогло им довольно успешно интегрироваться в рынок платных услуг.
Ведомственные клиники, оставаясь частью того или иного ведомства, имели возможности изучить ошибки своих коллег. Пословам начальника Центральной дирекции здравоохранения ОАО«РЖД» Елены Жидковой, решение «Российских железных дорог» непередавать давно отстроенную систему здравоохранения вчастные руки, аоставить всоставе ведомства было продиктовано стремлением сохранить накопленные опыт икомпетенции. «Мы ссожалением отмечаем, что объекты, переданные вмуниципальную собственность, зачастую поистечении трех лет перестают использоваться вкачестве составной части социальной инфраструктуры региона.Это, безусловно, приводит кросту социальной напряженности как среди населения, так исреди железнодорожников, втом числе ветеранов отрасли,— говорит Елена Жидкова.— Поэтому решили, чтомы, как социально ориентированная компания, должны думать олюдях. Ине только освоих сотрудниках, нои одругих гражданах, которые получают унас медицинские услуги».
Количество потенциальных клиентов «РЖД-Медицины» продолжает расти. Играет роль географический охват: насегодня сеть насчитывает более 200 клиник в75 субъектах России, где медицинскую помощь получают свыше2,5 млн граждан.
«Полагаю, что уведомственных клиник неплохие региональные перспективы,— говорит Дамир Хусаинов.— Данные клиники могут обеспечивать потребности отдельного района, особенно это касается небольших городов. Комбинация предоставления медицинских услуг поОМС иплатных медицинских услуг является хорошим решением, если предоставление последних идет нев ущерб услугам поОМС».
Еще одним фактором, который может расцениваться нарынке платной медицины как конкурентное преимущество, выступает экспертиза вотраслевой медицине. Эта уникальная компетенция оказалась полезной нарынке исейчас. «Производственная медицина— это наша сильная сторона,— говорит Елена Жидкова.— Мысегодня единственная компания, которая оставила усебя, например, службу цеховых терапевтов».
Накопленный опыт позволяет сети клиник «РЖД-Медицина» предоставлять подобные услуги другим компаниям, вчисле которых «Газпром нефть», «Русал», «Транснефть», «Сбер» идр. Пооценкам внутренних экспертов сети, потенциал рынка производственной медицины для компании далеко неисчерпан иоценивается примерно в11 млн человек. Изних навредных иопасных производствах сегодня работают6,7 млн человек, натранспорте—3,2 млн человек. Если учесть, что уработников вредных производств есть семьи, число потенциальных клиентов можно как минимум удвоить.
Дамир Сухов считает, что основное конкурентное преимущество ведомственных клиник заключается втом, что задлительное время работы нарынке уних сформировалась большая база прикрепленных пациентов, атакже потенциальных клиентов влице членов ихсемей. Квалификация врачей иматериальное обеспечение вомногих клиниках тоже надостойном уровне, добавляет эксперт. «Ведомственные клиники, как правило, действительно хорошо оснащены, имеют дорогостоящее медицинское оборудование иуспешно конкурируют счастными клиниками формата клинико-диагностического центра»,— объясняет Дамир Хусаинов. Вних обычно шире врачебная практика, могут быть открыты исследовательская кафедра, ординатура, поэтому они имеют возможность приглашать иудерживать лучшие медицинские кадры, эффективно лечить сложные случаи, тем самым привлекая лояльный поток пациентов, резюмирует эксперт.
Автор:
Константин Анохин.