26, Февраль 2021

«Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника»

О том, как в логистике меняются бизнес-модели и обязанности работников, РБК + рассказала директор по развитию персонала компании ПЭК Оксана Васильева.

— Сегодня целый ряд факторов— отбурного развития цифровых платформ доизменения многих бизнес-моделей из-за COVID-19— способствует изменению привычного облика компаний вомногих сферах. Какую трансформацию переживают логистические компании? Как изменяется потребность вработниках?

— Изменения действительно очень быстрые. Вэкосистеме логистического оператора появляются все новые бизнес-направления. ВПЭК, например, уже десять таких юнитов— отдоставки вторговые сети товаров ссоблюдением терморежима дособственного маркетплейса запчастей иавтотоваров, отполного спектра складских операций допредоставления ИТ-сервисов для внешних пользователей. Развитие бизнес-юнитов привлекает вкомпанию сотрудников новых профилей.

Вподборе кадров явижу три основных направления. Бизнес ищет топ-менеджеров, способных адаптировать компанию кновым реалиям идобиться быстрых результатов даже вкризис. Всвою очередь, цифровизация иавтоматизация процессов диктуют спрос наспециалистов вдиджитал-направлениях, понимающих вбережливом производстве, умеющих сделать операционку простой ипонятной. Иконечно, самые востребованные— рабочие профессии: водители, специалисты складов, маркировщики, плотники ит.д.

— Какая сейчас ситуация нарынке труда? Какие работники вдефиците?

— Если говорить обелых воротничках, токадровый потенциал огромный. Пандемия открыла больше возможностей для региональных кандидатов: многие направления бизнеса перешли наудаленную или гибридную форму работы, что позволяет привлекать кандидатов изразных регионов страны. Это сокращает разрыв взаработных платах вмегаполисах инебольших населенных пунктах, дает крупным компаниям возможность оптимизировать фонд оплаты труда. Обратная стороны медали— малый исредний бизнес врегионах теперь вынужден конкурировать закадры скрупными работодателями.

Авот ссиними воротничками ситуация совершенно иная. Они крайне востребованы, кроме того, вусловиях карантина были проведены изменения налогообложения, что дало возможность таким работникам переходить встатус самозанятых, которые трудятся сами насебя. Итог— скачок встоимости труда таких работников. Спрос работодателей намассовые специальности вырос ииз-за оттока иностранной рабочей силы, атакже резкого подъема онлайн-торговли. Эти факторы стимулируют бизнес кболее гибким подходам ввопросах финансовой мотивации, систем компенсаций ильгот. Главная задача— удержание персонала ипривлечение перспективных специалистов.

Мыиспользуем все современные инструменты кадрового подбора, включая искусственный интеллект. Неслучайно в2019 году ПЭК заняла второе место вконкурсеWow!HR: мыможем подобрать себе специалиста вштат за60 минут. Нокомпания как работодатель идет дальше: мыменяем само содержание деятельности работников нарядовых позициях, открывая имновые перспективы.

— Какой новый функционал возможен вработе складских логистов, грузчиков? Соответственно, какое обучение они могут пройти?

— Влогистике актуальное направление— это автоматизация ироботизация, цель которых минимизировать участие человека врутинных операциях. Врезультате сотрудники изисполнителей переквалифицируются воператоров, контролеров. Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника. Тоже самое касается, например, специалистов складов, которые упаковывают груз. Унас появились роботы-палетообмотчики, которые часть операций делают автоматически, втом числе оборачивают груз стретч-пленкой. Тоесть работник склада уже неделает это вручную, аследит задесятью машинами, чтобы они все делали быстро икачественно.

Соответственно, мыв ПЭК внедряем внутренние программы обучения, которые позволяют сформировать улюбого сотрудника, даже пришедшего вкомпанию совсем без опыта, необходимые для работы вновых условиях навыки. Четкий регламент— курс «как сделать табуретку»— разработан для каждой операции. Выпришли, посмотрели ипоняли, как упаковать груз, загрузить его вфуру— идальше любые программы снарастанием сложности. Есть программы для адаптации кизменениям, атакже возможности внешнего обучения. Унас разработана ивнедрена платформа для онлайн-обучения: если выхотите расти иосвоить новую специальность вкомпании, можете изучать курсы, которые неимеют отношения квашей сегодняшней деятельности. Каждый сотрудник может для себя выбрать перспективное направление, заявиться вкадровый резерв ив итоге перейти нановую позицию вслучае появления вакансии.

