4, Март 2021

«ИТ-специалисты востребованы уже на входе в университет»

Как обеспечить компанию кадровым резервом, почему Agile и проектный подход к организации бизнеса эффективнее традиционного управления, РБК+ рассказал генеральный директор Страхового дома ВСК Александр Тарновский.

— Как изменился запрос страховых компаний накадры завремя пандемии? Какие специальности стали более востребованными, какие, возможно, награни исчезновения?

— Общий тренд настраховом рынке связан сизменениями воперационной эффективности— скаждым годом становится все меньше ручного труда. Это первая волна цифровой трансформации. Чем менее квалифицированный труд, тем менее вближайшее время будут востребованы связанные сним специальности. Вторая волна распространится наконсультантов. Чат-боты активно завоевывают область дистанционного общения иконсультирования клиентов компаний повсем направлениям бизнеса. После того как завершится процесс машинного обучения, функцию андеррайтеров помногим статистическим рискам будет исполнять искусственный интеллект, включая расчет тарифов ианализ страховых случаев напредмет мошенничества. Это будет третья волна цифровой трансформации.

Намой взгляд, хорошие продавцы вагентских икорпоративных продажах будут востребованы всегда. Это высококвалифицированные специалисты, которые четко чувствуют потребности клиента. Этот тезис подтверждает опытСША, стран ЕСи Китая.

Востребованность более качественного сервиса при оптимизации операционных расходов скаждым годом только нарастает. Истраховым компаниям приходится конкурировать заталанты. Иэта борьба уже давно вышла запределы одной сферы бизнеса.

Например, при подборе ИТ-специалистов мыконкурируем состраховыми компаниями, банками, телекомом иИТ-компаниями. Сейчас ВСК выходит наэтап полноценной цифровой трансформации бизнеса. ИТ-специалисты, которые вближайшее время придут кнам, займутся развитием ивнедрением DevOps-практик впроцессе перехода намикросервисную архитектуру.

— Насколько подготовленными приходят квам специалисты?

— Многие студенты, которые учатся ИТ-специальностям, востребованы нето что навыходе изуниверситета, ауже навходе. Поэтому мыстараемся заранее обеспечить себе резерв таких специалистов. Идля этого организовали вТомском политехническом университете профильный учебный класс. Мысоздали вТомске свой ИТ-хаб. Сейчас там работают 75сотрудников, мыпланируем нарастить ихчисленность до150 человек втекущем году.

— Какие цифровые компетенции особенно остро нужны?

— Наиболее востребованы студенты, которые будут работать над переходом вмикросервисную архитектуру, умеющие работать сбольшими данными, сискусственным интеллектом, машинным обучением. Остро востребовано ивсе, что связано синформационной безопасностью. Риски, связанные скибербезопасностью, растут, поэтому испециалисты вэтой области будут востребованы всегда. Говорят, что представители поколения, которое сейчас учится вуниверситете, вынуждены будут втечение жизни несколько раз менять профессию. Ноя думаю, что ИТ-специалистам точно непридется переквалифицироваться вабсолютно другую сферу деятельности. Своих детей ябуду ориентировать вэтом направлении.

— Насколько жесткая иерархичность управления вВСК?

—Все, что связано соструктурным управлением, становится более архаичным, иерархия «генеральный директор, заместитель, управления, отделы, подотделы» уже неактуальна. Многие компании переходят напроектное управление для решения вопросов операционной эффективности, адля разработки ивывода новых продуктов работают Agile-команды. Всентябре мызапустили первый поезд (несколько Agile-команд, работающих водном стратегическом направлении). Ав конце 2020 года вВСК уже было сформировано 19команд, работающих понескольким стратегическим направлениям пометодологии SAFe. Такой подход нетолько направлен наускорение реализации стратегических задач, нои помогает решить большое количество сопутствующих вопросов: настроить прозрачный процесс взаимодействия заказчика иисполнителя; научить ИТи бизнес разговаривать наодном языке илучше понимать друг друга; осуществлять регулярное планирование ибыстрый выпуск нарынок востребованного продукта; иметь возможность корректировать задачу походу поиска решения иразработки.

