О роли банков на рынке слияний и поглощений РБК+ рассказала управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Татьяна Крейтор.
— Как вцелом выоцениваете масштабы изрелость механизма M&A вРоссии?
— Российский M&A-рынок является достаточно крупным изрелым— ежегодный объем проводимых сделок исчисляется десятками миллиардов долларовСША. При этом, как иво всем мире, рынок является цикличным, его динамика зависит оттемпов экономического роста, стоимости идоступности капитала, стабильности валютного курса идругих факторов.
Одновременно сэтим нароссийском рынке еще невполне укоренилась культура найма инвестиционных банков насопровождение сделок— вотличие, например, отрынков США иЕвропы, где это является общепринятой практикой.
ВСбербанке мысейчас проводим системную работу поповышению осведомленности наших клиентов относительно преимуществ работы сфинансовым консультантом над сделками M&A— прежде всего это относится кклиентам изкатегории крупного исреднего бизнеса, поскольку укрупнейших российских корпораций это уже итак вошло впривычку.
— Какова роль банков всфере M&A?
— Крупные банки всделках слияния ипоглощения могут выполнять функции нетолько финансового, нои инвестиционного сопровождения, консультировать вчасти правильного выбора объекта покупки, определения его справедливой цены, оценивать факторы рисков для сторон, анализировать процесс сточки зрения законодательства.
Укрупных банков есть ресурсы, чтобы оценить текущую общую ситуацию наотраслевом рынке, проанализировать баланс производства/потребления региональных рынков, покупательский спрос исостояние конкурентного поля.
Сегодня «Сбер»— это большая экосистема, где достаточно много направлений, укоторой очень много партнеров для того, чтобы комплексно провести due diligence сделки. Витоговом отчете мыможем дать полную картину: будетли востребована продукция, для производства которой одна компания покупает новые мощности или оборудование. Кто будет покупателем, естьли смысл всделке, если каналы сбыта заняты крупными федеральными игроками, когда, кпримеру, речь идет опродукции агропрома,— или вней нет ниэкономической целесообразности, ниокупаемости. Ноесли сделка выгодна, томы поможем ееправильно провести. Идаже проконсультируем, как лучше выстроить сбыт продукции, отчасти опятьже обратившись кпомощи партнеров.
— Воктябре врамках форума «Золотая осень— 2020» «Сбер» провел тематическую сессию ослияниях ипоглощениях вАПК. Какова специфика работы банка сагропромом?
— Агропром— большая отрасль, стратегически значимая для нашей страны. При этом она очень сложная иразнородная, имеющая много направлений исегментов. Классификатор нашего банка, кпримеру, разделяет АПК на27подотраслей, которые затем еще дробятся наболее мелкие группы. Для каждой подотрасли, для каждой группы предусмотрена своя специфика кредитования иобслуживания: кому-то средства необходимы быстро ина короткий срок, кому-то нужны длинные деньги. Соответствующим образом унас диверсифицирован портфель вАПК. Около 50%— это краткосрочные кредиты догода, которые выдаются насезонно-посевную кампанию, для поддержки инвестиционных проектов ипополнения оборотных средств. Ичуть более 50%— инвестиционные кредиты насрок отдвух до15лет.
АПК очень сильно отличается отдругих отраслей экономики— здесь длинный инвестиционный цикл: долгий срок окупаемости ифинансирования соответственно. И банк это понимает— адаптирует свои кредитные иинвестиционные модели. Когда мыопределяем инвестиционную стратегию, мысмотрим наопределенные риск-метрики, которые существуют вотрасли нетолько вцелом, нои вразрезе подотраслей. Учитывая, что вотдельных подотраслях «Сбер» обслуживает до70% игроков, тонам неочень сложно достоверно оценивать средние показатели порынку.
