Быстрая реакция, способность к адаптации, умение выстраивать социальные контакты и наличие цифровых навыков — сегодня главные требования к современным лидерам независимо от страны их происхождения.
Пандемия стала кризисом, непохожим нина один другой. Онзатронул абсолютное большинство компаний, даже если теот сложившейся ситуации выиграли. Влюбом случае введение чрезвычайных мер иперевод многих бизнес-процессов наудаленный режим потребовали существенных изменений вподходах куправлению. Вбольшинстве компаний произошли значительные изменения вуправлении персоналом, маркетинге, планировании ионлайн-продажах, отмечают авторы совместного исследования «РБК Исследования рынков» иSAP.
Возросла вовлеченность воперационные истратегические вопросы бизнеса советов директоров (37 и23% соответственно) иакционеров (17 и27%), комментирует основатель ичлен совета Клуба независимых директоров «Сколково» Татьяна Олифирова результаты совместного сEYисследования «Влияние пандемии COVID-19 надеятельность совета директоров». Собственники компаний будут внимательнее анализировать риски бизнеса (83%) иработу компаний, говорится висследовании.
Пандемия изменила контекст деятельности компаний: 72% представителей бизнеса ожидают долгосрочного изменения практики использованияИТ, 61%— принципов использования офисного пространства.
Глобальные технологические лидеры продлили режим удаленной работы загоризонт ожидаемого окончания пандемии. Это приведет кмассовой реструктуризации бизнес-процессов вкорпоративном секторе свытеснением существенного объема деятельности изофлайна вонлайн вближайшие два-три года, полагает заместитель директора Аналитического центра при правительстве РФ Роман Костенко (лауреат «Choiseul 100 Россия» 2019 года).
При этом коронакризис обнажил управленческие вызовы корпоративного бизнеса, заставив работодателей иработников заново взглянуть насистему взаимоотношений, говорит председатель правления Росэксимбанка Азер Талыбов: «Результат— глобальная цифровизация ивведение новых стандартов. Посути, произошла комплексная цифровая трансформация». Компании, которые смогли принять этот вызов иответить нанего, показали свою эффективностьи, скорее всего, будут практиковать такую форму взаимодействия вбудущем, теже, кто несмог адаптироваться, навсегда потеряют свои позиции, уверенон.
Пандемия заставила всех осваивать новые технологии. Теизменения всфере цифровизации, накоторые ушлибы годы, произошли всего запару месяцев. Иэтот внешний импульс будет иметь пролонгированное действие ина бизнес, ина людей, ина взаимодействие «бизнес— человек» и«бизнес— бизнес», констатирует вице-президент идиректор Центра перспективных направлений бизнеса «Сбера» Андрей Карташян.
Новая коммуникация
Как показала практика, дистанционные средства связи могут компенсировать отсутствие даже очной международной коммуникации, говорит генеральный директор компании «Промышленные силовые машины», участник «Choiseul 100 Россия» Андрей Медведев. Поего словам, режим онлайн-конференции позволял компании вовремя тотального локдауна вести международные переговоры идаже проходить виртуальный тур поцехам иностранных партнеров.
На удаленке мыработали даже эффективнее, рассуждает исполнительный директор АО«Первая горнорудная компания» Игорь Семенов (участник «Choiseul 100 Россия»). Поего мнению, это результат способности договариваться ссотрудниками, предложить имценность, которая станет мотиватором: «Получение прибыли невозможно без работников, которые испытывают счастье оттого, что делают. Наша задача— сделатьтак, чтобы людям нравилось работать, нравились решения, принимаемые вкомпании, цели, которые мыставим».
Цифровизация спроса диктует новые стандарты итребования ктехнологичности компаний, добавляет Азер Талыбов: «Текущий кризис— время возможностей для технологичных структур занять новые нишитам, где находившиеся досей поры неэффективные компании несправились сновыми обстоятельствами. Это касается ипоставки товаров, исферы услуг».
Социальная сопричастность
По данным Deloitte, для 79% компаний энергетической идобывающей отраслей, например, формирование чувства сопричастности крайне важно для успеха вближайшие полтора года.
Даже науровне руководителя среднего звена заметно, насколько важен социальный контракт, насколько щепетильно должны выстраиваться переговоры для его достижения, отмечает заместитель начальника Красноярского агентства фирменного транспортного обслуживания (ОАО«РЖД») Евгения Романихина. Впериод пандемии, поее словам, выросла потребность воткрытом диалоге слюдьми— будь токлиенты или сотрудники, вдостижении договоренностей ипланирования без четкого понимания ближайшего будущего.