— Кто входит всостав таких команд?

— Каждая команда всреднем состоит из10–12 сотрудников. Всоставе 70% ИТ-специалистов— программистов, тестировщиков, аналитиков. Остальные— представители операционного блока, финансов, продуктологи. Внутри команды нет жесткой иерархии. Каждые две недели продуктовый менеджер видит промежуточные результаты работы команды иможет вонлайн режиме скорректировать задачу. Результат работы оценивается каждые2,5 месяца. Оценка выводится порезультатам работы всей команды.

— Каковы результатами нового подхода?

— Благодаря этому мыочень быстро продвинулись понескольким направлениям, впервую очередь связанным сдистанционным взаимодействием склиентами. ВСК— единственная компания, полностью реализовавшая бесшовный путь отзаключения договора каско доурегулирования. Наш дистанционный сервис урегулирования покаско получил награду нафоруме страховых инноваций Innoins-2020, атакже позволил ВСК стать лауреатом премии «Время инноваций» вноминации «Сервисное решение года». Кдекабрю 2020 года уже 50% клиентов воспользовались удобным сервисом для урегулирования спомощью мобильного приложения. Мыпродолжим движение вэтом направлении ив ОСАГО. Сейчас есть определенные законодательные ограничения, ноуже втекущем году они должны исчезнуть.

— Важнали атмосфера вколлективе при работе наудаленке? Сохраняетсяли вообще понятие коллектива?

— Человек— существо социальное, поэтому, ядумаю, коллектив иатмосфера будут важны всегда. Мыпровели опрос коллег— ау нас 80% доослабления ограничений работали дистанционно— ивыяснили, что все 100% готовы выйти вофис. Хотя многие операционные задачи они спокойно решали дистанционно. Новсеже когда требуется мозговой штурм, более глубокое погружение вработу команды, очное общение, намой взгляд, более продуктивно.

— Как можно сделать карьеру вВСК? Естьли карьерный лифт длятех, кто работает нев столице?

— Исторически ВСК развивает своих сотрудников внутри компании, предоставляя возможности перемещения внутри региональной сети, между филиалами ицентральным офисом. Для этого ежегодно формируется кадровый резерв излучших сотрудников поитогам ежегодной оценки деятельности, которые вдальнейшем занимают ключевые управленческие позиции. 67из81 директоров региональных филиалов были назначены изчисла сотрудниковВСК.

Например, недавно мыпоздравляли Антона Самсонова сновым назначением надолжность директора Сахалинского филиала. С2016 года онпрошел путь отруководителя дирекции поработе сбанками Нижегородского филиала дозаместителя директора филиала. Асейчас возглавляет наш филиал наСахалине. Другой яркий пример— Вера Гезердава, которая 21год работает вВСК. Прошла путь отстрахового агента дозаместителя генерального директора, ав прошлом году возглавила блок управления продаж. Хорошим примером можно назвать Ольгу Сорокину, она пришла вкомпанию в2010 году вкачестве главного менеджера пострахованию центра автострахования Волгоградского филиала. Ав 2018 году уже заняла должность заместителя генерального директора поразвитию бизнеса. Вноябре 2020 года Ольга получила престижную награду «Персона года» вноминации «Внедрение цифровых технологий встраховой отрасли» врамках ежегодной бизнес-премии «Лучшие вРоссии: компания года иперсона года». Или возьмем мой десятилетний карьерный путь отдиректора филиала вТвери догенерального директораВСК. Унас много примеров карьерного лифта, иесли погружаться отдельно вэту тему, томожно написать хорошую книгу. Еслиже обратиться кцифрам, тоболее 500 сотрудников ВСК успешно реализовали свои карьерные амбиции внутри компании в2020 году.

Источник