Игроки MLM-сегмента перестали ориентироваться на Запад и организуют технологические цепочки в России. Одна из причин – производство внутри страны зачастую предпочтительнее импорта сырья или зарубежной готовой продукции.
Массовый перенос производств предпринимателями изMLM-среды народину брендов впоследние годы был вызван сразу несколькими факторами. «Очевидный— пандемия коронавируса, которая заставила многие крупные мировые компании сокращать транспортные цепочки,— объясняет основатель компании Xcritical Яков Лившиц.— «Другая причина— неясность с«войной тарифов», инициированной экс-президентом США Дональдом Трампом». Поего словам, сучетом того, что ВТО практически бездействует, такой перевод производства означает снижение рисков попасть под тарифную войну.
Так, поданным британской компании Econsultancy, 69% компаний Соединенного Королевства отмечают падение спроса наих продукты иуслуги. Тренд вбольшей степени отразился насреднем ималом бизнесе: 77% компаний сгодовым доходом менее £50 млн ($62 млн) показали падение спроса. Для крупных компаний этот показатель составляет 64%.
Вместе стем крупный бизнес (в том числе иMLM-структуры) впоследний год сталкивается сбольшими трудностями, связанными спроизводственно-сбытовыми цепочками, посравнению сосредним ималым бизнесом: соответственно, 44% и32% компаний.
фото: пресс-служба
Спрос наэлектроэнергию вСША впериод с29 марта по4 апреля 2020 года снизился на5,7% посравнению саналогичным периодом прошлого года. Это самый низкий показатель запоследние 16лет. Распространение COVID-19 повлияло наразрыв крупнейших производственно-сбытовых цепочек вКитае, США иЕвропе. Это привело кпадению промышленного производства, уменьшению экспорта иимпорта, внекоторых случаях— даже костановке производства.
Обэкономическом эффекте такого перевода пока судить рано, нов следующей порции корпоративных отчетов онуже найдет отражение, добавляет Яков Лившиц.
Геополитические факторы
Есть уMLM-компаний идругие объективные причины, констатирует аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов: «Если говорить, кпримеру, одиетическом питании, после старта санкционного кризиса в2014 году, его поставки изЕвропы прекратились. Впоследующие годы намаржу продавцов стала оказывать влияние девальвация рубля». Все большее число предпринимателей стало понимать, что импортозамещение— это непросто модное понятие, ажизненная необходимость, говорит аналитик. «С точки зрения любого российского дистрибьютора, нетолько сетевого ине только пищевого, производство внутри страны стало предпочтительнее импорта»,— делает вывод Емельянов.
Перевод производства ближе кпотребителю— одна изважных стратегий повышения эффективности бизнеса, иэто гораздо более важный критерий определения логистики процесса, чем просто нахождение рядом сместом «рождения» бренда. «Пандемия только ускорила эти процессы. Запустить снуля иосуществить релокацию производственного предприятия заполгода— это фантастически быстрые сроки»,— считает доцент кафедры маркетинга РЭУим.Г.В.Плеханова Ольга Гринева.
Поее мнению, пандемия заставила производителей проанализировать цепочки создания ценности для потребителя ина структуру процесса формирования прибыли.Там, где можно сэкономить, сократить расходы, втом числе надоставку, это активно предпринимается все последние месяцы.
При этом делать выводы озатратах бизнеса напроизводственный цикл следует сучетом многих составляющих, уточняет Гринева. Например, стоимость рабочей силы иуровень административного прессинга остаются более подвижными частями, тогда как материалы икомплектующие, особенно вусловиях изменения валютного курса ипри наличии импортных комплектующих, скорее играют против интересов производителей, полагает эксперт.
Дома лучше
Отечественный представитель индустрии сетевых продаж— компания Faberlic— отреагировала нановые для российского бизнеса экономические реалии одной изпервых. Санкции идевальвация рубля 2014−2016 годов вынудили Faberlic открыть первую швейную фабрику вгороде Фурманов Ивановской области.