Современные вызовы очень противоречивы, продолжает Евгения Романихина: «Ситуация требует отлидера, содной стороны, эмпатии, сдругой— умения поддержать дисциплину». Поэтому лидеры подвергаются серьезной проверке напрочность.
Изменения изабота— два главных слова, которые пандемия перевела вразряд первоочередных для лидеров любого уровня, говорит Андрей Карташян: «Мгновенная реакция наколебания вситуации, потребностях инастроениях клиентов, накоторых сегодня самое большое влияние оказывает коронакризис,— этото, что помогает бизнесу быть наплаву». Забота оздоровье сотрудников— это изабота оклиентах, ведь получение услуг вбезопасном режиме позволяет нерастерятьих, агде-то иприумножить.
При этом мировая практика показывает: современный лидер— впервую очередь живой человек. Топ-менеджеры столкнулись стемиже проблемами, что иих подчиненные, отмечают вмеждународной KPMG: более трети (39%) руководителей компаний вмире пострадали отCOVID-19 лично или заболел кто-то изчленов ихсемей. Витоге 55% гендиректоров изменили меры реагирования напандемию, 65% осознали, что общественность ждет отбизнеса помощи врешении социальных проблем, 76% готовы стать лидерами перемен всоциальных вопросах.
Скорость реакции
Пандемия исвязанные сней события вмировых экономиках, безусловно, нанесли многим лидерам ощутимый удар, отмечает Игорь Семенов: «Все сразной скоростью адаптировались кновой реальности. Мыпостарались сделать это быстро: например, уже вмарте этого года запустили первое вРоссии иСНГ производство спецтехники налитий-ионных батареях для горнодобывающей промышленности».
Степень неопределенности обстоятельств внешней среды, накоторые лидер, руководитель неможет повлиять, пословам Андрея Медведева, выросла вразы: «Это действительно требует отбизнеса, отего руководителя определенной скорости реакции». Готовность кизменениям становится важным лидерским качеством.
Воспитание лидеров
Человек может даже непонимать, что онлидер, говорит Игорь Семенов. Чтобы это осознать, порой нужны обратная связь, признание, поддержка, мотивация ипомощь враскрытии потенциала. Пословам участника «Choiseul 100 Россия», для него таким толчком стал проект французского института Choiseul. Онне просто попал врейтинг молодых лидеров России поверсии Choiseul 100 2019 года, нои менее чем через год запустил вРоссии вместе сфранцузской компанией совместное машиностроительное производство горнодобывающей техники. «Благодаря этому проекту вРоссии мысоздали рабочие места, загрузили производственные мощности, разместили заказ нароссийскую сталь икомплектующие, атакже удешевили для российских горнодобывающих компаний передовые французские технологии»,— говорит Игорь Семенов.
Подобные проекты меняют восприятие себя, констатирует Евгения Романихина: «Мы понимаем, что наши устремления недолжны ограничиваться государственными границами, местом жительства, полом или возрастом». Поее словам, площадки, направленные наразвитие иподдержку лидерских качеств, такиекак, например, государственный проект «Лидеры России» или французский Choiseul100,— посвоей сути социальные лифты: «Я участвую вобоих этих проектах. Иэто уникальная возможность для девушки, чье детство прошло внебольшом шахтерском поселке».
В бизнесе важно общение, обмен опытом, итем более синостранными коллегами ипартнерами изразвитых стран— кпримеру, сФранцией, где автоматизация промышленности напорядок более развита, отмечает Андрей Медведев. Участие впрошлом году российской делегации «Choiseul 100 Россия» вПариже дало ему возможность увидеть изнутри, как устроен французский бизнес, найти потенциальных партнеров. Пословам лауреата, площадка Института Choiseul— это своего рода акселератор для лидеров иновых совместных франко-российских проектов.
Коронакризис действительно обнажил массу вопросов, которые современным молодым лидерам предстоит решать вовсех странах, илучше это делать сообща, резюмирует президент Франко-российской торгово-промышленной палаты ипартнер EYЭммануэль Киде: «Это втом числе климатическая повестка— вопросы «зеленого» восстановления экономик, декарбонизация промышленности, развитие возобновляемых источников энергии иводородной энергетики, повышение надежности систем здравоохранения ирынка труда вусловиях дистанционной занятости».
Общество сильно изменится. Ипоэтому сегодня, чтобы впроцессе трансформации люди нестали замкнутыми вграницах только своих стран, поддержание диалога важно ина уровне лидеров государств, ина уровне лидеров бизнеса, внашем случае между Францией иРоссией, добавляет Эммануэль Киде.
Автор:
Марина Журавлева.