Коронакризис оказал серьезное влияние на весь рынок банковских услуг. Как трансформировался сегмент Private Banking и как меняются VIP-клиенты, РБК+ рассказал директор департамента частного капитала ПСБ Евгений Сафонов.
— Какие основные тенденции нарынке Private Banking (PB) выбы выделили внастоящее время?
— Клиенты Private Banking— достаточно консервативная аудитория, которая впервую очередь ценит личное, живое общение сперсональным менеджером. Однако время нестоит наместе, потребность вкачественных дистанционных форматах проявляется вовсех сегментах.
При этом речь идет нетолько обоперациях Daily Banking. С2020 года вусловиях пандемии истрогих ограничений банки начали переводить коммуникацию даже сVIP-клиентами побольшей части вонлайн. Нам удалось достаточно быстро адаптироваться кситуации, найти оптимальные варианты взаимодействия склиентами, полностью сохранив надежность иконфиденциальность. Нам было важно обеспечить бесперебойное обслуживание имаксимальный комфорт наших клиентов, чтобы они могли влюбое время связаться сосвоим персональным менеджером, воспользоваться услугами консьерж-сервиса или подключить инвестиционного консультанта для вопросов повложениям капитала.
Многие инвестиционные идеи ирешения также уходят вцифровой формат. Рекомендации, оптимальным образом составленная новостная рассылка, аналитика рынка,все, что требуется для оперативного принятия решения вусловиях дефицита времени, очень востребовано состороны состоятельных клиентов как вРоссии, так иза рубежом.
— Появилисьли при этом новые продукты?
— Осенью прошлого года ПСБ Private Banking запустил новый пакет услуг «Атмосфера», ориентированный нарешение задач нетолько клиента, нои его окружения. Пакет предоставляет сервис «Семейный доступ» для бесплатного подключения членов семьи клиента клинейке продуктов иуслуг ПСБ Private Banking.
— Как банки сегодня формируют семейную культуру управления частными капиталами? Как меняется портрет клиента всвязи сосменой поколений?
— Запоследние четыре года средний возраст клиента Private Banking снизился почти надесятьлет. Если в2016 году средний возраст составлял 59лет, тов 2020 году, проведя очередное исследование, мыувидели, что онснизился до51 года. Это значит, что сегодня младшее поколение, наследники капитала, активно вовлекаются вбанковское обслуживание иначинают управлять семейным бизнесом. Поэтому икаждого клиента мывоспринимаем как семью ссовокупным остатком денежных средств. Втоже время новое поколение диктует иновые, более высокие требования как кпродуктовой линейке, так ик технологичности обслуживания, функционалу цифровых сервисов. Тем неменее индивидуальный подход иживое общение вPrivate Banking неизменно сохраняются даже вэпоху тотальной цифровизации.
— Как при этом изменился спрос наинвестиционные продукты? Как состоятельные клиенты защищают активы отинфляции вусловиях нулевых процентных ставок вовсем мире?
— Рост спроса наинвестиционные продукты стал логичным следствием снижения процентных ставок ипривычного уровня доходности депозитного портфеля. За2020 год инвестиционный портфель наших клиентов вырос более чем двукратно. При этом линейка инвестпродуктов посвоей сути остается неизменной: это ПИФы сразличными стратегиями ииндивидуальное доверительное управление. Среди наших клиентов есть ите, кто предпочитает самостоятельно формировать свой инвестиционный портфель, используя экспертизу командыПСБ.
— Акакже традиционная консервативность клиентов сегментаPB?
— Количество финансовых инструментов внашей линейке позволяет предложить самые разные стратегии— отультраконсервативной доагрессивной. Все зависит отпредпочтений клиента, его целей, ожиданий, горизонта планируемой доходности иготовности криску. Мыникогда непредложим неискушенному инвестору инструменты суровнем риска, ккоторому онне готов. Длятех, кто только начинает выходить нафондовый рынок, мырекомендуем максимально безрисковые иконсервативные инструменты, например облигации.
— Ачем вцелом отличаются клиенты PBвРоссии иЕвропе, чем отличаются подходы банков?
— ВРоссии развивается несколько иная, чем наЗападе, продуктовая линейка, поскольку российские клиенты привыкли квысокому уровню доходности депозитов, ав Европе уже давно действуют отрицательные процентные ставки, иесли клиенты желают поддерживать остатки набанковских счетах, тоденежные средства, как правило, размещаются наобычных счетах иза это клиент платит комиссию.
Также, если сопоставлять пороги входа встатусVIP, тов России оннесколько ниже. ВЕвропе минимальным объемом капитала клиента Private Banking принято считать €1,5–2млн, поскольку сэтих сумм наЗападе начинается формирование диверсифицированного инвестиционного портфеля клиента.
ВРоссии эта сумма врублевом эквиваленте значительно ниже, нонаш банковский рынок исильно моложе, ему еще нет и30 лет— против нескольких столетий развития этого рынка вЕвропе. Формирование сегмента Private Banking вРоссии началось вконце 1990-х. С2010 года рынок активно развивается, нанем определились все основные игроки, которые довольно успешно удерживают свои доли.