Другой игрок российского MLM-сегмента— компания NLInternational— еще шесть лет назад придерживалась противоположной стратегии, импортируя продвигаемые продукты изЗападной Европы. С2003 года NLInternational работает впартнерстве сфранцузской лабораторией, выпускавшей продукты для здорового образа жизни. Россияне реализовывали три четверти продукции коллег изФранции, развивая совместный бренд Energy Diet.
фото: пресс-служба
В2014 году поставки изФранции были приостановлены, причина— введение Евросоюзом первого пакета антироссийских санкций иответных российскихмер, после чего поставки изЕвропы оказались невозможны. Компании Дмитрия Хохлова пришлось оперативно запускать собственное производство вРоссии (причем неповторяя уже раскрученный продукт, чтобы ненарушать авторские права), аему самому— менять привычные бизнес-подходы надиаметрально противоположные.
Сейчас Хохлов уверен, что «при наличии собственного производства легче реагировать навызовы рынка, ас хорошей командой технологов вообще можно творить чудеса»: «Намного легче создавать продукт сустойчивым спросом, накоторый небудет влиять даже затяжной кризис». Именно это помогло компании остаться нарынке в2014 году, атакже вырасти впродажах иобеспечить спрос всамый «разгар» пандемии в2020 году— выручка «НЛ Континент» завторой квартал 2020 относительно первого выросла на24%.
Врезультате родился бренд Smart Energy Diet, который может закрывать суточную потребность человеческого организма вбелках, жирах, углеводах имикроэлементах нехуже европейского аналога, рассказывает Хохлов. NLInternational получила международный сертификат качества ISO 22000:2018 откомпанииSGS, наличием которого может похвастать далеко некаждый российский производитель пищевой продукции, подчеркиваетон: «Наша практика показала: чтобы небыть взависимости отлюбых колебаний икатаклизмов, твердо стоять наногах, производство должно быть своим».
Не только санкции
Производство народине бренда— общемировое явление, которое началось нев России ипорой никак несвязано нис валютными курсами, нис экономическими санкциями, рассуждает Валерий Емельянов: «Нынешний уровень промышленных технологий настолько высок, что выможете купить импортный станок, арендовать цех ис минимальными трудовыми затратами производить практически любой товар массового спроса влюбой точке мира». Поего словам, затраты наручной труд впромышленности стали менее высоки, чем издержки налогистику. «Модель последних десятилетий, когда выпроектировали продукт, апотом заказывали его изготовление вдругой стране, потому что там зарплаты ниже, все менее актуальна»,— добавляет эксперт.
Подобный подход впоследние два десятилетия демонстрировала все таже Faberlic. Компания еще впервой половине нулевых наладила косметическое производство наюге Москвы, ав 2004 году приобрела расположенную недалеко отосновных промышленных площадей фабрику, возведенную в1989 году для совместного предприятия «Мосбытхима» иконцерна L’Oreal.
Всвою очередь NLбольше пяти лет активно использует российское сырье. «Если мывыбираем облепиху, толучшая ягода— наша. Максимально эффективные иэкологически чистые продукты облепихи без техногенной нагрузки заготавливается вАлтайском крае»,— рассказывают вкомпании.
При этом примерно половина используемого впроизводстве сырья остается импортной, подчеркивают вкомпании: «Несмотря нато что само производство локализовано вРоссии, мыпродолжаем работать спроверенными мировыми производителями, предоставляющими достоверную информацию окачестве своей продукции иее составе».
Импортные поставки сырья являются необходимостью для компании, когда невозможно найти качественных отечественных аналогов, добавляют вNL International: «Значимая характеристика для сырья— место его произрастания. Например, природное место выращивания артишока— страны Средиземноморья, где климатические показатели позволяют собирать сырье стабильно высокого качества. Поэтому мыиспользуем всвоем производстве экстракт артишока только европейских производителей».
Наконец, еще один аргумент впользу производства народине бренда лежит для MLM-компаний вполитико-административной плоскости. Внастоящий момент уроссийских региональных властей есть хороший шанс привлечь ксебе новых крупных производителей, снижая уровень административного давления ипозиционируя себя как радушных «хозяев», которые готовы предоставить новые возможности предпринимателям, резюмирует Ольга Гринева изРЭУим.Г.В.Плеханова.
Автор:
Алексей Лоссан.