При этом для банка важно вести честный диалог. Если втой или иной подотрасли АПК есть проблемы, если сделка невыгодна для клиента, томы обэтом обязательно предупредим. Кпримеру, насегодняшний момент вряде подотраслей (таких как птицеводство, свиноводство) произошло насыщение: предложение внутри страны избыточно, аэкспорт открыт недля всех— очень много требований. При этом производство тоже остановить невозможно. Ситуация непростая, именно поэтому игрокам данных подотраслей уже сейчас нужно понять, какова ихдальнейшая стратегия развития.
— АПК— это еще малое исреднее предпринимательство (МСП) имикробизнес, иони тоже являются вашими клиентами. Итакже становятся фигурантами сделок M&A. Что делает банк дляних, особенно сейчас, вусловиях пандемии?
—Да, сегмент МСП имикробизнес стали наиболее уязвимы впериод коронакризиса. Уних отсутствует вертикальная интеграция, нет достаточной подушки безопасности поликвидности. Для большинства компаний стал вызовом переход вонлайн-торговлю, так как это действительно сложный процесс.
Поэтому врамках нашей отраслевой стратегии мысделали комплексное предложение для каждого изсегментов/подотраслей, как для крупного, так идля среднего ималого бизнеса. Безусловно, мыбыли вынуждены принимать определенные решения вчасти подхода ккредитованию, вчастности из-за того, что сейчас многие перешли наудаленку. Кпримеру, упростили скоринговые модели. Теперь для малого бизнеса скоринг занимает три минуты, для среднего икрупного— семь минут. Сейчас мыстремимся еще больше усовершенствовать процесс, поскольку идет осенний комплекс полевых работ иАПК нуждается вкредитах.
При этом наш банк нина мгновение незакрывался для клиентов, иони видели, что мыувеличили темпы кредитования, старались врамках возможного поддержать всех, кто нуждался. Более того, совместно сМинсельхозом РФмы инициировали пролонгацию кредитов для субъектовМСП, атакже введение льгот при кредитовании навыдачу заработной платы.
Сточки зрения определения своего места нарынке, втом числе перспектив участия всделках M&A, малому бизнесу нужно сегодня впервую очередь смотреть нато, что происходит врегионе присутствия: кто ключевые игроки, какие уних показатели, можешьли тыс ними конкурировать.
— Вкаких случаях компаниям вообще следует смотреть всторону M&A?
— Если компания способна привлечь дополнительное финансирование. Или есть накопленный капитал для того, чтобы проводить вертикальную интеграцию, иона оправданна ицелесообразна. Если региональный рынок, который формируется главным образом врусле инвестиционных программ крупнейших федеральных илокальных игроков, позволяет тебе выйти влидеры иповысить свою эффективность наэтом рынке. Вэтих случаях, конечноже, стоит рассматривать вчисле других иметод M&A. Главный побудительный мотив при этом— понимание: «Все, яне развиваюсь, моя рентабельность начинает падать, именя это беспокоит».
Если нет накопленного капитала, если компания существует, ноу нее начинаются изменения вструктуре покупателей, есть сокращения, негарантированный сбыт, разовые контракты, тостоит задуматься: кто забирает твой рынок? Испособнали вертикальная интеграция тебе помочь? Каждый проект индивидуален, ибанк как раз смотрит нариск-метрики для того, чтобы понимать, как добиться эффективности, действительноли стоит тратить эти косты.
Мыс нашей командой уже выступаем вкачестве консультантов, потому что прошли достаточно большой путь. Стараемся выглядеть вглазах клиента непросто как финансовый институт повыдаче кредитов, арассматриваем всю стратегию наперспективу, полностью вовлекая впроцесс нетолько своих региональных менеджеров, свои кредитующие подразделения, нои корпоративных клиентов, отраслевые союзы, government relations. Мытакже можем предложить клиенту стать партнером вбизнесе через продукты мезонинного иакционерного финансирования, что позволит расширить его финансовые возможности при решении широкого круга задач, такихкак: проектное финансирование; выкуп акционеров, когда может возникать недостаток собственного акционерного капитала. Ив том числе это может быть сделка M&A, еслимы, применив наш колоссальный опыт иэкспертизу, сможем сказать клиенту, что соответствующее решение будет максимально эффективным сегодня.