— Приведите, пожалуйста, примеры подобных переходов— горизонтальных или вертикальных.

— Начну ссебя: япришла вкомпанию руководителем учебного центра, астала одним изтоп-менеджеров, руководителем поразвитию персонала. Таких историй очень много. Аналитик изИТ-департамента вырос доруководителя департамента поработе склиентами, руководитель справочного отдела— доруководителя логистического центра. Улинейного персонала тоже масса возможностей для роста. Например, менеджер поработе склиентами спокойно может достичь позиции начальника отдела или руководителя направления.

Вкомпании приветствуется проектная деятельность. Унас есть специальная платформа— генератор идей, где сотрудник может разместить свое рацпредложение. Причем эта идея может быть несвязана сего профессиональными обязанностями: когда сотрудник понимает, видит, что можно улучшить вработе компании. Часто авторы таких предложений переходят впроектный офис либо вдепартамент, профилем которого является реализация идеи.

— Увас собственная социальная сеть на10тыс. человек. Что она дает работникам икомпании?

— Внутренняя социальная сеть— это центр коммуникации. Здесь выможете узнать новости компании имеждународной логистики, мырегулярно размещаем там свежие обзоры рынка. Участвовать вразвитии компании выможете через опросы, которые постоянно проводятся. Обучающие курсы иролики, корпоративная библиотека ибуккроссинг— все здесь. Можно участвовать впрофессиональных икорпоративных конкурсах или болеть задругих участников. Всоцсети заразные достижения зарабатывают ПЭК-коины— это наша внутренняя валюта, которую можно обменять вкорпоративном магазине «ПЭК-стор» насувениры, брендированые аксессуары, накоины можно прокачать профессиональные компетенции иполучить обучающий курс или перенять опыт удиректора любого департамента компании забизнес-ланчем.

Наконец, унас есть свои команды пофутболу, пейнтболу, собственное кулинарноешоу, баттлы продавцов ислужба нетворкинга. Единая коммуникационная площадка позволяет следить завсеми событиями вкомпании. Вобщем, соцсеть несет как деловые функции, так идает все возможности для творческой самореализации иэмоционального общения.

— Ккакой бизнес-модели вцелом стремится крупный логистический оператор?

— В2001 году мыначинали свой путь сперевозок автотранспортом, это был только сборный груз. Теперь варсенале компании ижелезнодорожные, иавиа, иморские перевозки. Унас есть собственные филиалы вКитае, Казахстане, Литве, мызанимаемся грузоперевозками поЕвропе иАзии. Очевидно, что влогистике равняться нам следует впринципе нена чисто транспортные компании, ана глобальных лидеров, таких как Amazon илиDHL. Мыуже наострие технологий: компания одной изпервых встране тестирует беспилотные перевозки, планируя стать лидером вэтом направлении. Беспилотники уже работают натерритории нашего крупнейшего хаба Москва-Бутово. Вближайшее время начнется тестирование магистральных беспилотных грузоперевозок поплатной трассе Москва— Санкт-Петербург. Фуры будут управляться автоматически,но, конечно, вних будут ездить инженер иводитель— необходимо создать инфраструктуру для беспилотников, понять, где эти машины должны заправляться, парковаться. Параллельно требуется сформировать законодательную базу для этого нового типа грузовиков.ПЭК, кслову, активно участвует взаконотворчестве— вчастности, всоздании нормативной базы для введения электронных сопроводительных документов вперевозках. Мыхотим, чтобы документооборот был минимизирован, алогистические процессы стали максимально понятными ипрозрачными. Вкомпании уже каждый водитель оснащен планшетом, через которые идет оформление всех документов. Аработа собственного Центра управления перевозками позволяет нам каждую минуту знать, где находятся наша машина игруз клиента. Всвою очередь, для водителя работа становится понятной, предсказуемой, асамое главное— безопасной.

Источник