Якутия в последние годы стала одним из главных центров кинопроизводства в России. В отрасль инвестирует местный бизнес, власти наращивают ее господдержку и устраивают питчинг заявок, фильмы охотно берут на фестивали.
Хотя кинофильмы (в основном про жизнь охотников истановление советской власти) снимались вЯкутии иво времена СССР, впоследние годы якутский кинорынок переживает особую эпоху. Его новейшую историю местные киноведы отсчитывают с2004 года, когда наэкраны вышла похожая наюжнокорейские триллеры драма известного вреспублике театрального режиссера Сергея Потапова «Любовь моя» остранных братьях, мечтающих ограбить банк иуехать изгорода. Годом позже вЯкутии вышло две картины, в2007 году уже пять, ав 2011 году— пятнадцать фильмов. Поданным порталаYkt.ru, запоследние 15лет вякутский прокат вышло более 115 картин— это почти впятеро больше, чем затоже время выпустила крупнейшая российская студия «Мосфильм». Поданным АНО «Якутская республиканская киносеть», одним излидеров прошлогоднего проката врегионе стала криминальная комедия «Агент Мамбо», заработавшая свыше 16млнруб. (при вложениях в3−4 млнруб.): еепосмотрели 63тыс. жителей, тогда как голливудский фильм «Король лев» —97,5тыс. зрителей.
Местное кино прославилось иза пределами республики. Драма ожителе глухой тайги иприлетающем кнему орле «Царь птица» была отмечена в2018 году нафестивале вМонреале ипобедила наМосковском международном кинофестивале (ММКФ) иAsian World Film Festival. Комедийная драма «Надо мною солнце несадится» омолодом видеоблогере иего соседе-старике получила в2019−2020 годах призы зрительских симпатий наММКФ ифестивале внемецком Котбусе, истала лучшим фильмом фестиваля Nuuk вГренландии. Пословам продюсера Сарданы Саввиной, в2017 году фестиваль вюжнокорейском Пусане показал сразу 12республиканских лент, сделав исключение врегламенте для Якутии: обычно такую спецпрограмму здесь составляют изкартин целых стран, ане отдельных регионов.
Отэнтузиазма кфестивалям
По словам Сарданы Саввиной, современное кинопроизводство начиналось вреспублике «на голом энтузиазме, кино делали наколенке». «Первый фильм в2006 году мыснимали содной лампой ималярной удочкой»,— вспоминает гендиректор государственной национальной кинокомпании «Сахафильм» Дмитрий Шадрин. Картины снимались «на простые камеры ипоказывались напростых проекторах», акиношники «сами делали приспособления для съемок», говорит игендиректор «Якутской республиканской киносети» Петр Чиряев. Первый толчок индустрии, пословам Саввиной, дали кинотеатры, решившие в2000-х годах прокатывать местные ленты «на свой страх ириск». «Зритель увидел постер наякутском языке ипошел вкино»,— говорит продюсер. «Начало якутского феномена было заложено втом, что фильм говорит народном языке»,— согласен глава Минкультуры идуховного развития Республики Саха (Якутия) Юрий Куприянов. «Незамысловатые, нос интересным сюжетом фильмы начали собирать кассу»,— добавляет Петр Чиряев.
Дальнейшее развитие отрасли Юрий Куприянов связывает спритоком вреспублику кадров, получивших образование воВГИКе идругих профильных вузах. «Появились специалисты, предложившие интересную структуру фильмов, которая выстроилась всхему фестивального кино»,— рассуждает министр. Пословам Сарданы Саввиной, современем стали расти запросы публики и«количество фильмов переросло вкачество». Переломным продюсер считает 2017год, когда якутские картины стали выходить намеждународные фестивали. Всъемках киношникам помогла ибаза «Сахафильма»: пословам Дмитрия Шадрина, спомощью еетехники исейчас выпускается до90% якутских картин, втом числе всех призеров фестивалей.
