18, Февраль 2021

Что привлекает специалистов на госпредприятиях

Принято считать, что госменеджмент малоэффективен по сравнению с бизнес-управлением. При этом 24% трудящихся россиян заняты в госсекторе. Есть ли плюсы у госпредприятий в формирования корпоративной и кадровой политики?

Около17,5 млн человек, или 24% трудящихся россиян, заняты вгоссекторе, подсчитали впрошлом году эксперты рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги». Нафоне пандемии доля государства вэкономике России вближайшее время может значительно вырасти. Такое предположение, вчастности, ранее высказал глава Счетной палаты РФАлексей Кудрин.

Основной движущей силой, побуждающей людей работать нагоспредприятии, является ощущение защищенности истабильности, считает директор поразвитию ВНИИ труда Минтруда РФНадежда Сладкова. Араспространенное мнение, что государственный менеджмент менее эффективен посравнению сбизнес-управлением, неболее чеммиф, уверенаона: «Как ив бизнесе, качество менеджмента вомногом определяется его лидером икомандой». Конечно, существуют некоторые ограничения виспользовании управленческих инструментов ворганах государственной власти, деятельность которых жестче регламентируется посравнению сбизнес-компаниями. Однако при наличии компетенций иреальном стремлении менеджмента вгосударственных предприятиях добиться роста эффективности, поее словам, результаты деятельности могут быть вполне сопоставимы.

Новый подход

Государственным ичастным предприятиям свойственны разные модели управления, ноих разделение весьма условно, считает доцент кафедры государственного имуниципального управления РЭУ имениГ.В.Плеханова Максим Соколов: «В теоретическом плане следует различать «государственное управление», которому свойственна бюрократичность, относительно низкая прозрачность, и«публичное управление», предполагающее внедрение принципов управления, аналогичных бизнес-структурам, максимальную открытость иориентированность наудовлетворение потребности клиента, которым выступает общество».

По мнению эксперта, впоследнее время среди российских госкорпораций наблюдается тенденция кпереходу нановую модель управления. «Наша страна делает первые реальные шаги попереходу кмодели публичного управления, что выражается, кпримеру, вразвитии принципов проектного управления, развитии стандартизации нагосударственной службе, внедрении систем оценки эффективности руководителей иисполнителей вгосударственных организациях»,— продолжает Максим Соколов.Это, поего словам, позволяет постепенно трансформировать административную модель управления, ориентированную наудовлетворение целей государства, иформировать «менеджериальную модель, ориентированную наудовлетворение потребностей общества».

С тезисами коллеги несогласен заместитель директора Института государственного имуниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский: «Дискуссии отом, насколько эффективны государственные предприятия всравнении счастными, длятся более 50лет, появился огромный план эмпирических исследований. Подавляющее большинство изних позволяет утверждать, что частные предприятия работают более эффективно всравнении сгосударственными или предприятиями смешанной формы собственности». Онтакже ссылается наданные исследований, которые говорят, что суменьшением доли государства вакционерном капитале наблюдается рост рентабельности основных фондов компании, авыручка наодного занятого воФГУП всреднем была значительно ниже, чем всекторе негосударственных предприятий.

Управление вгоспредприятии неможет быть неэффективным, поскольку главный заказчик— государство предъявляет жесткие требования, утверждает, всвою очередь, генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Президент-Отель» Кира Захарова: «Унас, как угоспредприятия, ответственность больше. Директора госпредприятий, как ипредприниматели, сегодня нацелены наэффективность». Поее словам, руководители современных госпредприятий используют теже системы мотивации сотрудников, что ив частных компаниях.

Конкуренция как драйвер внутреннего развития

В перспективе работа вгоспредприятиях станет еще более привлекательной для специалистов засчет единой кадровой политики, уверена Надежда Сладкова: «Государственные корпорации масштабируют единую кадровую политику навсе подчиненные предприятия, определяя всю совокупность требований вотношении человеческих ресурсов: поорганизации труда, подбору, оценке, профессиональному развитию имотивации персонала, мерам социальной поддержки». Кадровая политика предприятий, поее словам, посвоей сути обязана быть социально ответственной. Предприятиям остается только адаптировать единую корпоративную кадровую политику ксвоей сфере деятельности игеографии.

По мнению Максима Соколова, требования кгосударственным имуниципальным служащим становятся жестче засчет развития рынка труда иконкуренции среди государственных учреждений.Это, вчастности, выражается вразвитии стажерских программ ипрограмм кадрового резерва, как это принято вкорпоративном секторе. «В настоящее время программа подготовки бакалавров имагистров поспециальности «государственное имуниципальное управление» стала многогранной имеждисциплинарной, специалисты станут высококвалифицированными служащими, способными эффективно работать вновой системе управления»,— говорит эксперт. Особое место здесь, поего словам, занимают икрупные государственные проекты, такие как «Россия— страна возможностей», ориентированные напоиск иразвитие талантов, способных стать высококлассными управленцами ворганах власти.

Опрошенные РБК+ эксперты считают, что стабильная работа, регулярный рост оплаты труда, возможность построить прозрачную идолгосрочную карьеру, решая при этом общественно важные задачи,— ключевые факторы, привлекающие современную молодежь кгосударственной имуниципальной службе.

Автор:
Надежда Орлова.

Источник