Петр Чиряев из«Якутской республиканской киносети» говорит, что посещаемость кино надушу населения вреспублике «гораздо выше других регионов». «Это несомненно связано спопулярностью местного кинематографа»,— рассуждает Чиряев, приводя данные об1,8 млн зрителей вкинотеатрах в2019 году. Растет икиносеть: если в2010 году вреспублике было четыре кинотеатра (на семь кинозалов), тов 2020 году работало уже 40площадок (на 50кинозалов) соборудованием вцифровом DCP-формате. «Расширение сети дает рост посещаемости втом числе якутского кино»,— подчеркивает Чиряев. ВМинкультуры идуховного развития Республики Саха (Якутия) приводят данные, что в2019 году местные картины посмотрели 350тыс. зрителей. Пословам Юрия Куприянова, республика, вкоторой живет менее 1млн жителей, попала влидеры нацпроекта «Культура» подоле российского кино впрокате засчет большого числа якутских лент.
Интерес кякутскому кино Сардана Саввина связывает сего «определенным почерком». «В нашей ментальности есть четкая взаимосвязь человека сприродой. Природа— фактически божество. Мифология илегенды отражаются вкино. Корейцы нафестивале вПусане сказали, что нашли внаших лентах параллели сментальностью Северной Азии»,— рассуждаетона. Петр Чиряев связывает феномен якутского кино с«талантом населения». «Издревле приспособится ксуровым условиям жизни мог только креативно мыслящий человек»,— уверенон. «С октября поапрель— зима. Небудешь двигаться— умрешь схолода. Сами про себя снимаем, сиронией показываем, сами смотрим»,— шутит Дмитрий Шадрин опричинах развития местного кинорынка.
Северные традиции инвестиций
В Минкультуры связывают взлет якутского проката ис частными вложениями вотрасль. «Это стало прибыльным бизнесом»,— рассуждает Юрий Куприянов, вспоминая ораспространенной практике, когда трое предпринимателей «скидывались по500тыс.руб. нафильм ивозвращали помиллиону». Сардана Саввина говорит, что бюджеты картин поначалу составляли 200−500тыс.руб., исредства наних стали, например, выделять магазины истроительные компании, получая взамен продакт-плейсмент вкинолентах.Так, главный герой детектива «Мой убийца» (фильм был номинирован в2016 году напремию «Золотой глобус») передвигался навнедорожнике УАЗ местного автодилера, заезжая наАЗС якутской сети.
Рекламодатели часто появляются прямо вовремя съемок, ирежиссерам приходится корректировать сценарий, вспоминала продюсер «Моего убийцы» Марианна Скрыбыкина. Впрочем, Дмитрий Шадрин из«Сахафильма» киноиндустрию полноценным бизнесом несчитает. «Честно говоря, мыпросто любим снимать, это искусство. Вот вчем секрет»,— говоритон.
Сардана Саввина признается, что после экономических кризисов 2008 и2014 годов мелкий бизнес спонсирует якутские картины снеохотой, абюджет фильмов тем временем растет. Пословам продюсера, сейчас недорогой считается снятая за3млнруб. картина, 5−10 млнруб.— «хороший бюджет», акартина с«амбициями выйти запределы республики» требует 15−25млн.руб. вложений. Носредства начали выделять власти икрупные предприниматели.Так, бизнесмен Арсен Томский в2019 году создал фонд поддержки местного кино «Синет Сахавуд» иуже дважды распределил гранты на5млнруб.: часть средств пошла, например, насъемки драмы «Пугало», взявшей в2020 году гран-при «Кинотавра». В«Якутской республиканской киносети» дают понять, что власти ранее ограничивались «небольшой поддержкой частных студий ивысокобюджетными госзаказами» (например, исторической картины «Тыгын Дархан» сбюджетом в255 млнруб. идесятитысячной массовкой).
Сардана Саввина называет переломным моментом для отрасли назначение Айсена Николаева главой Республики Саха (Якутия) в2018 году: сего подачи республиканский кинобизнес объявили креативной индустрией, уточняет продюсер. Юрий Куприянов рассказывает, что первые сравнительно крупные поместным меркам средства в5млнруб. якутские власти направили наподдержку местного кинопроизводства в2017 году, нопосле прихода Айсена Николаева сумма была увеличена до8млнруб. В2020 году бюджет господдержки вырос до20млнруб., ивласти решили распределить его напитчинге (конкурсе презентаций кинопроектов).
Вреспубликанском Минкультуры пояснили, что готовы поддержать съемки анимационных, исторических, документальных лент ифильмов попроизведениям классиков якутской литературы. Пословам Юрия Куприянова, напитчинг поступили семь заявок; его итоги чиновники собираются подвести вдекабре 2020 года, ав следующем году провести такойже конкурс «с еще большим размахом».
Автор:
Дмитрий Серов.